В гаагский суд по правам человека

Содержание статьи:

Европейский суд по правам человека | ЕСПЧ

Европейский суд по правам человека (известный также как Европейский суд, Страсбургский суд, ЕСПЧ) — это международный судебный орган по рассмотрению жалоб на нарушение прав человека, расположенный во французском городе Страсбург. Основанный в 1959 году, Европейский Суд по правам человека является компетентным в вынесении постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами о нарушении Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Постановления Европейского суда (Judgments) — это окончательные решения по существу дела. Только в постановлении ЕСПЧ может признать нарушение Конвенции со стороны государства-ответчика. Постановления ЕСПЧ являются обязательными для государств-участников и вынуждают правительства вносить изменения в законодательство, менять административную и судебную практику.

Конвенции о защите прав человека и основных свобод была принята в 1950 году и является главным юридическим документом для всех стран Совета Европы. Защищать ее обязанность государственных и муниципальных властей каждого государства, а также национальных судов. Поэтому Европейский суд выступает последней судебной инстанцией и действует на основе принципа субсидиарности.

ЕСПЧ является необычным судом во многих отношениях. Его юрисдикция простирается от Рейкьявика в Северной Атлантике до Владивостока на тихоокеанском побережье России. Европейский суд по правам человека служит основой для защиты прав человека в 47 государствах-членах Совета Европы, в которых проживают больше, чем 800 миллионов человек. Участником Конвенции о защите прав человека и основных свобод в скором времени будет также Европейский союз.

Здание Европейского суда по правам человека

Здание Европейского суда по правам человека, именутеся также как «ДВОРЕЦ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА» было построено в 1995 года по проекту архитекторов: Richard Rogers Partnership Ltd, Лондон, и Клод Бюше, Страсбург. Полезная площадь: 28 000 кв.м, из них: — 860 кв.м большой зал судебных заседаний — 520 кв.м малый зал судебных заседаний — 4500 кв.м конференц-залы. Количество конференц-залов: -16500 кв.м офисы 18, в том числе: — большой зал судебных заседаний (243 места + 49 мест для судей + 22 места для заявителей) — малый зал судебных заседаний (101 место + 25 мест для судей + 12 мест для заявителей) — совещательные комнаты (от 47 до 52 мест) — конференц-залы (в среднем 47 мест вокруг стола + 52 отдельных места).

Содержание

I. Десять главных фактов о Европейском суде по правам человека

ЕСПЧ — высшая судебная инстанция для всех судебных систем европейских стран, включая Турцию и Россию, кроме Республики Беларусь; всего 47 государств.

ЕСПЧ создан и действует с 1959 года во французском городе Страсбург на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (Конвенция).

ЕСПЧ рассматривает жалобы от любых физических, юридических лиц, или государств на действия (бездействия) властей государств-участников Конвенции или Европейского Союза (ЕС еще не присоединился к Конвенции).

Официальными языками Европейского суда являются английский и французский; это означает, что судебные заседания и судебное делопроизводство осуществляется на одном из этих языков.

Рабочими языками ЕСПЧ являются все языки государств-участников Конвенции; это означает, например, что жалоба может быть подана на любом языке государства-участника.

Европейский суд выносит три основных вида решений (всего их более 10 видов):

  • решение о неприемлемости жалобы, оформленное в виде письма, адресованного заявителю (более 95%);
  • решение о неприемлемости или приемлемости жалобы в виде отдельного мотивированного документа, в переводе на русский, именуется собственно «решением» (decision);
  • окончательное решение по делу, в переводе на русский, именуемое постановлением (judgment); только в этом документе Европейский суд может признать нарушение прав человека.

7. За 56 лет своего существования ЕСПЧ вынес 42,529 мотивированных решений и постановлений (на 25 ноября 2016 года). 90% из них было вынесено за 20 последних лет.

8. Полномочия Европейского суда по правам человека:

  • признавать факт нарушения прав человека;
  • присуждать компенсацию жертвам; признавать ответчика не исполнившим окончательное решение Европейского суда;
  • выносить консультативные заключения; предписывать ответчику принять определенные меры по устранению нарушений прав человека, указав на характер этих мер.

9. Последствия для государства (или Европейского союза) вынесения постановления Европейским судом, в котором будет признано нарушение, зависят от характера нарушений и могут быть следующие:

  • выплата компенсации; проведения расследования, если речь идет о потерпевшем в преступлении, пересмотр как гражданского, так и уголовного дела (индивидуальные меры);
  • изменение законодательства или принятие других общих мер по исправлению ситуации в целом (меры общего характера).

10. Последствия невыполнения постановления Европейского суда: привлечение к международно-правовой ответственности, включая все применимые международно-правовые виды ответственности (порицание, ответные меры и и др., а также как крайняя мера — приостановление членства или исключение из членов Совета Европы.

II. Идеология Европейского суда по правам человека

Идеология создания и работы ЕСПЧ определяется двумя факторами. Во-первых, создателями Европейского суда и их целями. Во-вторых, тем кто и на что может жаловаться в этот международный суд.

Идеологами создания ЕСПЧ является небольшая группа дальновидных и идеалистически настроенных адвокатов, которые решили предотвратить повторение разрушительных войн и сопутствующих ужасных преступлений. Они утверждали, что лучшим способом для достижения этой цели должно быть гарантировано уважение к демократии и верховенству права на национальном уровне. Они считали, что только коллективное соблюдение основных прав обеспечит общие минимальные стандарты, которые составляют основу демократического общества.

Обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека можно только против государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это означает, что жалобы против частных лиц (физических или организаций) являются недопустимыми. Однако в некоторых случаях государство несет ответственность за действия частных лиц. Тем не мене жалоба в любом случае подается против государства.

Государство несет ответственность за действия всех своих органов и представителей. Муниципальные органы также подпадают для целей обращения в Европейский суд по правам человека в круг ответственных субъектов, хотя формально не являются государственными органами. В некоторых случаях в Европейский суд по правам человека можно обращаться в связи с действиями коммерческих организаций, которые не являются ни государственными, ни муниципальными, однако в руководстве, которых государство играет определенную роль.

Главной целью создания и функционирования Европейского суда по правам человека является обеспечение соблюдение прав и свобод людей и организаций, закрепленных в Конвенции по защите прав и основных свобод.

III. Ключевые даты истории Европейского суда по правам человека

  • 5 мая 1949 года Основание Совета Европы
  • 4 ноября 1950 года Принятие Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • 3 сентября 1953 года Вступление в силу Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • 21 января 1959 года Первые выборы членов Европейского суда по правам человека Консультативной Ассамблеей Совета Европы
  • 23-28 февраля 1959 года Первая сессия ЕСПЧ
  • 18 сентября 1959 года Принятие Регламента Европейского суда
  • 14 ноября 1960 года Вынесение Европейским судом первого постановления: Лоулесс против Ирландии
  • 1 ноября 1998 года Вступление в силу Протокола № 11 к Конвенции, учреждающего «новый Суд»
  • 18 сентября 2008 года Вынесение Судом 10 000-го постановления
  • 1 июня 2010 года Вступление в силу Протокола № 14 к Конвенции, целью которого является гарантия долгосрочной эффективности ЕСПЧ

IV. Конвенция о защите прав человека и основных свобод:

основа существования и деятельности ЕСПЧ

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms) принята 4 ноября 1950 года в Риме. Конвенция закрепляет перечень основных прав, которые обязаны обеспечивать, в первую очередь государства-члены Совета Европы. Конвенция учреждает Европейский суд по правам человека, в который человек, организация, группа лиц или государство имеет право подать жалобу в случае несоблюдения государствами прав, гарантируемых Конвенцией.

Таким образом, Конвенция включает в себя нормы материального и процессуального права.

Конвенция дополнялась отдельными протоколами, которые действуют и юридически являются частью Конвенции. В Конвенцию вносились изменения отдельными протоколами. Протокол № 14 изменил процедуру рассмотрения дел, а также дополнил текст Конвенции положениями гарантирующими исполнение окончательных постановлений (решений) Европейского суда по правам человека. Текст Конвенции также был ранее изменен в соответствии с положениями Протокола № 3, который вступил в силу 21 сентября 1970 г., Протокола № 5, который вступил в силу 20 декабря 1971 года и Протокола № 8, который вступил в силу с 1 января 1990 года, и включает в себя также текст Протокола № 2. Все положения, которые были изменены или добавлены 5 и 8 протоколами были заменены Протоколом № 11, с даты вступления его в силу — 1 ноября 1998 года.Начиная с этого момента, Протокол № 9, который вступил в силу 1 октября 1994 года, был отменен, а Протокол № 10 потерял свою цель.

V. Cостав Европейского суда по правам человека

Судьи и Секретариат ЕСПЧ

ЕСПЧ состоит из 47 судей. Число судей, входящих в состав суда, равно количеству государств — участников Конвенции. Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы из списка, поданного каждым государством и включающего в себя три кандидатуры. Они избираются со сроком полномочий на девять лет и не могут быть переизбраны. У

ЕСПЧ есть вспомогательный орган — Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, административный и технический персонал, переводчики. В настоящий момент в Секретариате работает 679 человек, из которых 62 – граждане России.

VI. Полномочия Европейского суда по правам человека

Компетенция (юрисдикция, полномочия) Европейского суда по правам человека является обязательной для всех государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Кратко и почти исчерпывающим образом о полномочиях ЕСПЧ. Европейский суд по правам человека имеет право:

  • рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский суд по правам человека против одного или нескольких государств-членов Совета Европы или против Европейского союза;
  • признавать факт того, что было нарушено, то или иное право заявителя;
  • присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;
  • толковать Конвенцию о защите прав человек и основных свобод;
  • устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определенном государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи, с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;
  • рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик свое обязательство по исполнению постановлений (решений) Европейского суда поп правам человека;
  • давать толкование ранее вынесенному постановлению по запросу Комитета Министров Совета Европы;
  • выносить Консультативные заключения о толковании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по вопросам, не связанным с рассмотрением дел.

VII. Права, которые защищает Европейский суд по правам человека

Перечень прав за соблюдением которых государствами-членами Совета Европы следит Европейский суд по правам человека закреплен в Конвенции о защите прав человека и протоколах к ней:

  1. Право на жизнь
  2. Запрещение пыток
  3. Запрещение рабства и принудительного труда
  4. Право на свободу и личную неприкосновенность
  5. Право на справедливое судебное разбирательство
  6. Наказание исключительно на основании закона
  7. Право на уважение частной и семейной жизни
  8. Свобода мысли, совести и религии
  9. Свобода выражения мнения
  10. Свобода собраний и объединений
  11. Право на вступление в брак
  12. Право на эффективное средство правовой защиты
  13. Запрещение дискриминации
  14. Защита собственности
  15. Право на образование
  16. Право на свободные выборы
  17. Свобода передвижения
  18. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции
  19. Право на компенсацию в случае судебной ошибки
  20. Право не быть судимым или наказанным дважды
  21. Равноправие супругов

VIII. Порядок рассмотрения дел в Европейском суде по правам человека

Поступившие в ЕСПЧ жалобы, рассматриваются сначала всегда Секретариатом Суда, затем либо Единоличным Судьей, либо Комитетом из трех Судей, либо Палатой из семи судей (или 5 судей), либо Большой Палатой из 17 судей.

С 2014 года в Суд может быть подана только жалоба установленной формы (раньше, можно было написать письмо в произвольной форме (предварительная жалоба), в котором высказывалось намерение подать жалобу и ее суть).

Также в Суд может быть направлено заявление о применении Европейским судом предварительных мер. В любом случае за письмом или заявлением в Суд направляется жалоба. В противном случае производство по жалобе просто не будет возбуждено, а по возбужденному делу оно прекращается.

Рассмотрение индивидуальных жалоб является основным видом деятельности Европейского суда по правам человека. Однако наряду с этим ЕСПЧ разрешает другие вопросы: о применении предварительных мер, о вынесении консультативного заключения, вынесение пилотного постановления, толкование ранее вынесенного Судом постановления, производство по вопросу нарушения обязательства исполнять постановление. Два последних производства введены Протоколом № 14 к Конвенции.

Читайте подробнее о порядке рассмотрения жалоб: Процесс рассмотрения жалоб в ЕСПЧ

Кто может подавать жалобы в ЕСПЧ

Европейский суд по правам человека принимает жалобы от любого физического лица, юридического лица или группы таких лиц. Исключение составляют только государственные органы и организации.

После какой национальной инстанции можно подавать жалобу в ЕСПЧ

Европейский суд принимает жалобы только после исчерпания внутренних средств правовой защиты, но не всех, а только эффективных средств. Право определить, является ли национальное средство защиты эффективным, принадлежит самому Европейскому суду по правам человека.

Применительно к России, ответить на вопрос о том, после какой инстанции можно обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо следующим образом:

  • По гражданским делам, рассматриваемым по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным кодексом, а также по делам из публичных правоотношений, разрешаемым по кодексу административного судопроизводства жалобу в Европейский суд по правам человека следует подавать в течении 6 месяцев после кассационного определения Верховного суда РФ (суда четвертой инстанции) инстанции.
  • По уголовным делам, а также делам по административным правонарушениям, рассматриваемым по КоАП, жалобу в ЕСПЧ необходимо подавать после суда второй (апелляционной) инстанции.
  • В отличие от гражданских и уголовных дел, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, по делам рассматриваемым в арбитражном суде нет точной определенности, поскольку на данный момент ЕСПЧ не рассмотрел вопрос о том, является ли Верховный суд РФ, который рассматривает арбитражные дела взамен упраздненного Высшего арбитражного суда, эффективном средством правовой защиты. Однако автор убежден, что ответ будет положительным.
  • В определенных случаях обращение в национальные суды может не потребоваться.

Кто может обратиться с жалобой в Европейский Суд

В соответствии со статьей 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод жалоба в Европейский Суд по правам человека может быть подана:

  • физическим лицом,
  • неправительственной организацией или
  • группой частных лиц,

которые утверждают, что они явились жертвами нарушения конвенционного права.

Фактически данное правило означает, что жалоба в Страсбургский Суд не может быть подана органом публичной власти (должностным лицом) или организацией, за которую государство само несет ответственность. В противном случае государство в лице одних своих органов могло бы обратиться в Европейский Суд по правам человека с жалобой на себя же (в некотором смысле в лице других своих органов), что недопустимо. Однако отграничение органов публичной власти (должностных лиц) и организаций, за которые государство несет ответственность, от частных лиц является не такой простой задачей. Для этого необходим по меньшей мере анализ функций того органа, лица, организации, в отношении которых ставится вопрос о том, не являются ли они органом публичной власти (должностным лицом), организацией, за которую государство несет ответственность. Если они выполняют публичную функцию, то с точки зрения данного критерия приемлемости жалобы в Европейский Суд по правам человека они могут быть признаны государственным органом. Вместе с тем должностное лицо является таковым только при выполнении возложенных на него функций публичной власти. Человек, являющийся должностным лицом, безусловно, может вступать в множество различных отношений в статусе частного лица. И в этом случае он может обратиться в Страсбургский Суд именно как частное лицо в защиту конвенционных прав, принадлежащих ему как частному лицу. Например, судья не может обратиться с жалобой в Европейский Суд по правам человека на нарушения тех его прав, которые связаны с выполнением им функций по отправлению правосудия. Но если судья полагает, что государство в лице тех или иных своих органов вмешалось в принадлежащие ему частные права или не выполнило своих позитивных обязательств по их защите, ничто не препятствует его обращению в Страсбургский Суд.

Несмотря на отсутствие прямого указания на это в статье 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, с жалобой в Страсбургский Суд может обратиться, например, коммерческая организация, которая в плане порядка создания, финансирования, управления, контроля, осуществляемых функций никак не связана с государством. Если у юридического лица имеется связь с государством, необходимо анализировать вопрос о возможности обращения такого юридического лица в ЕСПЧ, исходя из конкретных особенностей его статуса.

Применительно к физическим лицам не существует требований достижения ими определенного возраста или состояния дееспособности. Так, человек, признанный российским судом недееспособным, может обратиться в Европейский Суд по правам человека от своего имени, и его жалоба не будет по этой причине неприемлемой. Жалобы от имени детей, являющихся жертвами нарушений конвенционных прав, обычно подают родители.

Ни место жительства заявителя, ни его гражданство(а) (подданство(а)), равно как наличие или отсутствие либо изменение (утрата) такового(ых) сами по себе не имеют никакого значения с точки зрения возможности обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека, поскольку права, гарантированные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней, жалобы на нарушения которых рассматривает Европейский Суд по правам человека, гарантированы каждому, независимо от места жительства и (или) гражданства (подданства) (хотя ряд прав в силу своего содержания может принадлежать только гражданам или, напротив, только иностранцам; см. текст Конвенции и Протоколов к ней). Однако на момент нарушения заявитель должен находиться под юрисдикцией государства, с жалобой на которое он обращается в Страсбургский Суд.

В подавляющем большинстве случаев родственники жертвы нарушения конвенционного права не могут без доверенности обратиться в Европейский Суд по правам человека от имени жертвы. (При наличии доверенности жалобу от имени заявителя может подать любое лицо, в т.ч. не являющее родственником.) Хотя из этого правила есть исключения. Наиболее известное из них – обращение с жалобой на нарушения права на жизнь, в результате которого жертва лишилась ее. Содержание лица под стражей или нахождение его в местах лишения свободы само по себе никоим образом не свидетельствует о невозможности самостоятельного обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека. В случаях, не подпадающих под исключения, родственники могут обратиться в Страсбургский Суд только от своего собственного имени в отношении тех нарушений, которые связаны с нарушениями конвенционных прав, принадлежащих их близким, но все же допущены непосредственно в отношении их самих.

Лицо считается жертвой нарушения конвенционного права в том случае, если оно может обосновать, что в его право было осуществлено неправомерное вмешательство или в отношении принадлежащего ему права государством не были выполнены возложенные на него позитивные обязательства. Лицо не может обратиться в Европейский Суд по правам человека с жалобой на нарушения, которые потенциально могут быть допущены в отношении него в будущем. Например, в Страсбургский Суд нельзя пожаловаться на тот или иной закон или практику его применения, если лицо не может представить доказательства того, что закон действительно уже был применен к нему. Исключения составляют случаи, когда в силу специфики вмешательства лицо не может однозначно доказать факт применения к нему закона, хотя имеет некоторые основания полагать, что он был к нему применен. Наиболее типичный случай – применение в отношении лица тайных мер, например, оперативного наблюдения, предусмотренного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Данная мера по определению носит скрытый характер, а факт ее применения считается государственной тайной до тех пор, пока соответствующая информация не будет рассекречена. Для этих случаев Европейским Судом по правам человека введено понятие «потенциальная жертва». Этим термином обозначается лицо, которое не может прямо доказать вмешательство в его конвенционное право, но может привести ряд косвенных доказательств, указывающих на вероятность того, что оно имело место.

В ряде случаев лицо может считаться жертвой нарушения права, которое может иметь место в будущем. Это касается ситуаций, в которых высока вероятность того, что действие (бездействие), приводящее к нарушению, будет иметь место, а ущерб, который может быть причинен лицу, является фактически непоправимым. Одной из типичных ситуаций такого рода является выдача лица государству, в котором оно может быть подвергнуто пыткам или смертной казни. Однако для признания за лицом статуса жертвы решение о его выдаче должно быть окончательным.

Лицо утрачивает статус жертвы при соблюдении следующих условий:

  • государство признало нарушение конвенционного права и одновременно
  • исправило это нарушение, в том числе, в необходимых случаях,
  • выплатило справедливую компенсацию за него.

Распространено мнение, будто Европейский Суд по правам человека фактически не рассматривает жалобы на нарушение права на справедливое судебное разбирательство в отношении лиц, признанных национальными судами виновными в совершении ряда особо тяжких преступлений. Однако это лишь миф. Например, Александр Аркадьевич Пищальников, Постановление по делу которого было оглашено Европейским Судом по правам человека 24 сентября 2009 года, был признан судом первой инстанции виновным в квалифицированном убийстве, пытках, похищении человека, незаконном лишении свободы, краже, грабеже, покушении на грабеж, разбое, участии в преступном сообществе и подделке документов. Это не помешало Страсбургскому Суду признать, что в отношении него имели место нарушения статьи 6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство).

В ЕСПЧ нельзя обратиться с «иском в защиту общественных интересов» (так называемым actio popularis). Любое нарушение, изложенное в жалобе в Страсбургский Суд, должно быть конкретным, касаться определенного лица или определенных лиц. Безусловно, при обращении с индивидуальной жалобой можно отразить, что в ней поднимаются вопросы, затрагивающие и других лиц, что может говорить о значимости рассмотрения данного дела. Однако жалоба все равно должна касаться конкретного дела, конкретного нарушения, конкретного лица или лиц, готовых обратиться в Европейский Суд по правам человека «на примере» своего дела.

В гаагский суд по правам человека

Общая информация

Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами — участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами — участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский Суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 г. заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством — членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 г., Европейский Суд к концу 1998 г. рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых по жалобам граждан. Сегодня можно сказать, что все нормы, содержащиеся в разделе I Конвенции, а также нормы Протоколов, дополняющие этот раздел, применяются так, как они истолкованы в решениях Европейского Суда.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

При этом прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нем отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. В частности, Конституция Российской Федерации (глава 2 «Права и свободы человека и гражданина»), охватывая все те права человека, о которых говорит Конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы — Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского Суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.

В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.

В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции Россией.

В-пятых, для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского Суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более, что в соответствии со статьей 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства — участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами — членами Совета Европы решений Суда. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со статьей 46 Конвенции надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство — участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства — ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств — участников Конвенции.

Как самостоятельно подать жалобу в ЕСПЧ

Рекомендации для заявителя жалобы в ЕСПЧ по ее подготовке, оформлению, подаче и дальнейшему сопровождению (редакция: июль 2017).

Данные рекомендации были написаны в 2010 году. В связи с принятием обновленных правил обращения в Европейский суд, которые действовали с 1 января 2014 — по 1 января 2016 года, данные рекомендации были обновлены. Затем в июне 2016 года в связи с тем, что 1 января 2016 года была введена в действие новая редакция Регламента ЕСПЧ, а также действует обновленный формуляр жалобы, рекомендации подверглись правке.

Автор старается описать процедуру подачи жалобы, давая советы, стремится к лаконичности, чтобы сделать повествование максимально понятным и точным. В то же время по тексту будут ссылки, которые дадут пользователю более полную информацию по отдельным вопросам. В данных рекомендациях достаточно подробно описывается процесс подачи жалобы в Европейский суд, включая заполнение формуляра жалобы, подаваемой в ЕСПЧ.

Часть рекомендаций, посвященная стадии подготовки судебного решения по делу, описывается схематично. Это делается с тем, чтобы сформулировать у читателя первое представление о содержании стадии подготовки дела. Дело в том, что на этой стадии и формально, согласно правилам Европейского суда и по практике Суда, участие представителя является обязательным. Исключения допустимы по просьбе заявителя. Автору известны случаи, когда Европейский суд отказывал заявителю защищать себя самостоятельно. Кроме того, необходимость иметь профессионального адвоката на этой стадии объясняется еще и тем, что подаваемые документы в Суд на этой стадии, особенно меморандум заявителя, являются крайне сложными для написания. По сути, на этой стадии заявитель должен подготовить проект постановления ЕСПЧ.

Мы не рекомендуем самостоятельно подавать жалобы в Европейский суд по правам человека . Нам известно много примеров, когда люди проигрывали очевидно выигрышные дела в ЕСПЧ. Лишь единицам удается подготовить качественные жалобы самостоятельно, минуя юристов и адвокатов. Мы рекомендуем обращаться за помощью к нам. « РосЕвроСуд » — это один из ведущих российских проектов по подаче жалоб в Европейский суд по правам человека. Подготовкой жалоб занимаются занимаются юристы — Алексей Навальный и Константин Терехов, специализирующиеся, в том числе на ведении дел в ЕСПЧ. Уже выиграно 4 дела. А всего подано 52 жалобы , 32 из которых успешно прошли предварительную оценку на предмет приемлемости. Остальные жалобы ждут своей очереди для рассмотрения их Страсбургским судом.

Рекомендации для заявителя жалобы в ЕСПЧ по ее подготовке, оформлению, подаче и дальнейшему сопровождению

  1. Официальный бланк (формуляр) жалобы (заявления) в Европейский суд по правам человека 2016 года (скачайте на компьютер и откройте на компьютере с помощью программы, а не с помощью браузера);
  2. Текст Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также протоколов к ней;
  3. Как минимум, два-три решения ЕСПЧ по аналогичному делу;
  4. Доверенность (если жалоба будет подаваться представителем, бланк доверенности является составной частью формуляра жалобы, если потребуется сменить представителя или представитель появится после подачи жалобы, то потребуется специальный бланк доверенности)
  5. Правило 47 Регламента Европейского суда
  6. Официальная «Инструкция по заполнению формуляра жалобы», выпущенная Европейским судом.
  7. Практическое руководство по критериям приемлемости

§ 1. Вводные замечания по подаче жалобы в ЕСПЧ

Первое с чего начать — это понять, относится ли Ваше дело к сфере деятельности Европейского суда или вовсе нет. Для этого найдите и выберите одно или несколько прав, закрепленных в Конвенции и протоколах к ней, наиболее подходящих к делу и изучите решения ЕСПЧ по ним. И, конечно, следите, чтобы:

  • не был пропущен срок на подачу жалобы (да, пока не ратифицирован протокол — 6 месяцев, а не 4!) — точное время вступления его в силу можно узнать на «официальном сайте Совета Европы;
  • шестимесячный срок начинает течь со дня вынесения решения судом соответствующего решения (Подробнее: После какой инстанции можно обращаться в Европейский суд по правам человека).

Перед раскрытием вопросов, касающихся непосредственно написания и подачи жалобы в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо обратить внимание на события предшествующие обращению в международный суд. Речь идет о внутренних судебных разбирательствах. Дело в том, что дальнейшая возможность обращения в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) должна накладывать отпечаток на тактику ведения дела в национальном суде.

Речь идет о нескольких моментах, которые следует учесть.

Во-первых, везде, где это уместно, а порой необходимо, использовать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и практику Европейского суда по правам человека: в заявлении в суд, исковом заявлении, ходатайствах, жалобах, отзывах и других процессуальных документах.

Во-вторых, ставить вопросы перед национальными судами о нарушении прав и свобод, защищаемых Конвенцией.

Вопрос о нарушении может быть поставлен как о состоявшемся факте, что уже произошло нарушение такого-то права, так и о том, что может быть нарушено это право. Подобные аргументы могут быть, как основными, так и дополнительными.

При этом не обязательно ссылаться на конкретные статьи Конвенции, а достаточно указать суть нарушения. Хотя, конечно, рекомендуется ссылаться на конкретные статьи Конвенции и постановления Европейского суда по правам человека.

Использование подобного приема может быть полезно не только с точки зрения дальнейшего обращения в Европейский суд по правам человека и исчерпания внутренних средств правовой защиты, но и влияния этих аргументов на принятие положительного решения национальным судом.

§ 2.Критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ

Перед написанием жалобы следует определиться, можно ли именно по Вашему делу обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Иными словами: подпадает ли Ваше дело под юрисдикцию Европейского суда по правам человека? Нет ли других причин считать подачу жалобы пустой тратой времени? Для ответа на эти вопросы необходимо, чтобы жалоба отвечала следующим критериям:

  • жалоба должна быть подана в защиту прав и свобод, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколах к ней;
  • жалоба должна быть подана против России или любого другого государства члена Совета Европы;
  • жалоба не должна быть явно необоснованной;
  • жалоба должна быть подана только после исчерпания эффективных средств правовой защиты и в течение 6 месяцев с даты вынесения окончательного решения национальным органом.

Относительно последнего критерия применительно к России это означает:

  • По гражданским делам жалобу в Европейский суд следует подавать в течении 6 месяцев после решения суда четвертой инстанции (второй кассационной) инстанции.
  • По уголовным делам после суда второй (апелляционной) инстанции.
  • Если дело рассматривалось в арбитражном суде, в Европейский суд следует обращаться после решения суда первой кассационной инстанции и параллельно необходимо обращаться в Верховный суд.
  • Если дело рассматривалось по правилам КоАП, то в Европейский суд следует обращаться после суда второй инстанции.

В Европейский суд по правам человека можно обращаться только с жалобой на действиях государства, то есть на действия и бездействия всех органов государственной власти, включая полицию и суды. В некоторых случаях государства также несут ответственность за действия и бездействия юридических лиц, не являющихся государственными органами и учреждениями.

Европейский суд по правам человека может рассматривать только жалобы на нарушения прав и свобод, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Большая часть жалоб, подаваемых в Европейский суд по правам человека, касается нарушения права на справедливое судебное разбирательство (статья 6 Конвенции). Однако не все разбирательства в судах могут подпадать под действие, указанной статьи. Например, в некоторых случаях, когда не идет об спорах об определении гражданских прав и обязанностей или об уголовном преследовании, споры о налогах и таможенных пошлинах не могут быть рассмотрены Европейским судом по правам человека, а также иммиграционные споры, такие как въезд, пребывание на территории и выдворение иностранцев, судебные разбирательства о предоставлении политического убежища и о депортации, также не все судебные разбирательства с участием государственных служащих, касающиеся увольнения.

Европейский суд по правам человека отклоняет даже те жалобы, которые поданы с соблюдением всех формальных критериев, в следующих случаях:

  • в тех случаях, когда в жалобе оспариваются решения национального суда по причине нарушения национальных процессуальных и материальных норм, а также необоснованности принятых национальными судами решений (толкования и применения внутреннего права; допустимости и оценки доказательств в судебном разбирательстве;
  • справедливость исхода гражданского дела;
  • виновность или невиновность обвиняемого в уголовном деле);
  • жалобы, не подкреплённые доказательствами.

Указанные причины отклонения жалоб напрямую связаны с низким качеством текста жалоб, подаваемых в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) российскими гражданами. Дело в том, что жалоба, подаваемая в Европейский суд по правам человека должна иметь определенную структуру и содержание. Подавать жалобу в Европейский суд в свободной форме нельзя.

§ 3.Оформление жалобы в ЕСПЧ

В случае, если Вы убедились, что жалоба отвечает названным критериям, то можно приступать к ее оформлению.

Жалоба в Европейский суд необходимо подавать (по форме и содержанию) в виде особого вида документа — «Жалобы в Европейский суд по правам человека». Специально обращаю на это внимание, поскольку распространена существенная ошибка заявителей — направление в Европейский суд жалобы аналогичной той, которая направляется в национальные суды (апелляционная, кассационная или надзорная жалоба).

Во-первых, Европейским судом утвержден специальный бланк, который должен быть заполнен Заявителем.

Во-вторых, жалоба, подаваемая в Европейский суд – имеет свой собственный жанр.

По моему мнению, основанному на изучении правил Европейского суда и опыте, убежден, что жалоба должна подаваться в ЕСПЧ форме заполненного формуляра исключительно на 13 страницах. Нельзя, например, при помощи специальных программ увеличивать количество страниц жалобы.

Что же делать, если не хватает места?

В случае, если жалоба или имеющих место нарушений или в части приложений попросту не помещается на бланк, то оформите эту часть в приложении, но не больше чем на 20 страниц.

«При необходимости, дополнительная информация и пояснения могут быть изложены в отдельном документе в виде приложения к формуляру жалобы. Размер такого дополнения не должен превышать 20 страниц (без учета копий приложенных документов). Это не означает, что вы можете начать составление жалобы на формуляре и продолжить текст на дополнительных листах, до достижения 20 страниц. Эти 20 страниц являются лишь дополнением к краткому изложению (фактов, нарушений и информации о соблюдении

условий приемлемости), которое должно находиться в соответствующих разделах самого формуляра жалобы. В этом дополнении нельзя излагать новые жалобы. Дополнение должно использоваться только для обоснования жалоб, уже изложенных в формуляре жалобы».

Как и любой юридический документ, жалобу следует писать как можно короче – этот совет учитывает, прежде всего, сам жанр жалобы, подаваемой в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), а также инструкцию самого Европейского суда.

Еще одно важное замечание – при оформлении жалобы, следует достаточно точно уяснить, какие статьи Конвенции были нарушены в Вашем деле. Для этого необходимо изучить практику Европейского суда по этим статьям и по аналогичным делам. Изучение практики важно по нескольким причинам.

  • Во-первых, для понимания содержания прав и свобод по Конвенции.
  • Во-вторых, сам текст или логика постановлений Европейского суда должны быть включены в жалобу.

В жалобе следует избегать указаний на не имеющие отношения к делу факты и не приводить лишнюю аргументацию. Заявители часто ошибаются в том, что указывают все возможные доводы, которые только можно привести. Подобные жалобы теряют свою убедительность, а суть жалобы размывается. В жалобе должны отсекаться второстепенные, не имеющие отношения к делу факты, а также лишняя аргументация.

Теперь перейдем к структуре жалобы и опишем, что следует писать в каждом ее разделе здесь мы будем в основном цитировать упомянутую инструкцию.

§ 4 Структура жалобы в ЕСПЧ

Чтобы понять, каким образом заполнять каждый пункт жалобы текста официальной Инструкции будет достаточно. Я кратко перескажу суть. Особенно обращу Ваше внимание на вопросах, которые вызывают сложность: заполнение двух основных разделов: «Изложение фактов» и «Изложение имевших место нарушений Конвенции. «.

§ 4.1 Лист 1 жалобы

0. Штрих код и номер жалобы — вопросов не должно быть. Если у нас нет ни штрих-кодов, ни номера жалобы. Следовательно, оставляем поля пустыми

Пункты 1-15 жалобы.

Если заявителем является физическим лицом, то заполняем левую колонку с 1 по 8 пункт, а правую колонку оставляем пустой.

Если заявитель является юридическим лицом, то заполняем с 9 по 15 пункт, а левую колонку оставляем пустой.

Вот каким у нас получился первый лист жалобы, если заявитель Иванов И.В., а не ООО:

§ 4.2 Лист 2 жалобы «B. Государство/государства, против которого/которых подается жалоба»

Здесь все просто: ставим галочку напротив того государства против которого подается жалоба в ЕСПЧ.

В редких случаях жалоба может быть подана против нескольких государств. Тогда ставим галочку на против одного из них.

§ 4.3 Лист 3 жалобы «C. Представитель/представители заявителя – физического лица»

Если у заявителя нет представителя, то пропускаем этот лист, оставляя его пустым.

Если есть представитель, то заполняем левую колонку (пункт с 18 по 25 формуляра жалобы), а правую оставляем пустой, если представитель является адвокатом, то заполняем правую колонку (пункт с 26 по 32 формуляра жалобы), а левую оставляем пустой.

Если есть представитель обязательно расписываемся (пункт 33 формуляра) и проставляем дату (пункт 34 формуляра).

Представитель также должен расписаться (пункт 35 формуляра) и поставить дату (пункт 36 формуляра).

Лист 3 формуляра жалобы является доверенностью. Никакую другую доверенность делать не надо.

Вот как у нас получается 3 лист формуляра — доверенность, в случае если есть представитель и он является адвокатом.

§ 4.4 Лист 4 «D. Представитель/представители заявителя-организации» (пункты 37-55 формуляра)

Все заполняется аналогично предыдущему пункту, в случае если заявителем является организация. В случае если физическое лицо, то лист остается незаполненным.

§ 4.5 Листы 5, 6 и 7

E. Изложение фактов (пункты с 56 по 58 формуляра жалобы)

Любой пункт жалобы важен, поскольку если он не будет заполнен, то жалоба возможно будет оценена сотрудником секретариата Европейского суда, как не поданная.

Однако изложение фактов является самым важным. Тут необходимо еще раз напомнить положение правила 47 Регламента Европейского суда, относительно того, что должно быть в жалобе:

«краткое и легкочитаемое изложение фактов»

а также привожу текст инструкции:

«текст должен быть разделен на пронумерованные абзацы.. Описывайте обстоятельства дела в хронологическом порядке так, как они происходили. Если ваши жалобы касаются разных предметов (например, разных судебных процессов), опишите каждый из них отдельно».

Добавлю от себя советы:

  • Не используйте текст Ваших апелляционных, кассационных и надзорных жалоб, поскольку и если они грешат ниже перечисленными ошибками.
  • Пишите только о фактах. Не давайте свою оценку фактам или юридическую оценку. Например, неправильно писать «судья незаконно и необоснованно уснул во время судебного заседания», правильно писать «1 января 2012, во время судебного заседания судья спал».
  • Пишите только факты которые имеют значение с точки зрения Конвенции и практики суда для этого внимательно, беспристрастно прочитайте несколько решений ЕСПЧ.
  • Пишите нейтрально. Советую писать от третьего лица («Заявитель не был уведомлен о судебном заседании . » ).
  • Придерживайтесь стиля постановлений Европейского суда.
  • Цитируйте документы, в частности судебные решения только тогда, когда это необходимо. И, в любом случае, максимально кратко. Например, по делу важным аргументом является факт отказа суда вызвать ключевого свидетеля. В этой ситуации Вы можете написать так: суд отверг просьбу вызвать свидетеля, мотивировав это следующим образом «. доказательств в деле достаточно . «
  • Несмотря на краткость изложения Вы должны обязательно указать все значимые факты, поскольку именно с изложением фактов, в первую очередь связывается прерывание шестимесячного срока на подачу жалобы. и вся жалоба по сути. Если Вы укажите новые факты на стадии подготовки к делу — коммуникации, то они, как правило, не будут учтены Судом. Например, есть дело, где суд отказался вызвать свидетеля, а также провел допрос другого свидетеля в отсутствие заявителя. И в жалобе необходимо указывать два этих факта.
  • Не допустите, чтобы Ваша была абстрактна. Например, если вы пишите про плохие условия содержания под стражей, обязательно напишите конкретно, сколько дней или часов это длилось, сколько человек было, сколько спальных мест, размер помещения, доступ к туалету и т.д.
  • Вы должны ясно и четко изложить факты, являющиеся предметом Вашей жалобы. Попытайтесь изложить события в той последовательности, в которой они имели место. Укажите точные даты. Если Ваши жалобы касаются нескольких вопросов (например, ряда различных судебных разбирательств), желательно описать каждый из них в отдельности (совет из старой редакции официальной Инструкции, но применим и сейчас).

§ 4.6 Лист 8 жалобы (пункт 59 жалобы)

F. Изложение имевших место нарушений Конвенции или Протоколов к ней и подтверждающих доводов

В левой колонке пишем номер статьи Конвенции или протокола к ней, а справа нарушение.

Следует отметить, что аргументы и композиция изложения в этом разделе жалобы существенно разнятся в зависимости от того, какие права или свободы были нарушены и от событий и обстоятельств дела.

§ 4.7 Лист 10 (пункт 61 жалобы)

Информация об использованных средствах правовой защиты и дате окончательного решения

В левой колонке номер статьи, справа, напротив пишем последнее решение по делу, которое есть: его название, дату и номер дела. Ниже решения нижестоящих судов.

§ 4.8 Лист 11 жалобы

Пункт 62 жалобы «

Располагали или располагаете ли Вы каким-либо средством защиты или обжалования, которым Вы не воспользовались?»

Пункт 63 жалобы «Если Вы ответили «Да» на предыдущий вопрос, укажите, какие средства защиты или обжалования Вы не использовали, и объясните почему».

Здесь Вы в зависимости от обстоятельств дела можете ответить «нет» или «да».

Пункт 64. «Подавали ли Вы какую-либо из вышеизложенных жалоб в другие органы международного разбирательства или урегулирования?»

Пункт 65. «Если Вы ответили «Да» на предыдущий вопрос, дайте краткое описание процедуры (какие жалобы были поданы, название международного органа, дата и суть принятого решения)».

Пункт 66. Подавали ли Вы (т.е. заявитель) ранее другие жалобы в Европейский суд по правам человека?

Пункт 67. Если Вы ответили «Да» на предыдущий вопрос, укажите ниже их номер/номера.

Уверен, что данный пункты 64-67 не нуждается в комментариях.

§ 4.9 Лист 12 жалобы

I. Список приложений

Вот здесь нужно подумать, какие документы именно Вам следует приложить. С одной стороны не надо прикладывать абсолютно все документы, которые у Вас есть. С другой стороны должны быть приложены все знаемые документы. Обращаю на Ваше внимание на положения формуляра и инструкции, которых говорят именно о «всех документах»:

«Приложите список всех судебных и иных актов, на которые вы ссылаетесь в разделах E, F, G и H формуляра, и всех прочих документов, которые вы представляете на рассмотрение ЕСПЧ в подтверждение ваших утверждений о нарушении Конвенции (протоколы заседаний, свидетельские показания, медицинские заключения и т.п.). Укажите в списке приложений номер страницы, на которой находится каждый документ из пакета документов таким образом, чтобы ЕСПЧ было легко их найти. Если места, отведенного для этого в формуляре, недостаточно, Вы можете продолжить список на дополнительном листе.

Приложите к формуляру полные и разборчивые копии всех документов, указанных в списке.

Документы не будут вам возращены, поэтому в ваших интересах приложить копии, а не оригиналы.

разложить документы в хронологическом порядке и отдельно по каждому процессу;

последовательно пронумеровать страницы; и

НЕ СКРЕПЛЯТЬ, НЕ СКЛЕИВАТЬ И НЕ СШИВАТЬ ДОКУМЕНТЫ».

Естественно, какие документы прикладывать решите самостоятельно. Позволю сформулировать ряд соображений на этот счет.

Что должно быть приложено в любом случае? Точно должны быть приложены копии судебных решений первой и второй инстанции, а также копия апелляционной жалобы. Если есть копии вышестоящих судебных инстанций, то их следует также приложить вместе с кассационными (надзорными) жалобами.

Также отрою Вам небольшой профессиональный секрет. Как правило, если в деле идет речь о справедливом судебном разбирательстве, где имеет значение содержание судебных заседаний следует прикладывать также протоколы судебных заседаний.

Прилагать необходимо только копии документов. Их не надо заверять. Европейский суд принимает любые документы в качестве доказательств. Это может быть и распечатки с сайта, информация из докладов государственных и негосударственных организаций и пр.

4.10 § Лист 13

Пункт 69 оставляем пустым, если нечего добавить. Из примеров, что в этом пункте можно написать могу привести только один:

«Обращаю внимание Суд, на то что копию решения суда второй инстанции от 1 февраля 2014 года была получена Заявителем только 10 мая 2014 года».

Пункт 70 ставим дату. Мой скромный опыт говорит о том, что именно эта дата будет считаться датой подачи жалобы. Даже если жалобу будет доставлена в суд спустя несколько дней, при условии, что отправка произошла в ближайшие дни.

Пункт 71 жалобы ставим отметку в соответствующую позицию и расписываемся. По моему мнению, если жалоба подается больше чем от одного заявителя следует также расшифровать подпись.

И, наконец, в 72 пункте формуляра выбираем на чей адрес будет приходит корреспонденция из Европейского Суда и указываем полный адрес с индексом для этого.

Отнеситесь внимательно к тому адресу, который указываете в для писем.

Учтите, что письма из ЕСПЧ направляются, как правило, обычной почтой, простым письмом без уведомления.

Также учтите, что адрес должен быть стабильным, т.к. разбирательство в ЕСПЧ длится несколько лет.

Конечно, Вы можете отправить дополнительное письмо с просьбой направлять Вам письма по новому адресу. Однако по некоторым моим делам, даже после такого письма, сотрудники Секретариата Европейского суда, забывали про это письмо и отправляли на первоначальный адрес.

§ 5.Отправление жалобы в ЕСПЧ

Жалоба направляется в Европейский суд по правам человека письмом. Письмо может быть простым, заказным (с уведомлением или без), ценным, с описью о вложении. Письмо можно направлять, пользуясь услугой «почтой России», различными курьерскими службами и пр. Направление письменной жалобы в Европейский суд обязательное условие. Жалоба направляется в адрес Европейского суда:

The Registrar

European Court of Human Rights

Council of Europe

F-67075 Strasbourg Cedex

Можно продублировать жалобу по факсу: +33 (0)3 88 41 27 30.

Примерная стоимость почтовых услуг, например, если у нас 50 страниц и нет никаких вложений, кроме документов: «Почта России» 400 рублей, «UPS» 3000, «DHL» 4000 рублей.

§ 6.Ответ из Европейского суда по правам человека

Первое основное письмо из Европейского суда по правам человека Вы получите в течении 1-13 месяцев. Суть первого письма Секретариат — уведомит Вас о том, что жалоба получена и на Ваше имя заведено досье, номер которого Вам надлежит указывать во всей последующей корреспонденции, а также вышлет Вам набор наклеек со штрих-кодом, которые следует использовать при переписке с ЕСПЧ. Если сотрудник Секретариата Европейского суда не попросит Вас выслать дополнительные документы, то в первом письме он ограничится указанием на то, что Ваша жалоба будет рассмотрена, в соответствии с очередностью.

Могут приходить промежуточные письма, например, если Европейский Суд попросит Вас прислать какие-либо документы. Иногда такие просьбы формулируются в первом письме.

Второе основное письмо — это либо о том, что Ваша жалоба неприемлема, либо о том, что жалоба прошла предварительную оценку и о ней извещено государство ответчик. С момента принятия решения по жалобе о том, что о жалобе извещено государство ответчик начинается процедура подготовки к вынесению постановления по жалобе — коммуникация дела. Второе основное письмо, если принято отрицательное решение, приходит заявителю, как правило в течении первых двух лет.

Если второе основное письмо, если принято промежуточное положительное решение, о том что жалоба прошла предварительную оценку на предмет приемлемости, приходит если Европейский суд примет, по вашей просьбе или по собственной инициативе, ускоренную процедуру рассмотрения, в течении 2-3 месяцев после подачи жалобы. В противном случае пройдет не менее 2-3 лет.

Жалоба может быть рассмотрена в приоритетном порядке в случае, если дело касается постановки под угрозу жизни или здоровья заявителя, связанные с личной или семейной жизнью заявителя, особенно в случае, когда под угрозой находится благополучие ребенка, жалобы, по которым применены обеспечительные меры, предусмотренные Правилом 39 Регламента Европейского суда по правам человека.

§ 7.Обеспечительные меры

Следует отдельно сказать о возможности применения Европейским судом по правам человека, как по собственной инициативе, так и по просьбе заявителя, обеспечительных мер. Например, это может быть просьба о приостановке процедуры экстрадиции заявителя в другую страну.

§ 8.Неприемлемость жалобы

После того как Вы получили письмо, в котором сказано, что жалоба будет рассмотрена. Следующее письмо из Европейского суда будет уже, касаться разбирательства по жалобе. В 90% случаях это письмо информирует заявителя о том, что его жалоба объявляется неприемлемой. В этом случае не приводится обоснования принятия подобного решения. В письме лишь указывается, что жалоба несовместима с положениями Конвенции. Срок получения этого письма с момента подачи жалобы колеблется от нескольких месяцев до 2-4 лет.

Следующую часть рекомендаций описывается кратко, чтобы сформулировать у читателя первое представление о содержании стадии подготовки дела. Дело в том, что на этой стадии и формально, согласно правилам Европейского суда и по практике Суда, участие представителя, является обязательным. Исключения допустимы по просьбе Заявителя. Мне известны случаи, когда Суд отказывал заявителю защищать себя самостоятельно. Кроме того, необходимость иметь профессионального адвоката на этой стадии объясняется еще и тем, что подаваемые документы в Суд на этой стадии, особенно меморандум заявителя являются крайне сложными для написания. По сути, на этой стадии заявитель должен подготовить проект постановления Европейского суда на английском языке.

§ 9.Подготовка к разбирательству дела (коммуникация дела) в ЕСПЧ

Если жалоба не объявлена неприемлемой, то о Вашей жалобе уведомляется ответчик в лице Уполномоченного Российской Федерацией при Европейском суде по правам человека.

Уполномоченному предлагается ответить на вопросы, которые задает Европейский суд, а также направить свои комментарии и возражения по приемлемости и существу жалобы, а также возможности заключения мирового соглашения. Уведомление Уполномоченного (по терминологии Европейского суда – Правительства РФ или Высокой договаривающейся стороны) о Вашей жалобе именуется «коммуникацией». Уведомление Уполномоченного происходит в рамках подготовки к вынесению решения по существу Европейским судом, которое происходит по истечению нескольких лет (от 2 до 5 лет примерно) с момента обращения в Суд. Однако в случаях приоритетного рассмотрения жалобы этот срок может составить менее года.

После того, как Европейский суд получит ответ Уполномоченного, он направит его Вам для подачи ответных Возражений. Также в письме Европейского суда будет просьба о том, чтобы Вы направили свои требования относительно справедливой компенсации. Таким образом, Вы должны будете направить в Европейский суд в течение времени указанном в письме (обычно это 6-8 недель):

1. меморандум, который должен содержать

  • описание фактической стороны дела, если она отличается от версии, подготовленной секретариатом Европейского суда или дополнения к изложенным им фактам или указание на то, что Вы считаете его изложение корректным;
  • применяемое внутреннее законодательство и судебную практику, если это необходимо;
  • ответ на каждый вопрос Европейского суда;
  • возражения относительно мнения ответчика,
  • иное.

2. требования о выплате компенсации. Компенсация включает в себя возмещение морального и материального вреда, а также понесенные судебные расходы, как на разбирательство в Европейском суде, так и на национальные процедуры.

Эти документы должны быть на английском языке или французском языке. Как сказано в Регламенте Европейского суда, «если Председатель Секции не примет решение об обратном». Поэтому, следуя логике правил рассмотрения дела для того, чтобы Вам продолжить переписку с Европейским судом на русском языке, необходимо отдельно попросить об этом. Мне известны случаи, когда Европейский суд разрешал продолжить использования русского языка так и наоборот, когда отказывал в этом.

§ 10. Вынесение решения Европейским судом

После получения Вашего ответа, если Европейский суд не направляет новых просьб относительно новый информации и пр., то он выносит решение по существу. Решение выносится в виде отдельного документа и именуется постановлением. С момента получения последних замечаний сторон по жалобе до момента вынесения постановления проходит обычно от года до 3 лет.

В постановлении Европейский суд может частично или полностью признать нарушения тех прав, которые Вы считали нарушенными. Это же относится к требуемым денежным суммам справедливой компенсации. Постановление вступает в силу в течение 3 месяцев. В течение этого времени по Вашей просьбе или по просьбе ответчика, дело может быть передано на рассмотрение Большой Палаты Европейского суда. Это происходит очень редко, менее 1% просьб о передачи дела удовлетворяются.

§11. Исполнение постановления Европейского суда

В постановлении Европейский суд может только признать факт нарушения Ваших прав и присудить справедливую компенсацию. Государство же должно самостоятельно предпринять все необходимые меры для исправления ситуации и восстановления Ваших прав (для этого Вам необходимо подавать заявление в суд, вынесший решение о пересмотре решения по новым обстоятельствам).

После вступления в силу постановления Европейского суда Вам на счет указанный в жалобе или в требованиях о справедливой компенсации поступают денежные средства. Вы должны будете представить номер своего счета в аппарат Уполномоченного РФ при ЕСПЧ.

Восстановление Ваших прав в остальной части может происходить по-разному, исходя из конкретных обстоятельств (например, пересмотр по новым обстоятельствам дела). Главное, не упустите из вида, что если постановление ЕСПЧ подразумевает пересмотр дела, то Вы должны обратиться в национальный суд с просьбой пересмотра дела в связи с новыми обстоятельствами после вступления в силу постановления ЕСПЧ. Порядок и срок для такого обращения зависит в первую очередь от категории дела и, соответственно, по какому процессуальному закону оно было рассмотрено (ГПК, АПК, КАС, УПК или КоАП).

Еще по теме:

  • Статья 34 европейской конвенции Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Протоколом N 14 от 13 мая 2004 г. в настоящую Конвенцию внесены изменения Конвенцияо защите прав человека […]
  • Общежития это нежилое помещение Нежилое помещение собственника (здание управления) переоборудовано под общежитие для сезонных рабочих. В здании зарегистрированы рабочие по месту пребывания. Обязана ли организация перевести здание в разряд жилых помещений? Предусмотрена ли […]
  • Куда можно вложить материнский капитал Как купить дом за материнский капитал? В 2018 году самым популярным направлением расходования средств материнского капитала остается улучшение жилищных условий. Многие семьи предпочитают расходовать деньги сертификата на покупку частного дома. […]
  • Документы при подаче на алименты вне брака Как подать на алименты вне брака, в гражданском браке, если ребенок не записан на отца Сложно добиться от мужчины помощи на содержание ребенка, если супружеские отношения не были зарегистрированы. Еще сложнее – если отец сомневается в […]
  • Мировой суд ленинский района г красноярска Мировой суд ленинский района г красноярска ГОРОД КРАСНОЯРСК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАЙОН Общественная приёмная мировых судей Железнодорожного района 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 116 кабинет 22, (391) 221-75-89 Судебный участок № 46 в […]
  • Исполнительный лист инкассовое Глава 2. Порядок принятия исполнительного документа и его оплаты Глава 2. Порядок принятия исполнительного документа и его оплаты Информация об изменениях: Указанием Банка России от 1 августа 2016 г. N 4095-У в пункт 2.1 внесены изменения 2.1. […]