Военная подготовка в вооруженных силах

Боевая подготовка сухопутных войск армии США

Рассмотрев и проанализировав войны и военные конфликты, происшедшие за последние 15 – 18 лет с участием вооруженных сил США, попытаемся разобраться, на чем основана мощь армии США. В частности, основной и главной составляющей американской армии—сухопутных войск. Мощь армии США основана на боевой подготовке. Боевая подготовка включает обучение личного состава в учебных центрах или на курсах для новобранцев в военных училищах ( школах ) родов войск ( служб ) и подготовку личного состава подразделений и частей. Учебные центры предназначены для одиночной подготовки военнослужащих, а также для действий в составе отделения, экипажа или расчета. Обучение в учебных центрах проводятся в несколько этапов.
Этап 1. Программа начальной подготовки новобранцев, по которой предусматривается их обучение в одном учебном центре и в составе одного учебного подразделения.
Этап 2. Повышенная индивидуальная боевая подготовка.

Первый этап подготовки расчитан по планам учебных занятий на восемь недель, обязателен для всех новобранцев независимо от характера их дальнейшей службы и проводится по общей учебной программе. Его основным содержанием является физическая подготовка, приобретение необходимых знаний и навыков для действий на поле боя. На первом этапе боевой подготовки также осуществляется знакомство с основами военного законодательсва и военной дисциплины, проводятся занятия по строевой и физической подготовке, изучается оружие массового поражения и методы защиты от него, воинский этикет и правила ношения формы одежды.

На втором этапе основнвое внимание уделено огневой подготовке. Новобранцы изучают материальную часть оружия, правила обращения с оружием, а также, в необходимом объеме изучают теорию стрельбы. В конце периода подготовки новобранцы выполняют две зачетные боевые стрельбы из винтовки М16А1 в дневных и ночных условиях. На этом же этапе изучается тактика солдата на поле боя и применение им оружия, проводятся тактические занятия в поле с элементами боевой стрельбы.

Основные предметы боевой подготовки новобранцев — тактика, огневая и физическая подготовка. Личный состав изучает уставы, методы ведения разведки, инжерное дело, топографию, вопросы санитарной гигиены и оказания первой медицинской помощи. Завершается обучение сдачей зачетов. Полевая выучка новобранцев проверяется на полигоне. На полосе местности протяженностью 3200 – 3500 м новобранцам следует:
— преодолеть препятствия и заграждения;
— огнем из штатного оружия поразить цель №1 » снайпер противника «;
—совершить тактический маневр, сблизиться с условным противником
и ручной гранатой уничтожить пулеметный расчет — это цель №2;
— оказать раненому военнослужащему первую медицинскую помощь;
— разобрать и собрать штатное оружие;
— и в конце полосы одиночным и автоматическим огнем из окопа поразить цели в широком секторе обстрела на дистанциях от 25 до 250 м.
С военнослужащими получившими незачет, организуются дополнительные занятия и повторная сдача зачетов. Лица, невыполнившие зачетные требования после дополнительных занятий, вновь проходят обучение по полной программе этапа начальной подготовки.
Военнослужащие, успешно сдавшие зачеты и хорошо зарекомендовавшие себя, направляются для прохождения курса повышенной одиночной подготовки ( по военно – учетной специальности) в учебные центры, на курсы в военных училищах ( школах ) родов войск ( служб ) или на курсы в частях и подразделениях регулярной армии. Обучение ( 6 – 8 недель ) включает комплекс практических и теоретических занятий, необходимых для службы в войсках. Для новобранцев, которые будут служить в пехоте и в составе танковых экипажей, главными являются вопросы тактической, огневой подготовки и вождение. Последние семь дней проводятся полевые занятия в составе отделения или экипажа танка ( БМП ) , в условиях, максимально приближенных к боевым. Они заканчиваются сдачей зачетов и суточными тактическими учениями с боевой стрельбой. После этого новобранцы отправляются в войска.

Боевая подготовка в частях и подразделениях сухопутных войск планируется на учебный год, который в армии США начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. Учебный год состоит из четырех периодов. Боевая подготовка в учебном году занимает 240 дней или 1920 часов. Боевая подготовка в сухопутных войсках втечение года протекает непрерывно. Идет постоянный набор новобранцев и увольнение в запас военнослужащих, которые выслужили свой срок по контракту. Боевая подготовка заключается в закреплении и поддержании на должном уровне, восстановлении утраченных и совершенствовании полученных знаний и умений, а также навыков военнослужащих, прошедших подготовку в учебных центрах.Представляет собой процесс боевого слаживания подразделений и частей для ведения боевых действий.
Структура боевой подготовки определяет коллективное обучение, как основу обучения. На него отводится в год 144 дня или 1152 часа.Это более 60% учебного времени. На индивидуальное обучение выделяется в год 72 дня или 576 часов, это 30% учебного времени и составляет 1,5 дня в неделю. Полдня в неделю отводится на обслуживание техники и оружия, проведению регламентных работ, спортивным состязаниям, медицинскому обслуживанию и другим мероприятиям.

Содержание статьи:

«Шагом марш!»: военная подготовка в российских вузах

Поделиться в социальных сетях:

Ежегодно 15 ноября в нашей стране отмечают Всероссийский день призывника. Инициатива принадлежит первому президенту Российской Федерации Борису Ельцину – в 1992 году он распорядился проводить ежегодные празднования для повышения престижа военной службы и военно-патриотического воспитания молодежи.

Помимо службы в армии по призыву, студенты могут воспользоваться альтернативой, которую предлагают военные кафедры российских университетов. О том, как учащиеся вузов исполняют свой военный долг и что нового появилось на военных кафедрах российских университетов – читайте в материале m24.ru.

Фото предоставлено факультетом военного обучения МГТУ им. Н.Э. Баумана

Как развиваются военные кафедры в наши дни

Несмотря на то, что в последние годы растет число молодых людей, которые хотят связать свою жизнь со службой в вооруженных силах, военные кафедры не остаются без работы. О специфике современной военной подготовки в российских университетах рассказал начальник факультета военного обучения МГТУ им. Н.Э. Баумана полковник Николай Максименко.

Фото предоставлено факультетом военного обучения МГТУ им. Н.Э. Баумана

Ключевые изменения произошли в 2008 году – до этого момента кафедры гражданских вузов готовили офицеров запаса для российской армии.

С началом масштабных реформ Вооруженных сил России, появилась потребность в кадрах, обладающих не только военными, но и углубленными инженерными знаниями по редким, специфическим и сравнительно малочисленным военно-учетным специальностям.

В первую очередь, это связано с перевооружением нашей армии и внедрением новых образцов военной техники. Для того чтобы обеспечить армию необходимыми специалистами, наряду с военными кафедрами при университетах, были созданы учебно-военные центры, специализирующиеся на целевой подготовке студентов, которые по окончании вуза хотят отправиться служить в армию по контракту.

Фото предоставлено факультетом военного обучения МГТУ им. Н.Э. Баумана

Можно сказать, что эти центры представляют собой, в каком-то смысле, небольшие военные училища при гражданских вузах. Их первые выпуски уже прошли и молодые лейтенанты разъехались по воинским частям. Они оказались очень востребованы в Воздушно-космических силах России, Ракетных войсках стратегического назначения и других видах и родах войск.

Пилотный проект

Фото предоставлено факультетом военного обучения МГТУ им. Н.Э. Баумана

С сентября 2014 года в российских вузах начался пилотный проект по подготовке солдат и сержантов запаса с высшим специальным образованием. Поскольку современная военная техника становится все более сложной и высокотехнологичной, в армии растет потребность в соответствующих кадрах.

Фото предоставлено факультетом военного обучения МГТУ им. Н.Э. Баумана

Так, в этом году только из МГТУ им. Н.Э. Баумана порядка 700 студентов после завершения военного обучения в вузе, отправились в расположение военных частей на учебные сборы. Они прошли практическое обучение, сдали итоговую аттестацию, чтобы уже в следующем году вместе с дипломом об окончании вуза получить военный билет и пополнить мобилизационный ресурс нашей страны.

Фото предоставлено факультетом военного обучения МГТУ им. Н.Э. Баумана

В чем заключается возросшее желание студентов учиться на военной кафедре? В первую очередь это связано с ростом престижа военной службы в последние годы. В частности, МГТУ им. Н.Э. Баумана является оборонным вузом, так что наряду с теми студентами, которые хотят построить свою карьеру в вооруженных силах России, есть те, кто видит свое будущее в работе на оборонных предприятиях нашей страны. Для них военная кафедра дает необходимые знания по соответствующей военно-учетной специальности, понимание о структуре вооруженных сил, на благо которых они будут трудиться в дальнейшем.

Как и когда появились военные кафедры

История появления военных кафедр в российских университетах берет начало с 1926 года. 20 августа Постановлением ЦИК и СНК СССР студентам установили норму военной подготовки – 180 часов теории и два месяца военных сборов, где учащиеся применяли полученные знания на практике. Тогда это называлось подготовкой комначсостава.

В год введения нормы военная подготовка началась в 135 институтах по всей стране, в том числе – МВТУ им. Н.Э. Баумана, МГИМО МИД СССР, МГУ им. М.В. Ломоносова. Ее участниками стали около 80 тысяч советских студентов. Позднее эти нормы распространили на гуманитарные, инженерные и медицинские учебные заведения.

В результате студентам, успешно сдавшим военные дисциплины, присваивали офицерское звание и зачисляли в запас – в случае войны они становились младшими командирами вооруженных сил.

Что скажут сами студенты

Фото предоставлено факультетом военного обучения МГТУ им. Н.Э. Баумана

Кирилл Дашкевич, студент МГУ им. М.В. Ломоносова

Мои мама и папа – офицеры запаса, хотя военными никогда не были. В свое время они оба закончили Смоленский Государственный Медицинский Институт, а это было еще при Советском Союзе – тогда, вроде, все врачи должны были пройти военную подготовку, чтобы в случае войны работать на фронте.

Когда я поступил в университет, то решил не прерывать семейную традицию – это во-первых. Ну а во-вторых, я сам не испытываю интереса к военной службе, так что для меня это – хороший способ отдать долг Родине, не выпадая на год из жизни после окончания вуза.

Владислав Дунец, студент НИУ ВШЭ

Для молодых людей «военка» – простой способ получить военный билет. Поступая на кафедру, я думал: ну, отхожу, отмучаюсь на занятиях, потом месяц на сборах, и все, забудем навсегда о слове «армия». Походил, да втянулся…

Самой интересной частью стали военные сборы: ощущать себя чем-то большим, чем просто «ты», чувствовать силу дружеских отношений внутри взвода, испытывать себя как физически, так и психологически.

В общем, военная кафедра – это не просто «откос», это новые знания, преданные друзья, невероятный опыт и целая веха в жизни человека, которую потом можно вспоминать с улыбкой.

Кирилл Глазов, студент НИУ ВШЭ

Фото из личного архива Кирилла Глазова

Военная кафедра – это упорство и преодоление своих слабостей на протяжении всех трех лет обучения. Мой путь туда начался в середине первого курса, когда объявили требования для поступления: необходимо было сдать ряд нормативов (бег на 100 метров и три километра, подтягивания), а также иметь высокую успеваемость на конец года.

Самой сложной задачей был забег на три километра. Полгода подготовки и занятий в Бауманском манеже дали свои плоды, ужасный «марафон» был пройден, экзамены сданы, куча бумажек от врачей и диспансеров собраны, и вот, в конце лета я с радостью узнал, что имею шанс стать (да, звучит слишком пафосно) офицером российской армии.

Благодаря мне и еще нескольким парням с факультета, поступившим вместе со мной, у наших одногруппников – девушек и парней, уже купивших военник – появился официальный выходной. А нас ждали первые учебные дни. Каждый четверг я вставал в шесть утра, чтобы доехать на другой конец Москвы и быть в 8:30 на плацу, дабы успеть на развод, услышать российский гимн, увидеть подъем флага и не выспавшиеся лица товарищей.

Главное для студента на военной кафедре – это отсутствие прогулов, опрятный внешний вид и сдача всех экзаменов в процессе обучения. Да, в Вышке и так четыре сессии, а у нас к каждой сессии добавлялась еще пара зачетов на военке.

Таким образом пролетели три года обучения: 12 сессий, 50+ пачек сигарет, в холод и жару каждый четверг с 8:30 до 17:00. Конечно же, помимо лекций и сдачи экзаменов были торжественные праздничные мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества и Дню Победы. На кафедре собралось много талантливых ребят, которые умели играть на разных музыкальных инструментах, читали стихи и пели песни.

Самым важным этапом для меня и для каждого студента стали военные сборы. Целый месяц мы провели в действующей военной части в Калужской области, где не было интернета и связь ловила только у одного окна на третьем этаже. Для нас, московских студентов, прием был весьма дружелюбным.

Как говорил один офицер: «В армии все ужасно, но однообразно», и это реально так. После первых дней на сборах я полностью осознал поговорку «Кто в армии служил, тот в цирке не смеется».

Единственным развлечением на сборах был перекур на 10 минут несколько раз за день, выезд на экскурсии (да, нас возили в музеи, «Этномир», например), а также стрельба из АК. К концу сборов разрешили устроить турнир по волейболу.

Так что военная кафедра – это отдельная жизнь, множество классных товарищей и настоящих друзей. Такой жизненный опыт больше нигде не получить, и я безумно рад, что мне выпала возможность стать частью этой истории.

В заключение

Фото предоставлено факультетом военного обучения МГТУ им. Н.Э. Баумана

Для тех студентов, которые не планируют ни служить в армии, ни работать на оборонных предприятиях, военная кафедра также является важным элементом обучения, ведь на выходе они получают воинское звание и их военная подготовка засчитывается наравне со службой по призыву. Так что в будущем им не приходится скрываться от военкоматов – свой конституционный долг они уже выполнили.

Учебные военные центры — современная система военно-профессиональной подготовки офицеров Вооруженных сил России Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Сокол Лариса Николаевна, Ярулин Илдус Файзрахманович

Учебные военные центры (УВЦ) новая форма подготовки офицерских кадров в российских Вооруженных Силах. Они характеризуются промежуточным положением в системе военного образования , между военными вузами и военными кафедрами. В результате анализа УВЦ с точки зрения проблем мотивации и ценностей, воинской идентичности , жизненных стратегий , а также институциональной эффективности сделан вывод о том, что студенты УВЦ образуют самостоятельную социальную группу, а создание новой формы военной подготовки оправдано. Повышение эффективности УВЦ требует усиления внимания к вопросам формирования воинской идентичности , качеству профессиональной подготовки, демонстрации перспектив военной профессии, механизмов формирования психологических и личностных качеств и компетенций, необходимых будущему офицеру.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Сокол Лариса Николаевна, Ярулин Илдус Файзрахманович,

MILITARY TRAINING CENTERS AS A MODERN INSTITUTE OF MILITARY EDUCATION IN RUSSIA

Military Training Centers (MTC) are a new institution of higher military education in Russia. They are characterized by specific features, which place them between military education in specialized military institutions, and traditional military departments in civil universities. The analysis of MTC in terms of student’s motivation and values, military identity , life strategies , and educational outcomes, shows that MTC students are characterized by unique social attributes and thus compose a separate social group. This fact legitimates creation of MTC as a new form of military education . To make MTCs more effective, it is necessary to pay a special attention to military identity formation, quality of professional training, promotion of military career perspectives, development of personality and psychological traits and competencies crucial for future officers.

Текст научной работы на тему «Учебные военные центры — современная система военно-профессиональной подготовки офицеров Вооруженных сил России»

УДК 355.1:378:37.035 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-188-192

УЧЕБНЫЕ ВОЕННЫЕ ЦЕНТРЫ — СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ

Сокол аспирант, заведующий учебно-методическим кабинетом

Лариса военной кафедры, Комсомольский-на-Амуре государственный

Николаевна университет (681013, Россия, г. Комсомольск-на-Амуре,

пр. Ленина, 27). E-mail: [email protected]

Ярулин доктор социологических наук, профессор, Тихоокеанский

Илдус государственный университет (680035, Россия, г. Хабаровск,

Файзрахманович ул. Тихоокеанская, 136). E-mail: [email protected]

Учебные военные центры (УВЦ) — новая форма подготовки офицерских кадров в российских Вооруженных Силах. Они характеризуются промежуточным положением в системе военного образования, между военными вузами и военными кафедрами. В результате анализа УВЦ с точки зрения проблем мотивации и ценностей, воинской идентичности, жизненных стратегий, а также институциональной эффективности сделан вывод о том, что студенты УВЦ образуют самостоятельную социальную группу, а создание новой формы военной подготовки оправдано. Повышение эффективности УВЦ требует усиления внимания к вопросам формирования воинской идентичности, качеству профессиональной подготовки, демонстрации перспектив военной профессии, механизмов формирования психологических и личностных качеств и компетенций, необходимых будущему офицеру.

Ключевые слова: военное образование, учебный военный центр, мотивация, воинская идентичность, жизненные стратегии, военная подготовка.

Военное образование — самостоятельный социальный институт, сочетающий черты образовательных и военных институтов. Подготовка военнослужащих, и в особенности офицеров, отвечающих потребностям современных Вооруженных Сил и соответствующих вызовам современных конфликтов, является основным фактором, способствующим определенной конвергенции высшего профессионального гражданского и военного образования.

В рамках проводимой в последние годы реформы системы военного образования в РФ, неоднозначно воспринимающейся среди специалистов [1; 2] значительные изменения претерпела конфигурация институтов, обеспечивающих подготовку специалистов для ВС РФ. В частности, было сокращено количество военных вузов, ликвидированы многие военные кафедры, и одновременно созданы Учебные военные центры (УВЦ], ставшие новой формой подготовки высших военных кадров.

Трансформация роли гражданского высшего образования в подготовке военных специалистов началась в 2008 г., когда распоряжением Правительства были ликвидированы 167 военных кафедр и факультетов военного обучения при гражданских вузах, и одновременно создано 37 УВЦ.

Таким образом, в современной системе высшего военного образования в РФ выделяются три института: военные вузы при Минобороны РФ, УВЦ и военные кафедры/факультеты военного обучения при гражданских вузах. В совокупности, они образуют иерархическую систему подготовки, в которой различные уровни соответствуют различиям в статусе, принимаемых обязательствах и интенсивности военной подготовки.

Курсанты военных вузов имеют статус военнослужащего и уже на втором году обучения заключают контракт с МО; практически все свое время они проводят на территории учебного заведения, а военная подготовка и получение военной специальности осуществляется ежедневно.

Студенты УВЦ не являются военнослужащими, учатся в гражданском вузе на одинаковых с другими студентами условиями, однако дополнительно посвящают определенную часть своего времени на военную подготовку. Военная подготовка осуществляется в объеме не менее 1500 часов и осуществляется на протяжении всего периода обучения. После завершения обучения студент обязан заключить контракт с МО РФ сроком минимум на 3 года.

Обычные студенты, проходящие военную подготовку на военной кафедре, начинают обучение только на втором курсе. На военную подготовку по программам подготовки офицеров запаса отводится 450 часов аудиторных занятий и 144 часа на учебные сборы [3]. После окончания обучения студент получает звание лейтенанта (сержанта, рядового] запаса и не обязан заключать контракт с МО.

В основе создания УВЦ лежат три основных соображения. Во-первых, это способ подготовки офицерских кадров с существенно более низким уровнем затрат, по крайней мере, со стороны Минобороны. Именно так МО РФ позиционирует УВЦ в официальных материалах. Военные кафедры также являются «малозатратной формой», однако поскольку студенты не обязаны заключать контракт, с точки зрения потребностей Минобороны, эта форма является малорезультативной: подавляющая часть выпускников не поступает на военную службу.

Во-вторых, потенциал гражданских вузов возрастает по мере интеллектуализации самой военной профессии, роста потребности в высококвалифицированных, технически грамотных специалистах. В результате, в структуре военного образования более существенное значение начинают играть профессиональные компетенции, которые либо идентичны, либо в существенной мере пересекаются с компетенциями гражданских специалистов. То есть, образовательный потенциал гражданских вузов становится более релевантным для военных институтов.

Наконец, переход к профессиональной армии снижает ценность офицеров запаса, как и возможность их вовлечения в решение задач обороны. Являясь второстепенной, военная подготовка обучающихся на военных кафедрах не может в достаточной мере удовлетворять потребностям современных Вооруженных Сил. Это, а также сокращение общей численности ВС РФ и привели к закрытию значительного числа военных кафедр в военных вузах.

Чтобы понять, в какой степени новая форма способна выполнять свои институциональные функции, проведем социологический анализ УВЦ и другие формы подготовки с точки зрения мотивации обучающихся, их воинской идентичности, жизненных стратегий, а также результативности обучения.

Мотивация и ценности

Военные институты предъявляют особые требования к морально-психологическим качествам индивидов и их ценностным ориентациям. Нормативно-ролевая модель офицера включает в себя такие обязательные компоненты как патриотизм, дисциплинированность, чувство долга, честь, товарищество и т.д. Требования институциональной эффективности поэтому предполагают, что лица, получающие военное образование, обладают соответствующей моти-вационно-ценностной структурой. Исследования показывают, что курсанты военных вузов обладают характерными ценностями и мотивами военной службы, которая действительно соответствует институциональным требованиям. В частности, для них характерно доминирование военно-профессиональных и военно-корпоративных ценностей и мотивов военной службы (желание быть офицером, получить интересную и престижную военную профессию, важность понятия воинской чести и долга], тогда как материальные мотивы существенного значения не имеют [4]]. Курсанты военных вузов отмечают также высокую роль склонности к дисциплине и порядку как фактору выбора военной профессии.

Студенты гражданских вузов образуют гораздо более неоднородную группу с большим разнообразием мотивов, однако в целом для них характерна большая значимость не только профессиональных, но и материальных мотивов, тогда как такие важные для ролевой модели офицера ценности, как патриотизм и воинская честь, значимы в гораздо меньшей степени [5]. То есть, курсанты военных вузов и студенты обычных гражданских вузов образуют сильно отличающиеся социальные группы с различными ценностно-мотивационными профилями. Создание сети УВЦ с этой точки зрения может быть обоснованным, если мотивация и ценности студентов УВЦ в большей степени отвечают потребностям военной службы, нежели студентов военных кафедр.

Предварительные данные, полученные нами в ходе социологического опроса, проведенного в трех дальневосточных вузах (данные будут опубликованы в другой статье], показывают, что ценностные ориентации студентов УВЦ являются промежуточными между курсантами военных вузов и студентами, в том числе проходящими обучение на военной кафедре. Так, доминирующими для них являются военно-профессиональные мотивы, однако военно-корпоративные (желание быть офицером] также являются существенными. Если эти данные подтвердятся в дальнейших исследованиях, это может означать, что новая форма обеспечивает определенный баланс интересов студентов и военных ведомств, позволяя привлечь в военную профессию лиц, соответствующих основным ценностным требованиям к нормативно-ролевой модели офицера, но не идентифицирующим себя безусловно с военными институтами.

Воинская идентичность — важный компонент военного института, обеспечивающий социальный контроль и прочность закрепления нормативно-ролевой модели офицера (см., напр. [6]]. Особенности трех форм военной подготовки офицерского состава позволяют предположить, что

сила воинской идентичности линейно убывает по мере перехода от военных вузов к военным кафедрам. Весь контекст обучения в военном вузе направлен на формирование и закрепление военно-профессиональной идентичности: высокий уровень регламентации повседневной деятельности, преимущественное пребывание на территории учебного заведения, постоянное ношение формы, полное погружение в предметную специфику военного образования, социальная замкнутость, выполнение обязанностей военной службы, — все это оказывает сильное воздействие на идентичность будущих офицеров.

Однако в гражданском вузе большинство из этих специфических институциональных условий либо отсутствует, либо присутствует в неполном и ситуативном виде (военная подготовка один раз в неделю, периодические сборы]. Причем УВЦ отличается в этом аспекте от военных кафедр лишь незначительно. С другой стороны, принимаемые обязательства поступить на военную службу после окончания обучения заставляют предположить, что изначально воинская идентичность для студентов УВЦ должна быть выше, чем для студентов военных кафедр.

Предварительные данные, полученные рядом исследователей, соответствуют теоретической модели иерархической структуры института военного образования. Социологическое исследование, проведенное на представительной выборке (1250 студентов УВЦ и военных кафедр вузов, 332 курсанта военного вуза] показало, что воинская идентичность студентов УВЦ сформирована в меньшей степени, чем у курсантов, но в большей, чем у студентов, обучающихся на военных кафедрах [7; 8].При этом, с точки зрения отношения к военной службе, студенты УВЦ оказались ближе к курсантам военных вузов, чем к студентам военных кафедр.

Жизненные стратегии и социальная мобильность

Получение высшего военного образования, независимо от формы обучения, является добровольным выбором индивида. Это соответствует выводу ряда исследователей, согласно которым статус студентов УВЦ отличается неопределенностью [9]. В этой связи, выбор формы обучения целесообразно рассматривать с точки зрения жизненных стратегий и способности института военного образования повлиять на них. Курсанты военных вузов, обладая наиболее сильной воинской идентичностью, свои жизненные стратегии связывают именно с военной сферой. Исследования показывают стабильно высокую долю курсантов (от 68% до 85%], которые связывают свою дальнейшую жизнь с военной службой [4;8].То есть, для них характерна определенная жизненная стратегия с большим временным горизонтом.

У студентов гражданских вузов, обучающихся на военной кафедре, наиболее широкий потенциальный выбор дальнейшего жизненного пути. Они получают одновременно гражданскую и военную специальность, и при этом не связаны какими-то обязательствами, а потому могут боле гибко выстраивать свои жизненные стратегии исходя из оценки собственных возможностей, потребностей, и состояния рынка труда. Прохождение военного обучения открывает также дополнительные возможности трудоустройства на государственной или муниципальной службе.

Что касается студентов УВЦ, то их положение и жизненные стратегии можно охарактеризовать как неопределенные. С одной стороны, они сохраняют свободу выбора и определенную вариативность в своей подготовке, с другой — такая стратегия обладает повышенными рисками оказаться невостребованными ни на гражданском рынке труда, ни в военной сфере. Для военной карьеры выпускники УВЦ могут быть недостаточно компетентными именно с точки зрения сугубо военных компетенций, для гражданской сферы — недостаточно конкурентоспособны из-за отвлечения сил на невостребованные компетенции. Действительно, среди выпускников УВЦ наиболее высока доля тех, кто разочарован в своем выборе (54%] [8].

УВЦ эффективно мобилизуют тех, кто связывает свою жизнь с военной сферой, но по тем или иным причинам не имеет возможности поступить в военный вуз. Таких, по оценкам, может быть около пятой части обучающихся в УВЦ [8]. Учитывая ограниченные возможности территориальной мобильности населения и сокращение числа военных вузов, целесообразно создавать УВЦ прежде всего в тех регионах, в которых отсутствуют военные вузы.

Однако больше число разочаровавшихся в выборе свидетельствует о низкой эффективности механизмов формирования и закрепления военно-профессиональной идентичности, демонстрации позитивного опыта военной подготовки и преимуществ военной профессии в условиях УВЦ. Поскольку Вооруженные Силы функционируют в условиях конкуренции за мобилизационный ресурс, можно сделать вывод, что Министерству обороны следует дифференцировать подход к взаимодействию с разными категориями потенциальных военных специалистов, выстраивая своего рода маркетинговые стратегии в зависимости от специфики различных социальных групп.

С точки зрения институциональной функциональности, конфигурация форм военной подготовки должна решать две главные задачи: мобилизационную, то есть, привлечение на военную службу достаточного числа подготовленных и мотивированных специалистов, и образовательную, то есть, гарантированное получение минимальных образовательных результатов. Последние включают в себя не только военно-профессиональные компетенции, но также физическую подготовку и широкий круг морально-психологических и социально-психологических качеств и компетенций: дисциплинированность, ответственность, лидерские качества, психологическую устойчивость, коллективизм (товарищество] и др.

Можно предположить, что с точки зрения военно-профессиональной подготовки УВЦ обладают достаточным потенциалом для формирования необходимых компетенций для отдельных военных специальностей, хотя, как показывают исследования, многие студенты считают свой уровень подготовки недостаточным для успешного занятия военной службы [8]. Это серьезный негативный признак, важный не только для непосредственных институциональных целей, но и с точки зрения мотивации самих студентов.

Еще более серьезные вопросы возникают по отношению к формированию значимых личностных и психологических качеств и компетенций. Институциональные условия УВЦ предоставляют очень ограниченные возможности для формирования и закрепления таких качеств как психологическая устойчивость, лидерские качества, ответственность. К сожалению, в настоящее время сложно оценить влияние УВЦ на формирование этих важных качеств. Системы оценивания результатов обучения, соответствующие требованиям новых федеральных стандартов, ориентированы, прежде всего, на измерение военно-профессиональных и общекультурных компетенций. Представляется, что для повышения эффективности социального управления военной подготовкой в УВЦ целесообразно разработать инструментарий, позволяющий фиксировать и отслеживать динамику формирования лидерских качеств, аналогичную тем, которые действуют, например, в рамках Корпуса подготовки офицеров запаса (ROTC) — института подготовки офицерского корпуса в гражданских вузах США [10; 11].

Таким образом, социологический анализ института УВЦ показывает, что это перспективная форма военной подготовки офицерского состава, обеспечивающая более полный охват различных групп потенциальных кандидатов в офицеры. Студенты УВЦ образуют самостоятельную социальную группу, с уникальным набором социальных характеристик, и эффективное взаимодействие с этой группой требует учета особенностей их мотивации, идентичности и жизненных стратегий. Совершенствование институциональных условий обучения в УВЦ должно быть направлено, прежде всего, на закрепление воинской идентичности, повышение качества профессиональной подготовки, демонстрацию возможностей профессионального развития и карьерного роста, а также разработку механизмов формирования психологических и личностных качеств и компетенций, необходимых для эффективной интеграции в институт военной службы.

1. Владимиров А.И. Тезисы о состоянии военного профессионального образования в России и основных подходах к его строительству // Пространство и время. 2012. №3. — С.160-166.

2. Лопуха А.Д. Реформирование системы военного образования в России: есть ли свет в конце тоннеля? // ЦИТИСЭ. 2016. №1. — С.23-35.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. №152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // Российская газета. 2008. № 4613. C изм. и доп. от 7 марта, 23 апреля 2016 г.

4. Стать офицером — главный приоритет современного курсанта / Социологический центр МО РФ. -URL: http:/ / ens.mil.ru/science/sociological_center/army_in_numbers/[email protected]

5. Саганенко Г.И., Гегер А.Э. Сравнение ценностных ориентаций студентов на интервале в 10 лет: вопросы методологии и результаты // Высшее образование в России. 2016. №12. — С.22-33.

6. Карлова Е.Н. Социально-политические механизмы формирования военно-патриотической идентичности у курсантов военного вуза: Автореф. дисс. канд. соц. н. Саратов, 2009.

7. Суханов П.В., Карлова Е.Н. Воинская идентичность студентов учебных военных центров // Социально-гуманитарные знания. 2012. №5. — С.167-275.

8. Суханов П.В., Карлова Е.Н., Морозова Н.В. Проблема воинской идентичности студентов учебных военных центров // Армия и общество. 2012. №4. — С.42-47.

9. Карлова Е.Н., Жаркова Л.С., Морозова Н.В., Суханов П.В. Факторы неопределенности социального статуса студентов учебных военных центров как новой социальной группы военной молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. №1. — С.181-185.

10. Baker J.P. Observations from an analysis of the US Army’s Reserve Officer Training Corps leadership assessment and development course // Leadership. 2015. Vol.11. — P.3-19.

11. Клименко Л.В., Заяц П.В., Хромушкина И.Ю. Профессиональные позиции военнослужащих южнороссийских городов в условиях процессов прекариатизации // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6. № 5. С. 186-197.

Sokol Larisa Nikolaevna, postgraduate student, head of the teaching and methodical study of the military department room, Komsomolsk-on-Amur State University (27, Lenin Ave., Komsomolsk-on-Amur, 681013, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Jarulin Iildus Fayzrahmanovich, Doctor of sociological Sciences, Professor, Pacific State University (136, Tikhookeanskaya St., Khabarovsk, 680035, Russian Federation). E-mail: [email protected]

MILITARY TRAINING CENTERS AS A MODERN INSTITUTE OF MILITARY EDUCATION IN RUSSIA

Military Training Centers (MTC) are a new institution of higher military education in Russia. They are characterized by specific features, which place them between military education in specialized military institutions, and traditional military departments in civil universities. The analysis of MTC in terms of student’s motivation and values, military identity, life strategies, and educational outcomes, shows that MTC students are characterized by unique social attributes and thus compose a separate social group. This fact legitimates creation of MTC as a new form of military education. To make MTCs more effective, it is necessary to pay a special attention to military identity formation, quality of professional training, promotion of military career perspectives, development of personality and psychological traits and competencies crucial for future officers. Keywords: military education, military training center, motivation, military identity, life strategies.

УДК 323:316 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-192-200

ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ И СИНКРЕТИЧНОСТЬ КОММУНИКАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ

Сологуб доктор социологических наук, профессор кафедры государственного и

Владимир муниципального управления, Южно-Российский институт управления -Антонович филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected] Хашева кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного

Ирина и муниципального управления Южно-Российский институт управления

Анатольевна — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected] Аннотация

Статья посвящена анализу коммуникационного взаимодействия власти и общества, в ней оценивается их синкретичность, качество распространения информации и обратной связи с социумом, информационная доступность и открытость как индикаторы эффективности государственного управления. На основе результатов социологических исследований анализируются проблемы транспарентности власти и доверия к ней населения, определяется уровень его потребности в открытости власти. Сформулированы обобщающие выводы, а также рекомендации по оптимизации коммуникационного взаимодействия власти и общества.

Ключевые слова: государственный аппарат, открытость и прозрачность, органы государственной власти, общественный запрос, доверие граждан, транспарентность, открытое правительство, гражданский контроль, электронное правительство, мониторинг, информационная доступность.

Как известно, составной частью стратегии модернизации России в целях ее национального развития является совершенствование работы государственного аппарата. Последние преобразования в современном российском обществе обусловили существенное изменение характера его взаимоотношений с государством и обозначили важнейшие задачи формирования новой системы государственного управления.

Военная подготовка в вооруженных силах

Физическая подготовка считается одним из основных элементов готовности военнослужащего осуществлять боевые задачи, а также направлением, способствующим повышению всей боеспособности ВС.

Безупречная физическая подготовка военнослужащих — по сути это главный приоритет любой армии. Министерство обороны, в свою очередь, создает мотивацию для стремления солдатов улучшить свою физическую форму.

Это важная и неотъемлемая часть воинского воспитания и обучения личного состава. Физическая подготовка солдата — это главный предмет по боевой подготовке. Организацию физподготовки, а также финансирование и управление ею берет на себя федеральный орган исполнительной власти. Это определено нормативными актами и соответствующими инструкциями.

Концепция развития физической подготовки определена в Наставлении по физической подготовки, принятом документе с шифровкой НФП 2009.

Проверка физической подготовки военнослужащих осуществляется в определенный период и документируется соответствующим образом.

Еще по теме:

  • Внесение изменений ст 72 ук рф Как правильно пересчитать срок наказания за проведенное в СИЗО время? Мужа взяли под стражу 06.05.17.30 августа 2017 был первый суд, осудили на 2 года общего режима, 01.11.17 аппеляция. Всего он в Сизо пробыл 6 мес.17 дней до отправления в ИК, если […]
  • Исковая давность в гпк Успеть вовремя, или Как правильно применять нормы ГК РФ об исковой давности Масштабные изменения ГК РФ затронули и нормы, регулирующие институт исковой давности. Так, начиная с 2013 года поправки в гл. 12 "Исковая давность" ГК РФ были внесены тремя […]
  • Закон о правах потребителя возврат мобильного телефона Самозащита потребителя Возврат телефона Вернуть некачественный телефон в магазин не сложно, достаточно знать следующее: 1. Потребитель имеет право вернуть некачественный телефон продавцу и потребовать возврата уплаченных за бракованный телефон […]
  • Уголовный кодекс украины 1961 года на русском языке Уголовный кодекс украины 1961 года на русском языке Уголовный кодекс Украины : Принят Верховной Радой Украины 5 апреля 2001 года № 2341-III ; Вступает в силу с 1 сентября 2001 года. 1. Настоящий Кодекс вступает в силу с 1 сентября 2001 года. 2. […]
  • В договоре указывается сумма ндс Договор без НДС: последствия На практике встречаются ситуации, когда стороны в договоре не выделили НДС отдельной строкой. Кто в этом случае должен перечислить налог в бюджет? По какой ставке – 18 процентов либо 18 /118 - его нужно рассчитать? […]
  • Ип на енвд в 2018 году ндс ЕНВД для ИП Единый налог на вмененный доход или ЕНВД — это специальный режим налогообложения, предусмотренный в НК РФ (Глава 26.3) для определенных видов предпринимательской деятельности. ЕНВД для ИП в 2018 году взимается не с фактически […]