Трудовой кодекс итр

Содержание статьи:

Статья 351 ТК РФ. Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении

Новая редакция Ст. 351 ТК РФ

Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами.

Комментарий к Статье 351 ТК РФ

Статья 351 распространяет действие трудового законодательства на творческих работников и на спортсменов-профессионалов.

Трудовые отношения работников культуры регулируются законодательством о труде. В качестве основной организационно-правовой формы трудовых отношений с творческими работниками является контракт. На практике нередким бывает отказ от использования в организациях культуры контрактной формы трудового договора и переход к оформлению трудовых отношений с творческими работниками исключительно с помощью трудового договора.

Однако, с учетом своеобразия труда творческих работников, пункт 39 Положения о театре разрешает регулирование отношений между физическим лицом — носителем творческих способностей и театром не только законодательством о труде, но и гражданским законодательством.

С помощью гражданско-правовых соглашений нередко оформляется ангажемент или гастроли артистов. Такие формы взаимоотношений, как правило, реализуются в течение короткого отрезка времени и без включения артистов в штат работников соответствующей организации.

Гражданско-правовые договоры применяются также для оформления разового участия конкретных лиц в создании (постановке) спектакля, шоу, концерта, представления.

Трудовые договоры применяются в отношении всех творческих работников организаций культуры, которые включаются в их штат на постоянной основе. Это могут быть бессрочные трудовые отношения или по срочному трудовому договору.

Оплата труда творческих работников осуществляется по правилам, содержащимся в Постановлениях Минтруда России:

а) от 3 февраля 1993 г. N 15 «Об утверждении разрядов оплаты труда по должностям работников ведущих театров и творческих коллективов»;

б) от 27 сентября 1994 г. N 63 «О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников редакций газет и журналов Комитета Российской Федерации по печати»;

в) от 1 февраля 1995 г. N 8 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации»;

г) от 11 мая 1995 г. N 26 «О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников телерадиокомпаний Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию»;

д) от 4 октября 2000 г. N 67 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний».

Ставки вознаграждения исполнителям за определенные виды использования исполнения (постановки) определены Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения постановки».

Особенности исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1993 г. N 153 «О порядке исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников».

Основу нормативно-правовой базы в отношении профессиональных спортсменов составляет Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Выделяются три категории спортсменов:

спортсмен высокого класса;

Спортсмен-профессионал — лицо, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и которое получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них. Их деятельность регулируется трудовым законодательством, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и объединений (п. 3 ст. 24 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ). Взаимоотношения спортсмена-профессионала с физкультурно-спортивной организацией, профессиональным спортивным клубом или командой определены письменным контрактом. В нем содержатся обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения контракта, другие условия и обязательства контрагента. Такой контракт подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды РФ.

Однако, в соответствии с требованиями статей 5, 16 ТК, в отношении спортсменов-профессионалов также необходимо перейти к заключению трудовых договоров, подчиняющихся не только специальным требованиям, изложенным Федеральным законом от 29 апреля 1999 г., но также общим требованиям, содержащимся в статьях глав 10, 11 ТК.

Для спортсменов-профессионалов предусмотрены особые правила перехода в другие физкультурно-спортивные организации и соответственно расторжения трудового договора. Согласно статье 26 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» такие спортсмены имеют право перехода из одной физкультурно-спортивной организации в другую, в том числе иностранную. Однако эта возможность им предоставляется только после окончания срока контракта и выполнения указанных в нем обязательств, если стороны контракта не договорились об ином, например о продлении контракта.

Другой комментарий к Ст. 351 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья предусматривает возможность установления особенностей регулирования труда для лиц, участвующих своей творческой деятельностью в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений с помощью средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, а также для профессиональных спортсменов.

Следует обратить внимание на то, что творчество, а также спорт являются конституционно значимыми ценностями (ч. 2 ст. 41, ч. 2 ст. 26 и ст. 44 Конституции РФ). Вместе с тем в конституционных нормах творчество понимается достаточно широко — включая литературное, художественное, научное, техническое и многие другие виды общественно полезной деятельности. Подобная широта фактически присутствует и в той характеристике, которую законодатель дает труду первой из перечисленных категорий лиц.

В свою очередь, в профессиональном спорте ввиду его вхождения в один из видов культуры — физическую культуру и непредсказуемости результатов также присутствует существенный элемент творчества (в широком смысле). Это обстоятельство дает основание для отнесения профессионального спорта к творческой деятельности (в широком смысле). Именно оно и позволило законодателю установить в рамках одной статьи единые подходы к регулированию трудовых отношений в области профессиональной спортивной деятельности и в сферах, традиционно относимых к творческим видам деятельности.

Характер творческого труда требует, чтобы его правовое регулирование не ограничивало чрезмерным образом свободу как основную предпосылку творчества (в том числе профессиональных спортсменов) для тех, кто непосредственно осуществляет процесс творчества в широком смысле, и для тех, кто обеспечивает надлежащее осуществление этого процесса. Данная свобода должна быть присуща не только стадии вступления в трудовые правоотношения и выхода из них, но и самому осуществлению трудовой деятельности, например, в части регулирования рабочего времени и времени отдыха, а также перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены) и пр. Наиболее полно принцип свободы трудовой деятельности проявляется в правовом регулировании трудовых отношений с участием тех работников, которые осуществляют сам процесс творчества (далее — работники творческого труда). К ним, в частности, можно отнести артистов, телеоператоров, ученых, художников.

Вместе с тем тесная взаимосвязь их труда с трудом работников, обеспечивающих процесс творчества, требует отражения этих элементов свободы и в регулировании трудовой деятельности данных работников, к числу которых, например, относятся осветители, гримеры, костюмеры и др.

Элементы свободы, свойственные процессу творчества, определяют особую природу результатов творчества и их охраны, что является причиной включения в правовое регулирование труда лиц, осуществляющих такую деятельность, элементов гражданско-правового регулирования.

Установление особенностей правового регулирования труда и отдыха творческих (в широком смысле) работников обусловлено, кроме того, необходимостью охраны такой особой публично (конституционно) значимой ценности, как культурная жизнь, включающей публичную информацию; компенсации преждевременного старения (снижения с возрастом качества жизни), возникающего вследствие значительных психофизических нагрузок (перегрузок) и стрессов; осуществления соответствующих видов деятельности в рамках особого режима труда, затрачиваемого преимущественно в вечернее и ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Именно эти обстоятельства и обусловливают особенности регулирования труда творческих (в широком смысле) работников, о чем прямо указывается в комментируемой статье.

Особенности регулирования труда этих лиц предусмотрены прежде всего специальными статьями ТК, к которым относятся: ч. 3 ст. 94 (о порядке установления продолжительности ежедневной работы (смены), ч. 6 ст. 96 (о правилах установления порядка работы в ночное время), ч. 3 ст. 113 (о привлечении к работе данных лиц в выходные и нерабочие праздничные дни), ч. 3 ст. 153 (об оплате их труда в эти дни), ч. 5 ст. 157 (о последствиях временного неучастия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или неосуществления выступлений), ст. 268 (о снятии запрета на направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет).

Что же касается иерархии нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере труда работников, упомянутых в комментируемой статье, то она задается прежде всего Конституцией РФ.

Пункт «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит общие вопросы науки, культуры и спорта к предметам совместного ведения. Это означает, что по данным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Столь высокое конституционное значение творчества (в узком смысле) и спорта является достаточным основанием для того, чтобы правовому регулированию соответствующих отношений были посвящены специальные федеральные законы.

Основными из таких законов являются: Закон от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ВВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615); Закон от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (Российская газета. 1992. 8 февр. N 32); Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137); Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Российская газета. 1996. 4 июня. N 104); Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (Российская газета. 1995. 29 нояб. N 231); Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Российская газета. 1999. 6 мая. N 87).

В данных Законах содержатся нормы, с помощью которых осуществляется детализированное правовое регулирование труда соответствующих работников и закрепляются определенные элементы их специального правового статуса.

Наименование должностей лиц, работающих в бюджетной сфере, на которых распространяется действие комментируемой статьи, установлено, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» и утвержденными им приложениями (СЗ РФ. 1995. N 10).

2. Перечень лиц, относящихся к первой категории, является открытым. Комментируемая статья распространяет свое действие не только на тех, кто входит в данный перечень, но и на иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Например, непосредственно из содержания ч. 1 ст. 44 Конституции РФ следует, что к ним также необходимо, в частности, отнести работников, трудящихся в сфере литературного, художественного, научного и технического творчества.

Использованная здесь характеристика труда первой категории лиц — участие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений — ставит в центр системы отношений, связанных с данным трудом, такой объект, как произведение, однако содержание данного понятия ТК РФ не раскрывается.

Для выяснения этого содержания необходимо обратиться к тексту ст. 6 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (Российская газета. 1993. 3 авг. N 147), в соответствии с которой произведения являются результатом творческой деятельности и создаются, в частности, в сферах науки, литературы и искусства. Они должны существовать в какой-либо объективной форме: письменной рукописи, машинного текста, нотной записи и пр.; устного публичного произнесения, публичного исполнения и т.д.; звуко- или видеозаписи, осуществляемой механическим, магнитным, цифровым, оптическим или другим способом; изображения (рисунка, эскиза, картины, плана, чертежа, кино-, теле-, видео- или фотокадра и др.); объемно-пространственной скульптуры, модели, макета, сооружения и в других формах.

Это служит еще одним подтверждением того, что в первую категорию лиц входят в качестве создателей произведений, кроме, например журналистов, и композиторов, также научные работники, архитекторы и художники.

Легальное определение понятия «исполнение» раскрывается в ст. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в соответствии с которой исполнение — это представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Из данного определения следует, что в первую категорию лиц входят актер, певец, музыкант, танцор, режиссер, дирижер, а также любое иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер).

Что же касается экспонирования произведений (их публичного представления), то оно является одним из основных элементов деятельности прежде всего музеев.

Весьма широкая характеристика лиц, входящих в первую категорию, позволяет утверждать, что в их число входят не только те, кто занимается творчеством, но и лица, непосредственно обеспечивающие осуществление творческой деятельности и публичное представление (экспонирование) ее результатов.

К таким работникам, в частности, относятся гримеры, осветители, кассиры, а также лица, принимающие в музеях, театрах и иных аналогичных им организациях вещи посетителей (зрителей) на хранение, специалисты научной организации (инженерно-технические работники), работники сферы научного обслуживания и подобные им. Режим труда и отдыха данных лиц в силу его тесной взаимосвязи с трудом лиц, создающих и (или) исполняющих (экспонирующих) произведения, имеет ряд особенностей, аналогичных тем, которые характерны для труда и отдыха последних.

К подзаконным актам, регулирующим отношения в сфере творческого труда (в том числе труда руководителей соответствующих организаций), следует, в частности, отнести: Положение о театре в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. N 329 (СЗ РФ. 1999. N 13.); Устав Российской академии архитектуры и строительных наук, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1033 (САПП РФ. 1993. N 44); Постановление Министерства труда РФ от 3 февраля 1993 г. N 15 «Об утверждении разрядов оплаты труда по должностям работников ведущих театров и творческих коллективов» (БМТ РФ. 1993. N 4).

Особенности труда первой категории лиц установлены также специальными нормами ТК РФ. К ним относятся: ч. 4 ст. 63 (о порядке заключения и условиях трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений), ч. 4 ст. 113 (о привлечении к работе этих категорий лиц в выходные и нерабочие праздничные дни), ч. 4 ст. 153 (об оплате их труда в эти дни).

Примером включения элементов гражданско-правового регулирования в сферу регулирования труда творческих работников являются положения, связанные со служебными произведениями, закрепленные ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в соответствии с которыми устанавливается следующий правовой режим служебных произведений:

1) авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения;

2) исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное;

3) размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем;

4) работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания;

5) на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий перечисленные выше положения статьи не распространяются.

3. Вторая категория лиц, на которую распространяется действие норм комментируемой статьи, — это профессиональные спортсмены.

Профессиональный спорт представляет собой предпринимательскую деятельность, цель которой — удовлетворить интересы профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей. Что же касается профессионального спортсмена (спортсмена-профессионала), то им является лицо, для которого занятия спортом — это основной вид деятельности и которое получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.

Деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством РФ, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденных профессиональными физкультурно-спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта.

Трудовые правоотношения с профессиональным спортсменом возникают на основании контракта о спортивной деятельности, заключаемого профессиональными спортивными лигами, ассоциациями, союзами, входящими в официально признанную федерацию по какому-либо виду спорта, профессиональными спортивными клубами, а также спортивными командами.

Контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства РФ и представляет собой соглашение в письменной форме между спортсменом, спортсменом-профессионалом (тренером, специалистом) и руководителем физкультурно-спортивной организации, в том числе профессионального спортивного клуба и команды. Он подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды РФ. Контракт о спортивной деятельности должен предусматривать обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения такого контракта. Контракт о спортивной деятельности может содержать и другие условия. Физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству РФ.

Отношения в части установления разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников сборных команд РФ по видам спорта регулируются Постановлением Министерства труда РФ от 4 июля 2002 г. N 48 (БМТ РФ. 2002. N 7).

Классификация персонала

заместитель начальника отдела нормирования и производительности труда
Управления оплаты, нормирования и производительности труда
Минтруда России

Пожалуйста, разъясните, кто относится к АУП (административно-управленческому персоналу), к ИТР (инженерно-техническим работникам)?
О.А. Волкова,
г. Сызрань, Самарская обл.

Недавно возник спорный вопрос, кого же мы все-таки относим к «административно-управленческому персоналу»? Директора, начальников цехов и участков, мастеров — это понятно. А как насчет специалистов (экономистов, бухгалтеров, инженеров), других служащих (секретарей, кассиров и т.д.)? Если честно, то какие они управленцы? Может быть, Вы подскажите и посоветуете что-нибудь интересное?
М. Голубь,
г. Москва

Ответ на вопрос о содержании терминов «административно-управленческий персонал» (АУП) и «инженерно-технические работники» (ИТР), а также о правомерности их использования необходимо искать в Трудовом кодексе РФ и иных нормативных правовых актах.
Из статьи 15 Трудового кодекса РФ следует, что персонал организации может состоять из работников, выполняющих трудовую функцию:
1) по определенной специальности;
2) по определенной квалификации;
3) по определенной должности.
Каждая из приведенных категорий требует дополнительного комментария.
К числу работников, выполняющих трудовую функцию по определенной специальности, относятся лица, которые приобрели соответствующую специальность после прохождения обучения в порядке, предусмотренном стандартами Минобразования России.
При заключении трудовых договоров с работодателем лица, имеющие определенную специальность, претендуют на замещение вакантных должностей данной организации. Наименование должностей работников конкретной организации определяется по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Поскольку под квалификацией понимается и профессия, и специальность, то по существующей традиции к числу работников, выполняющих трудовую функцию по определенной квалификации, относят исключительно лиц, прошедших обучение для получения соответствующей профессии. Иными словами, к данной категории работников относят рабочих, а наименование их профессий определяют исходя из упомянутого ОКПДТР и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (соответствующего выпуска).
В число работников, выполняющих трудовую функцию по определенной должности, по логике могут входить как лица, которые обладают дипломом о присвоении им соответствующей специальности, так и лица, которые не имеют профессионального образования или имеют определенную профессию. Но поскольку для лиц, обладающих дипломом о присвоении им соответствующей специальности, уже выбрана категория специалистов, то к категории работников, выполняющих трудовую функцию по определенной должности, правомерно относить лиц, которые не имеют профессионального образования или имеют определенную профессию.
Выполненный анализ пока не дает ответов на поставленные вопросы. Поэтому обратимся к ОКПДТР. Он состоит из двух разделов: профессии рабочих и должности служащих.
Второй раздел ОКПДТР (должности служащих) разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, действующих нормативных правовых актов и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике.
Категория служащих в ОКПДТР представлена:
1) руководителями;
2) специалистами;
3) другими служащими.
Но и обращение к этому документу также не позволяет получить ответы на поставленные вопросы. Поэтому попробуем их найти в Единой номенклатуре должностей служащих (ЕНДС), утвержденной еще в 1967 году Госкомтрудом СССР (постановление от 09.09.1967 № 443). В ее основу положена классификация служащих по характеру их труда. Исходя из этого признака, в ЕНДС была предусмотрена классификация работников на категории, а внутри каждой категории на группы.
Согласно ЕНДС руководители классифицируются в зависимости от объекта управления:
— руководители организаций (в их юридическом понятии, предусмотренном Гражданским кодексом РФ);
— руководители служб и подразделений в организациях.
К числу руководителей относятся и их заместители.
Специалисты классифицируются в зависимости от характера выполняемых ими функций или сферы деятельности:
— специалисты, занятые инженерно-техническими и экономическими работами;
— специалисты, занятые сельскохозяйственными, зоотехническими, рыбоводными и лесовосстановительными работами;
— специалисты, занятые медицинским обслуживанием, народным образованием, а также работники науки, искусства и культуры;
— специалисты, занятые на работах по международным связям;
— специалисты юридических служб.
Как видно, в число специалистов включались работники, занятые и экономическими, и инженерно-техническими работами. Поэтому-то, служащих этой категории и называют инженерно-техническими работниками (ИТР).
Технические исполнители классифицируются в зависимости от видов выполняемых ими работ:
— технические исполнители, занятые учетом и контролем;
— технические исполнители, занятые подготовкой и оформлением документации;
— технические исполнители, занятые хозяйственным обслуживанием.
Наглядным примером последующей классификации категорий служащих является постановление Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (с изм. на 20.12.2003). Так, к категории «руководители» в соответствии с названным постановлением относятся следующие должности:
1) заведующие: камерой хранения, архивом, бюро пропусков, копировально-множительным бюро, фотолабораторией, хозяйством, экспедицией, канцелярией, машинописным бюро, складом;
2) мастер участка (включая старшего);
3) начальники: отдела, участка (смены), цеха;
4) главный специалист;
5) руководитель организации.
К категории «технический исполнитель» относятся: дежурный бюро пропусков, копировщик, нарядчик, табельщик, учетчик, экспедитор, агент, делопроизводитель, секретарь, секретарь-машинистка, счетовод, чертежник, кассир (включая старшего), машинистка, экспедитор по перевозке грузов, инкассатор (включая старшего), секретарь-стенографистка, статистик, другие.
Акцент на эти две категории сделан не случайно. Дело в том, что термины, обозначающие категории персонала, бессистемно применяются не только менеджерами по персоналу, но и самим законодателем. Так, термин «технический и управленческий персонал» используется без какой-либо расшифровки в статье 264 (подпункт 19 пункта 1) Налогового кодекса РФ и в других актах налогового законодательства. Исходя из вышесказанного, в целях применения названной нормы Налогового кодекса РФ под «техническим и управленческим персоналом» следует понимать работников, которые заняты на соответствующих должностях из приведенных категорий — «руководители» и «технические исполнители». Естественно, что здесь не идет речь об исчерпывающем перечне лиц, относящихся к техническому и управленческому персоналу.
На основании изложенного можно прийти к заключению, что распределение работников по категориям персонала должно осуществляться в соответствии с ОКПДТР и ЕНДС.
Что касается термина «административно-управленческий персонал» (АУП), то он использовался в период организации и проведения единовременного учета численности и распределения лиц, работающих по занимаемым должностям по состоянию на 15.09.1990 (директивное письмо Госкомстата РСФСР от 17.07.1990 № 6-7-107). С целью осуществления этого учета 03.06.1988 Госкомтруд СССР, Госкомстат СССР и Минфин СССР утвердили Номенклатуру должностей управленческого персонала предприятий, учреждений и организаций для разработки бланков учета этого персонала. В настоящее время Госкомстат России данную Номенклатуру не использует. Следовательно, исходя из правового аспекта проблемы терминологии в кадровом менеджменте, использование термина «административно-управленческий персонал» в настоящее время необоснованно.
Термин «инженерно-технические работники» тоже несколько устарел, и легитимность его использования такая же, как и нормативного правового акта, которым в 1967 году была утверждена ЕНДС.

Статья 152 ТК РФ. Оплата сверхурочной работы

7 сентября 2017

11 июля 2017

29 июня 2017

20 июня 2017

28 апреля 2017

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Сверхурочная оплата работникам ДОУ. 1. Сверхурочная работа оплачивается в соответствии со ст. 152 ТК РФ: — за первые 2 часа работы — не менее чем в полуторном размере; — за последующие часы — не менее чем в двойном размере. 2. Согласно части шестой ст. 99 ТК РФ продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд. Как следует из данной нормы, по итогам любых двух следующих подряд дней продолжительность сверхурочной работы не должна в сумме превышать 4 часов. Распределение сверхурочных часов по отдельным дням никак не регламентировано. Работодатель вправе в один день привлечь работника к сверхурочной работе сразу на 4 часа. Однако в этом случае в предыдущий и следующий дни сверхурочной работы быть не должно. Вопрос: Так, сколько работать можно и какие часы вдвойне оплачиваются, если более 2 часов запрещено ( по итогам любых двух следующих подряд дней продолжительность сверхурочной работы не должна в сумме превышать 4 часов). Нестыковочка.

Вопрос относится к городу Новосибирск

Мой график сутки через трое. отпуск заканчивается за два дня до смены. имеет ли право работодатель эти два дня засчитать за выходные и списать с меня часы переработки? так как он утверждает что отпуск должен заканчиваться предшествующим днем.

Вопрос относится к городу санкт-петербург

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста,при сменной 36 часовой неделе, окладом 5900 руб, суточной занятости, на ставку в сентябре необходимо отработать 151 час. При выходе из отпуска 01.09.2017, взяты дорожные дни (4), к работе приступил 05.09.2017. За месяц отработал 216 часов. При расчёте з/п может ли уменьшаться оклад (нормо-час стал 131). Работаю на скорой помощи, сутки через как попало.

Вопрос относится к городу Мурманск

переработка с января до октября составила 386 часов.. оплачивают как 0,33 ставки..есть ли нарушения?

Вопрос относится к городу Обь

Получен запрос на уточнение вопроса. 8 октября 2017 — 18:45
здравствуйте. Какая работа?

Имеет ли право работодатель во время испытательного срока требовать от работника постоянно задерживаться на работе для выполнения срочной работы?

Вопрос относится к городу Москва

Как правильно посчитать переработку?

Вопрос относится к городу волгоград

Я работал в течение года (учетный период — год) по графику сутки дежурство — трое суток отдых, иногда, в связи со служебной необходимостью получалось сутки через двое. В конце года накопилась переработка в количестве 130 часов. Работодатель предложил предоставить за переработку 5 дней отдыха (по 24 часа) подряд, мне же кажется, что он должен предоставлять мне дни отдыха во время моего дежурства по графику, т.е. если я дежурил последний раз 04.10.17, то у меня есть трое суток отдыха (05.10, 06.10, 07.10), а затем мне должны предоставить отгулы на 08.10, 12.10, 16.10, 20.10 и 24.10.17. Кто прав?

Вопрос относится к городу Волгоград

мможно ли потребовать доплату за переработку с мрот а не с оклада так как оклад в 5 раз ниже мрот

Вопрос относится к городу п.Гайны

Вместо денежной компенсации за сверхурочную работу предоставляются оплачиваемые отгулы или неоплачиваемые?

Вопрос относится к городу Поронайск

Я работаю сторожем в ночь, через два. в будничные дни с 17 до 8. в выходные и праздничные сутки. оклад 2386р. отработала 177ч. сколько будет стоить час моей работы? На этот вопрос мне в бухгалтерии не могут ответить. говорят, что всё зависит от нормы часов. Оклад у нас каждый раз разный и за часов.

Статья 197 ТК РФ. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации (действующая редакция)

Работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации.

Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 197 ТК РФ

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ст. 43 Конституции РФ). Реализация указанного права обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ст. 5 Закона об образовании).

2. Право работников на подготовку (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения договора. Согласно ст. 198 ТК работодателю — юридическому лицу (организации) предоставлено право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы (подробнее об ученическом договоре см. ст. ст. 198 — 208 ТК и коммент. к ним).

3. Предусмотренное комментируемой статьей право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование конкретизировано в отдельных статьях ТК. Так в ст. 219 установлено, что каждый работник имеет право на дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда.

4. Дополнительные гарантии реализации права работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование могут устанавливаться в коллективных договорах и соглашениях. Например, в п. 3.3.1 Отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года предусмотрено, что в целях реализации экономических программ, ориентированных на формирование эффективных производств, обеспечивающих качественную социальную политику, стабильную занятость, безопасные рабочие места и достойный уровень заработной платы, работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение персонала (учеба при аттестации, переаттестации инженерно-технических работников, повышение разряда рабочим) на условиях и в порядке, которые определяются действующим законодательством РФ, коллективным договором, соглашением.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель создает необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставляет гарантии, установленные действующим законодательством РФ, коллективным договором, соглашением.

Работники (ИТР) приняты и уже работают на предприятии по трудовым договорам

Вопрос-ответ по теме

Работники (ИТР) приняты и уже работают на предприятии по трудовым договорам — бессрочным.1. Имеет ли право работодатель «перевести» работников на срочные трудовые договора? 2. Через какую процедуру? 3. Имеются ли ограничения по должностям или тому подобное?

1. Нет, перевести возможности нет.

2. Только через увольнение и заключение нового трудового договора.

3. По должностям ограничений нет. Единственное ограничение – основания для заключения срочного трудового договора, произвольно его заключать нельзя. О том, в каких случаях возможно его заключение см. Случаи заключения срочного трудового договора, Как заключить срочный трудовой договор.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Срок трудового договора – это не обычное условие, а видообразующий признак трудового договора (ст. 57–59, глава 12ТК РФ). В связи с чем по общему правилу менять вид трудового договора ни в общем порядке по соглашению сторон, ни при изменении организационных или технологических условий труда по правилам статей 72, 74 Трудового кодекса РФ, ни в каком-либо ином порядке недопустимо. Такой вывод подтверждает и судебная практика (см., например, определение Верховного суда Удмуртской Республики от 17 апреля 2012 г. № 33-1102).

С учетом изложенного изменить трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, на срочный невозможно.

При необходимости переоформить трудовые отношения на срочные (при согласии сотрудника) стороны вправе расторгнуть текущий трудовой договор и заключить новый срочный трудовой договор при наличии обстоятельств, указанных в статье 59 Трудового кодекса РФ*.В виде исключения в ряде случаев возможно продление срочных договоров или трансформация срочного трудового договора в бессрочный, но такие случаи четко регламентированы трудовым законодательством (ч. 4 ст. 58, ч. 2 ст. 261ТК РФ)».

Еще по теме:

  • Купить дом в селе кошки самарской области Купить дом в Кошки Всего 12 объявлений Всего 12 объявлений Купить дом, 60 м², 15 соток. 3 октября 283 Агентство Пожаловаться Заметка Продается дом, дача, 103 м², 7 соток. 5 октября 168 Агентство Пожаловаться […]
  • Когда возвращается обеспечение исполнения договора Срок возврата обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ Один из вопросов, который волнует любого исполнителя/поставщика/подрядчика - в какой срок будет возвращена сумма, внесенная в качестве обеспечения контракта. В ситуации с банковской гарантией […]
  • Акционерным обществом признается коммерческая организация в которой Акционерным обществом признается коммерческая организация в которой Гражданский кодекс РФ в ст.96 (п.1), дает определение акционерному обществу как общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Вторя приведенному, ст.2 […]
  • Ст 96 ук рф Статья 96. Применение положений настоящей главы к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения настоящей главы к лицам, совершившим […]
  • О федеральной службе судебных приставов и порядке прохождения Порядок прохождения государственной службы Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов, являются: Федеральный […]
  • Гражданский кодекс рб по состоянию на 2018 год ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 7 декабря 1998 года №218-3 (В редакции Законов Республики Беларусь от 14.07.2000 г. №415-З, 03.05.2001 г. №7-З, 04.01.2002 г. №79-З, 25.05.2002 г. №104-З, 24.06.2002 г. №113-З, 17.07.2002 г. №128-З, […]