Вещные права на землю в рб

Вещные права на землю в рб

32. ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. ВЕЩНЫЕ ПРАВА ПО ВЛАДЕНИЮ И ПОЛЬЗОВАНИЮ ЧУЖИМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ. СЕРВИТУТ

Вещное право – право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица посредством воздействия на вещь, находящуюся в сфере его хозяйственного господства. Законодательно закреплены признаки вещного права:

1) право следования (право следует за вещью);

2) абсолютный характер защиты (защита вещных прав лица, не являющегося собственником, осуществляется любым лицом).

Закон к вещным правам относит:

1) право собственности, право пожизненного наследуемого владения землей;

2) право постоянного (бессрочного) пользования землей;

3) право хозяйственного ведения;

4) право оперативного управления;

Кроме этого, к вещным правам можно отнести право члена кооператива на кооперативную квартиру до ее выкупа, право залога недвижимости, право членов семьи собственника помещения на пользование этим помещением.

Действующее законодательство классификации вещных прав не дает.

Предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование возможно государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, полномочного на принятие таких решений. Земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются гражданам.

Новый Земельный кодекс не допускает приобретения земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения гражданами. Те граждане, которые имеют земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность.

Сервитут – право ограниченного пользования чужими земельными участками. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка; в некоторых случаях сервитут устанавливается судом. Сервитут прекращается по требованию собственника земельного участка, если отпали основания установления сервитута.

Сервитутные права граждан – отдельные, строго определенные, закрепленные законом или договором с собственником права по использованию чужих земельных участков, ограниченные конкретными хозяйственными или потребительскими нуждами (проход или проезд через соседний земельный участок, обеспечение водоснабжения и др.). Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, пользующихся сервитутом, соразмерной платы за пользование участком. При прекращении оснований пользования сервитутом он может быть прекращен по требованию собственника участка. В случае перехода прав на земельный участок, который обременен сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется (ст. 275 ГК). Выделяют частные и публичные сервитуты.

Частный сервитут – сервитут, обеспечивающий интересы одного лица либо небольшой группы лиц (например, проход или проезд через соседний участок).

Публичный сервитут – сервитут, обеспечивающий интересы общества (например, прокладка линии электропередач). Публичный сервитутустанавливается законами или иными нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Право собственности и другие вещные права на землю

Содержание права собственности составляет совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законодательством. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Под правомочием владения понимается дозволенное законом фактическое владение вещью, дающее юридически обеспеченную возможность физического и хозяйственного воздействия на нее.

Правомочие пользования означает юридически обеспеченную возможность извлечения лицом из имущества его полезных свойств в целях удовлетворения потребностей, разрешенных законодательством.

Правомочие распоряжения — это возможность собственника имущества устанавливать, изменять или прекращать правоотношения по поводу данного имущества, т.е. возможность собственника определять юридическую судьбу имущества.

Таким образом, право собственности гражданина как вещное право является абсолютным.

Рассмотрим более подробно право собственности и другие вещные права на землю.

Право собственности на земельный участок

Право частной собственности на землю, как и право частной собственности на жилой дом (квартиру), относится к числу вещных прав на недвижимое имущество. Земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности. Земля может находится в собственности юридических лиц, в том числе и иностранных. Этот вопрос решается в каждом конкретном случае исходя из целесообразности.

Собственники земельных участков могут предоставлять их другим лицам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, а также в срочное пользование, в том числе и в аренду.

Право частной собственности на землю возникает в результате передачи ее из государственной собственности.

Порядок передачи земель, находящихся в государственной собственности, в частную собственность граждан регулируется законодательством о земле. Сделки по отчуждению гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности, совершаются на основании письменного решения соответствующего органа местного управления и самоуправления.

Полученный в собственность земельный участок удостоверяется соответствующим органом местного управления и самоуправления, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах с последующей выдачей Государственного акта на право частной собственности на землю.

Под земельно-кадастровыми документами понимается государственный земельный кадастр, который содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по землевладельцам, землепользователям, категориям земель, о качественной характеристике народнохозяйственной ценности земель.

Как следует из действующего законодательства, субъектами права частной собственности на землю являются граждане Республики Беларусь, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь, или лица, приравненные к ним в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

В частной собственности могут находится земельные участки, приобретенные:

ь для строительства и обслуживания жилого дома;

ь для ведения личного подсобного хозяйства;

ь для дачного строительства;

Общая площадь земельных участков, приобретаемых в частную собственность для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, не должна превышать размеров, установленных ст. 70 Кодекса Республики Беларусь о земле.

Площадь земельных участков, приобретаемых в частную собственность для строительства и обслуживания жилого дома, для садоводства и дачного строительства, определяется земельным законодательством (ст. 70,72,73 КоЗ РБ).

Конкретные размеры участков устанавливаются соответствующим органом местного управления и самоуправления в зависимости от местных условий и особенностей. [6, c. 352]

Законодательством предусмотрено, что не подлежат передаче в частную собственность:

1) земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, бульвары, скверы и т.п.);

2) земли транспорта и связи;

3) земли, предоставленные для нужд обороны;

4) земельные участки на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зоны эвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения);

5) земли заповедников, национальных, мемориальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы и архитектуры;

6) земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

7) земли сельскохозяйственного назначения;

8) земли лесного фонда;

9) земли водного фонда;

10) сенокосные, пастбищные и другие земли населенных пунктов, используемые для общих нужд населения;

12) служебные земельные наделы;

13) земли населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства на площадях залегания разведанных и в установленном порядке утвержденных месторождений полезных ископаемых. Перечень таких населенных пунктов, дачных и садоводческих товариществ утверждается Советом Министров Республики Беларусь. [3, cm.38]

Перечень таких населенных пунктов, дачных и садоводческих товариществ утверждается Советом Министров Республики Беларусь. [6, c. 356]

Право пожизненного наследуемого владения

Государство может наделять земельными участками граждан на праве пожизненного наследуемого владения на основании и в порядке, предусмотренном земельным законодательством. Право пожизненного наследуемого владения дает гражданину право владения и пользования земельным участком с передачей их по наследству. Что же касается передачи земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование, то владелец его может производить такую передачу только с согласия собственника. Не допускаются продажа, залог земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, и совершение его владельцем других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка. [6, c. 356]

1. Право постоянного пользования

Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам и на праве постоянного пользования ими на основании решения государственного органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. Право постоянного пользования земельным участком может быть также приобретено собственником здания, сооружения и иной недвижимости на данном участке, если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной собственности, или договора не вытекает иное. Пределы владения и пользования земельным участком, предоставленным в постоянное пользование лицу, определяются законодательством и актом о предоставлении участка в пользование.

Передача земельного участка, предоставленного в постоянное пользование, в аренду или безвозмездное срочное пользование, так же как и земельного участка, находящегося на праве пожизненного наследуемого владения, допускается только с согласия собственника.

Поскольку земельные участки могут находиться на праве постоянного пользования и у юридических лиц, то в случае их реорганизации это право может переходить в порядке правопреемства. [6, c. 356]

Передача земельных участков

Своеобразной является процедура передачи земельных участков. Это является новым в системе действующего законодательства о земле. Регламентируется вопрос Положением о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2002 г. №8.

Документом определено, что в собственности юридических лиц (их собственников) могут передаваться земельные участки, предоставленные:

— для эксплуатации приватизированных объектов производственного назначения и объектов по оказанию услуг;

— строительства и эксплуатации необходимых Республике Беларусь предприятий при осуществлении инвестиционных проектов.

Передача данных земельных участков осуществляется за плату по решению Президента Республики Беларусь. При этом указывается, что в собственность юридических лиц (их собственников) не передаются земли сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, являющиеся объектом земельного спора.

Средства от продажи земельных участков из собственности Республики Беларусь юридическим лицам (их собственникам) направляются в республиканский бюджет и используются на охрану земель, повышения их качества, землеустройства и социальное развитие территорий.

Цена земельного участка, в отношении которого подано ходатайство, определяется, исходя из качества земли и местоположения участка, и должна быть не ниже нормативной цены на землю, установленной законодательством Республики Беларусь. При необходимости комиссия согласовывает материалы по передачи земельного участка в собственность юридического лица (его собственника) с соответствующим сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом или администрацией свободной экономической зоны.

Право собственности на землю юридического лица (его собственника) удостоверяется соответствующим районным (городским) исполнительным и распорядительным органом, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах, с последующей выдачей ему этим органом государственного акта на право собственности на землю установленной формы.

Государственный акт на право собственности на землю выдается только после представления юридическим лицом (его собственником) документа, подтверждающего внесение платы за земельный участок, передаваемый ему в собственность.

Право собственности на земельный участок, как сказано в Положении, возникает у юридического лица (его собственника) с момента получения государственного акта на право собственности на землю. [6, c. 357]

Права и обязанности собственников земельный участков

В зависимости от предоставленных лицам прав на земельный участок они, как следует из действующего законодательства, называются собственниками, владельцами и пользователями. Все эти лица получают правоустанавливающие документы на земельные участки. В этих документах определяются границы земельного участка. В пределах обозначенных границ либо, обладающее вещным правом на земельный участок, вправе использовать его по своему усмотрению и осуществлять все действия. [6, c. 355]

В соответствии с законодательством Республики Беларусь о земле частные собственники земельных участков имеют право:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле;

2) использовать земельные участки в соответствии с целями, для которых они предоставлены;

3) собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, когда земельный участок передан в аренду;

4) использовать в установленном порядке для своих нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли;

5) возводить в установленном порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

6) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы;

7) в случае изъятия земельного участка или добровольного отказа от него получить полную компенсацию затрат на повышение плодородия земли;

8) передавать во временное пользование земельный участок или его часть в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

9) обмена в установленном порядке земельными участками;

10) добровольно отказаться от земельного участка;

11) в установленном порядке требовать установления и прекращения земельного сервитута. [3, cm.64]

К числу обозначенных прав следует также отнести и возможное право запрета собственником передвижения другим лицам по принадлежащему ему земельному участку. [6, c. 355]

Предоставляя права собственникам земельных участков, законодательство возлагает на них и соответствующие обязанности:

1) обеспечивать использование земельных участков в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления;

2) эффективно использовать предоставленные им земельные участки, повышать их плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности;

3) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, предусмотренных статьей 136 настоящего Кодекса;

4) своевременно вносить плату за земельные участки;

5) не нарушать права других землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков, а также арендаторов земельных участков;

6) в установленном порядке обеспечивать предоставление земельного сервитута. [3, cm.65]

Действующим законодательством установлено, что собственник земельного участка может возводить здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос. Такое же право предоставлено владельцам и пользователям земельных участков. При этом, в отличие от владельцев (пользователей) земельными участками, собственники участков вправе разрешать строительство на своем участке другим лицам. [6, c. 356]

Поскольку закон предоставляет право собственнику земельного участка возводить на нем строения другим лицам, следовательно права собственников этих строений и другой недвижимости должны охраняться. Поэтому ст. 265 ГК установлено, что Собственник здания, сооружения и другой недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка. Если из акта законодательства, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество.

При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, если иное не установлено земельным законодательством.

Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.

Собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, если это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законодательством или договором. [2, cm.265].

Право ограниченного пользования

Законодательством предусмотрено и установление права ограниченного пользования как чужим недвижимым имуществом в целом, так и земельным участком в частности. Такое обретение собственника недвижимого имущества получило название «сервитут».

Что же касается земель общего пользования, т.е. находящихся в собственности Республики Беларусь, то граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находится на не закрытых для общего доступа земельных участках и использовать находящиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законодательством [2, ст. 263]

Если земельный участок не огорожен либо его собственник (владелец, пользователь) иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через этот участок, если это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику (владельцу, пользователю). [2, ст. 263]

Отчуждение земельного участка

Лица, обладающие правом частной собственности на земельные участки вправе совершать сделки по их отчуждению (завещать, продавать и т.п.). Сделки по отчуждению земельных участков, находящихся в частной собственности, совершаются в письменной форме, нотариально удостоверяются и регистрируются в исполнительно-распорядительном органе, которому предоставлено право передавать такие участки в собственность. [6, c. 356]

Наследование земельных участков, находящихся в частной собственности граждан Республики Беларусь, осуществляется согласно законодательству Республики Беларусь.

Земельный участок не передается по наследству в случаях, когда ни один из наследников не может быть собственником земельного участка. В этих случаях земельный участок переходит в государственную собственность, а наследники получают денежную компенсацию, равную сумме, выплачиваемой при осуществлении выкупа соответствующих земельных участков сельским (поселковым), городским (городов областного подчинения и города Минска), районным исполнительным и распорядительным органом. Вместо компенсации наследникам — негражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь, по их желанию соответствующие земельные участки предоставляются сельскими (поселковыми), городскими (городов областного подчинения и города Минска), районными исполнительными и распорядительными органами в аренду при сохранении их целевого назначения в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь. [3, ст. 58]

Если наследниками земельных участков, находящихся в частной собственности, являются несовершеннолетние дети, законодательством допускается передача таких участков в аренду другим гражданам законными представителями наследников под контролем исполнительно-распорядительных органов до приобретения наследниками полной дееспособности.

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут служить в качестве залога, как одного из способов обеспечения исполнения обязательств (своевременного возврата банковского кредита). Речь идет о том, что, если лицо, получившее кредит, своевременно не выполнит свои обязательства перед банком, залогополучатель (банк) имеет право от имени законодателя реализовать земельный участок при сохранении его целевого назначения соответствующему исполнительно-распорядительному органу или гражданину и из вырученной суммы погасить взятый залогодателем кредит.

Допускается также отчуждение земельных участков, находящихся в частной собственности, которые были приобретены для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства. Собственники таких участков имеют право отчуждать земельные участки соответствующим исполнительным и распорядительным органам и гражданам Республики Беларусь при условии сохранения целевого назначения этих земель в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь. Жилые дома, дачи и садовые домики могут отчуждаться субъектами права частной собственности на землю только вместе с земельными участками, если они находятся в частной собственности, кроме случаев продажи строений на снос.

Что же касается отчуждения земельных участков, приобретенных гражданами в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, то оно производится по разрешению исполнительно-распорядительных органов и при сохранении целевого назначения этих земель. Средства, поступающие от продажи земли, отчуждаемой в частную собственность, направляются в специальный внебюджетный фонд соответствующего исполнительно-распорядительного органа и используется на охрану земель, повышение их качества, землеустройство и социальное развитие территории. Цена земли по сделкам между гражданами устанавливается участниками сделки. [6, c. 358]

Прекращение права собственности на земельный участок

Прекращение права собственности на земельный участок возможно в случае:

— принудительного изъятия земельного участка;

— когда ни один из наследников не может быть собственником земли;

— неисполнение залогодателем обеспеченного залогом обязательства.

Из указанных оснований наиболее нуждающимся в комментариях является принудительное изъятие земельного участка. Значительно внимание этому основанию уделено и в законодательстве. [6, c. 358]

Принудительное изъятие земельных участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, осуществляется по решению суда:

1) для государственных или общественных нужд;

2) при систематическом невнесении земельного налога в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь (с удержанием задолженности по налогам);

3) в случаях утраты гражданства Республики Беларусь, выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь, за исключением выезда лиц за пределы Республики Беларусь в связи со служебными обязанностями или обучением, направлением на работу за границу;

4) в случае выкупа земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с частью пятой статьи 93 настоящего Кодекса;

5) при использовании земельного участка не по целевому назначению;

6) при неиспользовании по целевому назначению в течение одного года земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, и двух лет — в остальных случаях;

7) при невыполнении требований природоохранного режима использования земель;

8) при использовании земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;

9) при прекращении юридическими лицами Республики Беларусь деятельности, для которой земельный участок приобретался в собственность;

10) при конфискации земельного участка. [3, cm.53]

Решение об изъятии земельного участка для государственных нужд принимается государственными органом или органами местного управления и самоуправления, определенными земельным законодательством. О таком решении собственник земельного участка, по общему правилу, должен быть уведомлен не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка. Изъятие земельного участка у собственника для государственных нужд осуществляется путем выкупа. Плата в данном случае, а также сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Выкупная цена включает рыночную стоимость земли на момент ее изъятия, находящегося на ней недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая расходы, связанные с улучшением качества земли, и убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Если же собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных нужд либо с ним не достигнуто соглашение об указанных условиях выкупа, орган, принявший такое решение, вправе предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

Земли, которые определены земельным законодательством для сельскохозяйственного или иного назначения, не могут быть использованы для других целей или их использование в таких случаях ограничивается. Если же участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, не используются по назначению в течении установленного земельным законодательством срока, он может быть изъят у собственника (владельца, пользователя).

Подлежит также изъятию у собственника (владельца, пользователя) земельный участок, использование которого осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством.

Решение принимает государственный орган местного управления и самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков в указанных случаях. Принятию решения предшествует обязательное заблаговременное предупреждение собственника (владельца, пользователя) земельного участка о допущенных нарушениях. Основанием для принятия такого рода решений служат материалы, свидетельствующие о том, что после предупреждения от компетентного органа собственник (владелец, пользователь) земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений. При согласии собственника исполнить это решение, о чем он должен письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, участок подлежит продаже с публичных торгов. В случае, если собственник не согласен с решением об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Порядок возмещения расходов в изложенных случаях определяется Советом Министров Республики Беларусь. [6, c. 359]

ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

Юридический словарь современного гражданского права . 2014 .

Смотреть что такое «ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ» в других словарях:

Вещные права на земельный участок (землю) — вещные права, объектом которых являются земельный участок и виды которых прямо указаны в названном Кодексе: право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение земельным участком, постоянное (бессрочное) пользование земельным участком … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Права собственности — Собственность отношение между субъектом и объектом (человеком и вещью),[1] когда данному объекту приписывается принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование этим объектом; отношения между … Википедия

НПА:Гражданский кодекс Российской Федерации:Часть первая — (в редакции, действующей по состоянию на 14.11.2013) Гражданский кодекс Российской Федерации ← Гражданский кодекс Российской Федерации … Бухгалтерская энциклопедия

ВЕЩНОЕ ПРАВО — субъективное гражданское право, объектом которого является вещь. Вещные отношения это не отношения между управомоченным субъектом и вещью, а отношения между физическими и юридическими лицами по поводу вещей как объектов их прав. Вещное право… … Юридический словарь современного гражданского права

НПА:Гражданский кодекс Российской Федерации — (в редакции, действующей по состоянию на 01.10.2013) Часть первая → Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51 ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14 ФЗ, часть третья… … Бухгалтерская энциклопедия

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС — (ГК) главный акт гражданского законодательства, нормы которого в единой системе регулируют всю совокупность гражданско правовых отношений и определяют содержание всех других актов гражданского законодательства и гражданско правовых норм,… … Энциклопедия юриста

Недвижимость — (Real estate) Определение недвижимости, виды недвижимости, аренда и продажа недвижимости Информация о понятии недвижимость, виды недвижимости, аренда и продажа недвижимости, налогообложение и страхование Содержание – это вид имущества,… … Энциклопедия инвестора

недвижимость — и; ж. Офиц. Недвижимое имущество. Получить в наследство н. Продать н. Налог на н. * * * недвижимость в гражданском праве земельные и другие естественные угодья, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, иные вещные права на землю … Энциклопедический словарь

земельное право — комплексная отрасль права, регулирующая отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными ресурсами, а также по их охране и рациональному использованию. Ядро З.п. образуют нормы гражданского права; важную роль в нем играют также нормы… … Большой юридический словарь

Земельное право — (англ. land law) отрасль права, нормы которой регулируют земельные отношения в целях обеспечения научно обоснованного, рационального и результативного использования и охраны земель, создания условий повышения эффективности их использования,… … Энциклопедия права

Понятие и общая характеристика права собственности на землю

Принятый Верховным Советом Республики Беларусь 11 декабря 1990 г. Кодекс Республики Беларусь о земле признавал лишь разнообразие и равноправие форм хозяйствования на земле. Кодекс устанавливал только государственную форму собственности на землю.

В 1993 году был принят Закон Республики Беларусь «О праве собственности на землю», который коренным образом изменил принцип исключительной собственности государства на землю.

Следующий этап регулирования отношений собственности на землю был связан с принятием Кодекса о земле 4 января 1999 г., который предоставил право иностранным государствам и юридическим лицам Республики Беларусь приобретать земельные участки в собственность при соблюдении ряда условий.

Новым этапом реформирования отношений собственности на землю можно назвать принятие Кодекса Республики Беларусь о земле 23 июля 2008 г., вступившего в силу с 1 января 2009 г.

Как юридическая категория собственность на землю представляет собой результат закрепления правовыми нормами экономических отношений по владению, пользованию и распоряжению землей.

Право собственности является одним из основных вещных прав.

В объективном смысле право собственности на землю представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения земельной собственности.

В субъективном смысле право собственности на землю —

это совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей в порядке, предусмотренном законодательством. Субъективному праву собственности на землю как праву абсолютному противостоит неопределенное число лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, ущемляющих права собственника и препятствующих ему нормально осуществлять свое право. В случае нарушения субъективного права собственности оно независимо от формы собственности защищается законом в принудительном порядке.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК Республики Беларусь) владение, пользование и распоряжение землей в той мере, в какой ее оборот допускается законодательством, осуществляется собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц.

Право собственности бессрочно. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему земельного участка, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как указывалось выше, право собственности на землю в Республике Беларусь регулируется Кодексом о земле, ГК Республики Беларусь и рядом иных нормативных правовых актов. Следует подчеркнуть, что абсолютной земельной собственности нет. Законодательством устанавливаются ограничения правомочий собственника, например, обязанность использовать земельный участок только по целевому назначению, выполнять природоохранные мероприятия и т. д.

Наиболее существенным образом ограничена частная собственность на землю (ограничения по сделкам и т. д.).

Статья 12 Кодекса о земле устанавливает две формы собственности на землю:

Кроме того, земля может находиться в собственности иностранных государств и международных организаций.

Земля также может принадлежать на праве общей (совместной или долевой) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности.

В Кодексе о земле 1999 г. содержалось положение, исключающее возможность притязаний на землю со стороны бывших собственников (иностранных государств, юридических и физических лиц) или их правопреемников (наследников), утративших право собственности на нее до 16 июня 1993 г.

Право постоянного пользования земельной недвижимостью как самостоятельное вещное право

Право пользования земельной недвижимостью, подобно праву владения, может выступать в разных качествах. Так, право пользования является составной частью содержания права собственности. Право пользования как возможность извлечения полезных свойств из вещи — основное правомочие собственника.

Для разрешения теоретических и практических вопросов, связанных с анализом вещных прав на землю, юридический анализ права постоянного пользования земельным участком имеет важное значение. Это определяется тем, что право постоянного пользования земельным участком было традиционным и почти единственным правом, на котором осуществлялось использование земли до проведения земельных реформ в 90-х годах XX века. Такое право рассматривалось в качестве производного от права исключительной собственности государства на землю. Как юридические, так и физические лица пользовались земельной недвижимостью, в основном, на этом праве. Исследованием этого права занимались, в основном, представители науки земельного права [12; 83; 85; 275; 292 и др.].

Право землепользования в юридической литературе рассматривалось как объективное и субъективное право, самостоятельная юридическая форма использования земель [244]. Вместе с тем, праву постоянного пользования земельным участком как вещному праву не уделяется надлежащего внимания.

Правовому регулированию данного вещного права посвящены нормы ГК Республики Беларусь (ст. 217, 262, 265-267, 282286). В силу ст. 8 Кодекса Республики Беларусь о земле, земельные участки предоставляются в постоянное или временное пользование. Кодекс Республики Беларусь о земле устанавливает круг объектов и субъектов возникновения и прекращения этого вещного права, права и обязанности его носителей.

В силу п. 2 ст. 262 ГК Республики Беларусь земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на праве постоянного пользования. Постоянным признается пользование земельными участками без заранее установленного срока (ч. 1 ст. 9 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Привлекательность данного вещного права на землю связана не только с длительностью его использования в законодательстве и на практике, но и его содержанием.

Право постоянного землепользования как вещное право отличает устойчивость, целевой характер. Целью такого пользования является получение определенных результатов, доходов, выгод от земли вследствие приложения к ней труда.

Как отмечает О.И. Крассов, установление длительных сроков использования земли позволяет наиболее эффективно реализовать ее полезные природные качества, а также результаты улучшений, произведенных лицами, использующими землю. Следует указать, что в праве землепользования тесно переплетаются вещные и публично-правовые характеристики. Право постоянного землепользования относится к числу ограниченных вещных прав на землю. Как и другие вещные права, оно базируется на двух основных правомочиях — владении и пользовании земельными участками.

Право постоянного землепользования принципиально отличается от права государственной и частной собственности на землю, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком. Как отмечала Е.Н. Колотинская, «в отличие от пользования землей, основанного на праве собственности с осуществлением собственником земли правомочия пользования и имеющего поэтому непосредственный характер, пользование землей землепользователями . на основе предоставления земельных участков всегда носит производный и зависимый характер» [95, с. 88]. Землепользователи, в отличие от землевладельцев и собственников, не вправе распорядиться земельным участком. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве постоянного землепользования у юридических и физических лиц, не допускается. Право постоянного землепользования граждан, хотя сроками и не ограничено, не является пожизненным и не наследуемым. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Граждане-землепользователи таким правом не обладают.

Объекты права землепользования имеют свою правовую характеристику. Ими являются определенные земельные участки, индивидуализированные в установленном порядке, предоставленные в пользование для определенной цели, используемые как средство производства, как операционный базис, как пространство и др., в отношении которых известны местоположение, границы на местности, размер.

Основные индивидуализирующие признаки земельных участков как объектов вещного права землепользования закреплены в государственном акте на земельный участок и отражаются в едином государственном регистре недвижимого имущества.

Возникновение, переход, прекращение права постоянного пользования земельным участком подлежат государственной регистрации, а потому это право возникает, переходит и прекращается с момента государственной регистрации (ст. 8 Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»).

Земельный участок может предоставляться землепользователю как в одном, так и в двух или более местах. Предоставление земельного участка единым массивом значительно улучшает условия пользования землей.

Как было указано, земельный участок — устойчивый объект пользования, поскольку земля непотребляема, в процессе использования не уничтожается.

По общему правилу земли предоставляются в соответствии с установленными нормами. Наиболее конкретизированы нормы предоставления земельных участков гражданам. Причем, законодатель отошел от практики жесткого нормирования земельных отводов. Конкретные размеры земельных участков, предоставляемых в пользование гражданам, зависят от наличия и качества земель. Так, например, нет общих норм земельных участков для сенокошения и выпаса скота. Они в каждом конкретном случае устанавливаются соответствующими органами. Размеры гаражных участков определяются проектами гаражного строительства.

Нормируемы земельные участки, предоставляемые в постоянное пользование юридических лиц. Так, размеры земельных участков промышленных, транспортных и иных несельскохозяйственных организаций определяются в соответствии с утвержденными государственными нормами и градостроительной документацией, а отвод таких участков осуществляется с учетом очередности их освоения.

Нормы отвода земельных участков предусмотрены для нужд транспорта (железнодорожного, автомобильного и др.).

Существует ряд требований, предъявляемых к внутренней структуре и организации земельного участка как объекта права землепользования: она должна служить целям, для которых отведены земли; она предполагает рациональное размещение объектов производственно-хозяйственного, культурно-бытового назначения и других; важное значение имеет сокращение площадей, изымаемых для несельскохозяйственных нужд. Поэтому значительно уменьшены в последнее время земельные массивы оборонных организаций, других несельскохозяйственных пользователей.

Исходя из принципа, заложенного в ст. 28 Кодекса о земле, земли, пригодные для сельскохозяйственных целей, должны предоставляться, прежде всего, для нужд сельского хозяйства. Причем, нормы отвода земель для юридических лиц, занимающихся сельским хозяйством, в законодательстве не закреплены. Иначе складывается правовое урегулирование использования земель на праве постоянного землепользования в городах. Для большинства таких землепользователей установлены не только нормы, но и очередность отвода земельных участков. Так, в соответствии со ст. 119 Кодекса Республики Беларусь о земле, размеры земельных участков, предоставленных для промышленности, транспорта, связи, энергетики и иного назначения, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами и градостроительной документацией, а отвод земельных участков осуществляется с учетом очередности их освоения.

Ни гражданское, ни земельное законодательство не дают классификации видов права постоянного землепользования. В юридической литературе традиционно классификация видов землепользования проводится по целевому использованию земельных участков, а также применительно к кругу субъектов этого права.

По кругу основных носителей данного права выделяют: право землепользования юридических лиц; право землепользования граждан.

В свою очередь, по целям использования земельных участков право постоянного землепользования юридических лиц можно классифицировать на сельскохозяйственное, промышленное, транспортное, оборонное, природоохранное, оздоровительное, рекреационное и иное.

Субъектами права постоянного землепользования в Республике Беларусь являются аграрные коммерческие организации, ко — торые получают землю для ведения товарного сельского хозяйства; лесохозяйственные землепользователи: лесхозы, лесопитомники и иные организации и предприятия лесного хозяйства; несельскохозяйственные организации, в том числе коммерческие юридические лица с иностранными инвестициями, и др.

Причем, субъектами права землепользования могут быть юридические лица, которые в силу закона наделены гражданской и земельной правоспособностью. Юридические лица должны быть оформлены организационно, выступать в хозяйственных отношениях от своего имени, иметь самостоятельный баланс, нести самостоятельную имущественную ответственность. Подразделения таких юридических лиц не могут выступать в качестве субъектов землепользования. В юридической литературе предлагалось именовать обладателей некоторых самостоятельных прав пользования землей третьими лицами. Однако данный термин не был востребован.

Основной классификацией юридических лиц в гражданском законодательстве является их подразделение на коммерческие и некоммерческие организации. Первые преследуют цель извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками. Вторые не имеют в качестве такой цели извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 46 ГК Республики Беларусь).

Отнесение юридического лица к числу коммерческих определяет его хозяйственную деятельность и во многом — его гражданскую правосубъектность. В отношении объема правомочий в земельной сфере прямые различия между правоспособностью коммерческих и некоммерческих организаций в законодательстве не проводятся. Законодатель не разграничивает и правоспособности отдельных коммерческих и некоммерческих юридических лиц.

Вместе с тем, традиционно в составе субъектов права землепользования выделяют две группы. Это, во-первых, постоянные пользователи земли, получившие ее в установленном порядке. Во- вторых, это субъекты права постоянного землепользования и пользования другими природными ресурсами, например, лесными, водными.

В круге прав и обязанностей можно проследить различия в правовом положении собственников, владельцев и пользователей земли, можно установить их общие черты.

Основные права и обязанности землепользователей сформулированы в Кодексе о земле (ст. 64, 65), круг специфических прав и обязанностей установлен многочисленными подзаконными нормативными актами.

В зависимости от целевого назначения и условий предоставления земли землепользователи имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения. Если иное не предусмотрено законодательством или договором, пользователь (как владелец и собственник) земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на своем участке. Причем, землепользователи вправе использовать земли только по целевому назначению.

Как и собственники, землепользователи имеют право использовать общераспространенные полезные ископаемые, торф, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли, выступают собственниками посевов, посадок сельскохозяйственных культур и насаждений, произведенной сельскохозяйственной продукции и доходов от ее реализации, им предоставлено право на возмещение стоимости земельных улучшений, произведенных за собственный счет, убытков, причиненных нарушением или ограничением их прав. Участки, самовольно занятые у землепользователей, должны быть им возвращены.

Публично-правовые характеристики права постоянного землепользования связаны с порядком возникновения этого права, кругом органов, разрешающих вопросы предоставления земель в пользование, государственной регистрацией этого права. Право постоянного землепользования возникает на основе сложного юридического состава: решения соответствующего исполнительного и распорядительного органа о предоставлении земельного участка, отвода его в натуре и государственной регистрации этого права.

Основания прекращения права пользования земельным участком (его частью) и права землевладения сформулированы в Ко — дексе о земле (ст. 49) одинаково. Ранее действовавшее законодательство установило отдельные их перечни. В числе оснований — добровольный отказ от земельного участка (его части). Юридическое лицо или гражданин не обязан приводить мотивы такого отказа, но инициатива прекращения такого права может исходить от самого землепользователя — юридического лица (например, земельный участок перестал быть необходимым в силу изменения деятельности землепользователя).

Как теоретическое, так и практическое значение имеет решение вопроса о переходе права постоянного землепользования при ликвидации и реорганизации юридического лица. Следует отметить, что гражданское и земельное законодательство содержат практически идентичные подходы к разрешению вопроса о ликвидации юридического лица и не сохраняют никаких имущественных и земельных прав за ликвидируемым лицом.

В силу общего правила, закрепленного п. 1 ст. 57 ГК Республики Беларусь, ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами. При ликвидации юридического лица в Республике Беларусь также прекращается право постоянного пользования земельным участком (его частью) (подп. 3 ч. 1 ст. 49 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Право землепользования прекращается изъятием земель в случаях необходимости использования их для более важных целей (промышленное или иное строительство, сооружение различных объектов: дорог, газопроводов и иных). Земельный участок может быть изъят полностью или частично по решению органа, имеющего право изымать землю.

Земельный участок может быть изъят у организации и граждан, если он не используется в течение одного года для сельскохозяйственного производства и двух лет — при предоставлении для несельскохозяйственных целей, из-за нерационального использования земельного участка, невыполнения мер по охране и защите земель, сохранению плодородия и других полезных свойств земли, использования его способами, снижающими плодородие почв, приводящими к химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки, а также за систематическое невнесение земельного налога в сроки, установленные законодательством.

Как теоретическое, так и практическое значение имеет решение вопроса о переходе права постоянного землепользования при ликвидации и реорганизации юридического лица. Следует отметить, что гражданское и земельное законодательство содержат практически идентичные подходы к разрешению вопроса о ликвидации юридического лица и не сохраняют никаких имущественных и земельных прав за ликвидируемым лицом.

В силу общего правила, закрепленного п. 1 ст. 57 ГК Республики Беларусь, ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами. При ликвидации юридического лица в Республике Беларусь также прекращается право постоянного пользования земельным участком (его частью) (подп. 3 ч. 1 ст. 49 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Право землепользования прекращается изъятием земель в случаях необходимости использования их для более важных целей (промышленное или иное строительство, сооружение различных объектов: дорог, газопроводов и иных). Земельный участок может быть изъят полностью или частично по решению органа, имеющего право изымать землю.

Земельный участок может быть изъят у организации и граждан, если он не используется в течение одного года для сельскохозяйственного производства и двух лет — при предоставлении для несельскохозяйственных целей, из-за нерационального использования земельного участка, невыполнения мер по охране и защите земель, сохранению плодородия и других полезных свойств земли, использования его способами, снижающими плодородие почв, приводящими к химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки, а также за систематическое невнесение земельного налога в сроки, установленные законодательством.

Таким образом, право постоянного землепользования как самостоятельное вещное право:

• сохранилось и перешло в законодательство из старой экономической и правовой системы;

• является особым видом ограниченных вещных прав;

• возникает в особом порядке;

• отличается самостоятельным кругом субъектов и объектов;

• содержание его как ограниченного вещного права характеризует большая зависимость от права собственности.

Еще по теме:

  • 63 статья жк Статья 63 ЖК РФ. Форма договора социального найма жилого помещения (действующая редакция) 1. Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда […]
  • Конституция рф статья 130-133 конституции рф Статья 130 Конституции РФ 1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. 2. Местное самоуправление […]
  • Статья 712 гк Статья 712 гк Законодательные акты, которые могут пригодиться при создании ТСЖ Право подрядчика на удержание При неисполнении заказчиком обязанности уплатить установленную цену либо иную сумму, причитающуюся подрядчику в связи с выполнением […]
  • Как привлечь за самоуправство Как привлечь сотрудников полиции к ответственности за коррупцию и самоуправство? как подать иск по уголовному делу? за 4 года волокиты правоохранители не признают за собой ст. самоуправство (никто сам себя сажать не будет). по 125 ГПК суд в […]
  • Исполнительный директор ассоциации межрегионального социально Исполнительная дирекция Исполнительный директор Константинов Николай Николаевич Родился 21 октября 1952 года в г. Ленинград. Образование высшее. В 1975 году окончил факультет прикладной математики Ленинградского Государственного Университета. […]
  • Алименты статья в кодексе рк Размер алиментов Размер алиментов зависит от количества детей, размера дохода и порядка его выплаты родителю, а также соглашения самих родителей. Рассмотрим в каком размере в зависимости от ситуации выплачиваются алименты. Размер алиментов в […]