Статья 70 44 фз с комментариями

Содержание статьи:

Во время процедуры заключения контракта (способ закупки — электронный аукцион) поставщик направил заказчику второй протокол разногласий на 14-й день, чем нарушил часть 13 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заказчик не опубликовал протокол отказа. Поставщик подписал контракт и прикрепил банковскую гарантию на 20 день заключения контракта в 17.25 — в то время, когда заказчик уже отсутствовал на работе. Правомерно ли не заключать контракт с таким поставщиком и на какие нормы можно сослаться в протоколе отказа?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае победитель электронного аукциона должен быть признан уклонившимся от заключения контракта, заключение контракта с ним неправомерно.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе (далее — ЕИС) проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в ЕИС проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Как следует из ч. 4, ч. 5 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, который заказчик обязан рассмотреть в течение трех рабочих дней с даты размещения в ЕИС и разместить в ЕИС либо доработанный проект контракта, либо ранее размещенный проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в ЕИС заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола, указанного в ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ победитель аукциона признается уклонившимся от заключения контракта, в частности, в случаях, когда он в установленные этой статьей сроки не направил заказчику подписанный проект контракта или направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 данной статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Законом N 44-ФЗ не ограничено количество протоколов, которые победитель аукциона вправе направить заказчику в ходе заключения контракта, однако представляется, что все они должны быть направлены заказчику не позднее тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. В приведенной ситуации второй протокол разногласий направлен заказчику позже указанного срока, соответственно, победитель аукциона признается уклонившимся от заключения контракта. Сказанное подтверждает судебная практика (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 N 09АП-12619/15, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 N 08АП-2915/15, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 N 12АП-10871/15). Аналогичной позиции придерживаются представители Минэкономразвития России (письмо от 22.01.2015 N Д28и-96). Заключение контракта с победителем аукциона, уклонившимся от заключения контракта, неправомерно (письмо Минэкономразвития России от 13.05.2016 N Д28и-1228).
Признание победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта влечет за собой включение информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). За ненаправление (или несвоевременное направление) в ФАС России информации, подлежащей включению в этот реестр, должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа (ч. 2 ст. 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях)*(1).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Подробнее об этом смотрите в следующем материале: Энциклопедия решений. Порядок направления заказчиком информации в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом N 44-ФЗ, действия ФАС России при получении такой информации.

На какие нормы следует прежде всего ориентироваться при заключении контракта по результатам электронного аукциона в случае, когда победитель аукциона размещает протокол разногласий, продлевая общий срок процедуры заключения контракта, изложенный в ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ таким образом, что этот срок превышает предельный для заключения контракта срок, установленный п. 4 ст. 528 ГК РФ (контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов)? Можно ли считать, что при исчислении сроков для размещения подписанного проекта контракта/признания победителя уклонившимся имеет значение, что подписанный проект контракта размещен тогда, когда работник заказчика (либо сама организация) завершил свою работу (то есть, например, рабочий день закончился в 18.00, тогда как до окончания времени фактической работы торговой площадки — 23.00 — еще есть время)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Нормы законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как специальные, имеют приоритет перед общими нормами гражданского законодательства.
Относительно окончания времени совершения действий в течение последнего дня срока при заключении контракта по итогам электронного аукциона существуют различные толкования норм законодательства.

Обоснование позиции:
1. Прежде отметим, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) носят специальный характер по отношению в общим нормам гражданского законодательства (Гражданского кодекса РФ), а соответственно, пользуются приоритетом (смотрите определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 199-О, а также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона регламентирован ст. 70 Закона N 44-ФЗ.
Как указано в ч. 2 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, в течение 5 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее — ЕИС) предусмотренного ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в ЕИС без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации, цены контракта, предложенной участником, с которым заключается контракт, и информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке участника. Обращаем внимание, что здесь, в отличие от некоторых приводимых ниже норм, нет оговорки о том, какие именно дни имеются в виду, полагаем очевидным, что по умолчанию следует считать, что речь идет о календарных днях.
Далее, если у победителя аукциона отсутствуют разногласия по проекту контракта, размещенному заказчиком в ЕИС, победитель аукциона в силу ч. 3 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в течение 5 дней (очевидно также календарных) с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта размещает в ЕИС проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя.
В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному заказчиком в ЕИС, согласно ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ победитель аукциона размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя аукциона. В этом протоколе указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим объявленным условиям аукциона, с указанием соответствующих положений данных документов. Отметим, что документ, поименованный как «протокол разногласий» к проекту контракта, содержание которого не соответствует этим требованиям, в частности, при отсутствии в нем замечаний к проекту контракта, по существу протоколом разногласий не является (постановления Пятнадцатого ААС от 12.10.2015 N 15АП-15414/15, Седьмого ААС от 09.10.2015 N 07АП-8838/15).
Срока для размещения победителем протокола разногласий ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ формально прямо не установлено. По мнению ФАС России, изложенному в п. 1 письма от 17.09.2014 N АЦ/37487/14, из совокупности положений ч.ч. 4 и 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ следует, что срок для размещения победителем аукциона в ЕИС протокола разногласий составляет 13 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. Однако из буквального прочтения ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что если по истечении срока для размещения победителем аукциона подписанного им без разногласий проекта контракта не будет размещен ни такой проект контракта, ни протокол разногласий, победитель должен считаться уклонившимся от заключения контракта. Поэтому нам представляется, что для размещения протокола разногласий должен применяться тот же срок, что и для размещения подписанного победителем аукциона проекта контракта — в течение 5 календарных дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта.
В течение 3 рабочих дней с даты размещения победителем в ЕИС первого протокола разногласий, как указано в ч. 5 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в ЕИС доработанный проект контракта либо первоначальный проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя аукциона.
После этого согласно ч. 6 ст. 70 Закона N 44-ФЗ победитель аукциона в течение 3 рабочих дней размещает в ЕИС подписанный им проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, или протокол разногласий.
В силу ч. 7 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС подписанного победителем контракта проекта контракта и предоставления им обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить подписанный им контракт в ЕИС.
Анализ приведенных норм показывает, что законодатель предполагает, что разногласия по условиям контракта будут разрешены после совершения предусмотренных законом действий в установленные для их осуществления сроки. Сложение же всех таких сроков (с учетом того, что 9 рабочих дней, отводимых на урегулирование разногласий и подписание контракта, при отсутствии в данном периоде праздничных рабочих дней может быть эквивалентно 11-13 календарным дням) показывает, что подписание контракта в соответствии с этой процедурой предполагается не позднее 21-24 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Вместе с тем видно также, что ч. 6 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в принципе допускает выдвижение победителем аукциона не одного, а, как минимум, двух, протоколов разногласий (смотрите также постановление АС Поволжского округа от 21.10.2016 N Ф06-12305/16, п. 2 разъяснений, данных в письме Минэкономразвития России от 08.04.2015 N Д28и-982), не предусматривая, однако, каких-либо действий заказчика в этом случае. Полагаем, что в таком случае должен применяться тот же порядок действий и те же сроки для их совершения, что и при размещении в ЕИС победителем аукциона первого протокола разногласий (косвенно это подтверждается п. 4 разъяснений, данных в письме Минэкономразвития России от 08.04.2015 N Д28и-982).
Тем не менее следует учитывать, что согласно ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ победитель аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные ст. 70 Закона N 44-ФЗ, он не направил заказчику подписанный им проект контракта, или направил протокол разногласий по истечении 13 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона, или не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 Закона N 44-ФЗ (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта). Поскольку в данной норме также нет оговорки о том, что имеются в виду рабочие дни, полагаем, что по умолчанию следует считать, что речь идет о календарных днях.
Из приведенных норм в совокупности следует, что, допуская наличие разногласий по условиям контракта между заказчиком и победителем аукциона, законодатель ограничивает срок для их урегулирования, устанавливая предельный срок для размещения победителем аукциона в ЕИС протокола разногласий, поскольку ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой победитель аукциона, направивший протокол разногласий по истечении названного срока, признается уклонившимся от заключения контракта, не делит протоколы разногласий на первый и последующие. Законом N 44-ФЗ вообще не ограничено количество протоколов разногласий, которые победитель аукциона вправе разместить в ЕИС в ходе заключения контракта, а в том случае, если стороны будут выполнять действия раньше предусмотренных нормами ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ сроков, обменов протоколами разногласий и проектами контрактов может быть более двух. Однако представляется, что последний протокол разногласий должен быть размещен не позднее 13 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. Сказанное подтверждается судебной практикой (постановления АС Московского округа от 21.07.2015 N Ф05-8470/15 (определением ВС РФ от 18.11.2015 N 305-КГ15-14398 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СК по экономическим спорам ВС РФ), АС Западно-Сибирского округа от 14.07.2015 N Ф04-21175/15, Двенадцатого ААС от 16.11.2015 N 12АП-10871/15).
Следует учесть, что после размещения в ЕИС победителем аукциона последнего возможного протокола разногласий у заказчика будет еще 3 рабочих дня для рассмотрения протокола разногласий, учета его положений или отклонения и размещения в ЕИС проекта контракта, а у победителя аукциона — единственный вариант подписания в течение 3 рабочих дней проекта контракта и размещения его в ЕИС, поскольку в случае направления нового протокола разногласий он будет однозначно считаться уклонившимся от заключения контракта. После чего заказчик должен будет разместить подписанный контракт в ЕИС в течение еще 3 рабочих дней.
В таком случае общий срок подписания контракта составит 24-26 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Указанные сроки действительно превышают установленные п. 4 ст. 528 ГК РФ для заключения государственного или муниципального контракта по результатам торгов — не позднее 20 дней со дня проведения торгов, хотя и незначительно (представляется очевидным, что завершением торгов должно считаться подведением их итогов, фиксируемое в данном случае в протоколе подведения итогов электронного аукциона).
С учетом приведенного принципа приоритета специальных норм над общими заключить, что нормы ст. 70 Закона N 44-ФЗ допускают возможность заключения контракта по результатам участия в электронном аукционе за пределами двадцатидневного срока, предусмотренного ч. 4 ст. 528 ГК РФ (смотрите аналогичный вывод в решении Ульяновского областного суда от 13.10.2016 по делу N 7-460/2016, решение УФАС по Тульской области от 26.05.2015 N 04-07/62-2015, постановление Восьмого ААС от 12.10.2015 N 08АП-9894/15).
2. Поскольку Закон N 44-ФЗ не регулирует вопросов исчисления сроков, по данному вопросу также следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ. Правила исчисления сроков предусмотрены главой 11 ГК РФ. Разъяснения, признающие применение правил, установленных этой главой, к отношениям по закупкам в соответствии с Законом N 44-ФЗ, даются в письмах Минэкономразвития России от 07.12.2015 N Д28и-3561, от 16.12.2016 N Д28и-3518, от 22.01.2016 N Д28и-88, от 01.06.2015 N Д28И-1449, от 08.04.2015 N Д28и-982, смотрите также решения ФАС России от 25.01.2016 N К-85/16, от 17.01.2017 N К-38/17.
Согласно п. 1 ст. 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. При этом если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Однако при применении этой нормы к процессу заключения контракта по итогам электронного аукциона возникают определенные вопросы, которые приводят к неоднозначности ее толкования в правоприменительной практике.
С одной стороны, как отмечено в решении УФАС по Тульской области от 26.05.2015 N 04-07/62-2015, положениями ст. 70 Закона 44-ФЗ, регламентирующей порядок заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона, не закреплено, что заключение контракта или какие-либо иные действия, связанные с заключением контракта, должны осуществляться в организации заказчика. Формально это абсолютно правильно: процедура проведения электронного аукциона предполагает проведение торгов на электронной площадке — не в организации заказчика. Соответственно, должно применяться общее правило, предусмотренное п. 1 ст. 194 ГК РФ, то есть предусмотренное действие (например, размещение победителем аукциона подписанного им проекта контракта в ЕИС) должно совершаться до 23:59:59 последнего дня срока. Данная точка зрения отражена в постановлении Третьего ААС от 07.07.2017 N 03АП-3388/17, постановлении АС Московского округа от 28.10.2016 N Ф05-16447/16.
Отметим, что практическое применение такого толкования в любом случае встречает трудности, связанные даже с чисто природными факторами — протяженностью нашей страны и наличием в связи с этим в ней множества часовых поездов. Так, например, в постановлении АС Дальневосточного округа от 04.03.2016 N Ф03-620/16 суд пришел к выводу, что соответствующие действия должны совершаться с учетом часового пояса заказчика.
С другой стороны, как указывается в постановлении АС Северо-Западного округа от 19.01.2017 N Ф07-12462/16, «победитель аукциона, совершая действия в пределах временного интервала, указанного электронной площадкой, должен был логично допускать осуществление операций подобным образом и со стороны Комитета». В данном случае суд принял во внимание, что у заказчика было установлено определенное рабочее время для приема корреспонденции, и счел решение заказчика о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта по истечении этого времени в последний день срока для размещения победителем в ЕИС подписанного им проекта контракта.
В связи с этим следует заметить, что в правоприменительной практике существует даже такая позиция, согласно которой направление документов в последний день процессуального срока, установленного законодательством для подписания проекта контракта, является самонадеянным, поскольку победитель контракта в любом случае должен предвидеть наступление вредных последствий в виде незаключения контракта, поскольку фактически необходимые документы поступают в адрес заказчика за пределами рабочего времени в его организации. В такой ситуации реальная возможность заключения контракта без нарушения процессуальных сроков фактически отсутствует. Тем более это касается совершения действий в последние часы последнего дня срока. Эта позиция отражена в решения УФАС по Омской области от 26.01.2016 N 03-10.1/14-2016, N 03-10.1/14-2015, постановлении АС Северо-Кавказского округа от 28.01.2015 N Ф08-10528/14, постановлении АС Поволжского округа от 25.04.2017 N Ф06-19130/17.
Обе позиции имеют под собой формальные нормативные и логические обоснования и трудно отдать предпочтение одной из них. Полагаем, что некоторая неопределенность в этом вопросе сохранится до обобщения практики на уровне высших судебных инстанций или внесения изменения в законодательство.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

22 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Статья 70. Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ,
от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 04.06.2014 № 140-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ, от 24.11.2014 № 356-ФЗ,
от 01.12.2014 № 416-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ,
от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 08.03.2015 № 48-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗБ, от 29.06.2015 № 188-ФЗ,
от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 220-ФЗ, от 13.07.2015 № 226-ФЗ,
от 13.07.2015 № 227-ФЗ,от 13.07.2015 № 249-ФЗ, от 29.12.2015 № 390-ФЗ, от 30.12.2015 № 469-ФЗ,
от 09.03.2016 № 66-ФЗ, от 05.04.2016 № 96-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 02.06.2016 № 167-ФЗ,
от 23.06.2016 № 203-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ, от 03.07.2016 № 266-ФЗ, от 03.07.2016 № 314-ФЗ,
от 03.07.2016 № 320-ФЗ, от 03.07.2016 № 321-ФЗ, от 03.07.2016 № 365-ФЗ, от 28.12.2016 № 474-ФЗ,
от 28.12.2016 № 489-ФЗ, от 28.12.2016 № 500-ФЗ, от 22.02.2017 № 17-ФЗ, от 28.03.2017 № 36-ФЗ,
от 28.03.2017 № 45-ФЗ, от 01.05.2017 № 83-ФЗ, от 07.06.2017 № 106-ФЗ, от 07.06.2017 № 108-ФЗ,
от 26.07.2017 № 198-ФЗ, от 26.07.2017 № 211-ФЗ, от 29.07.2017 № 231-ФЗ, от 29.07.2017 № 267-ФЗ,
от 29.12.2017 № 475-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 31.12.2017 № 504-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ,
от 23.04.2018 № 108-ФЗ, от 29.06.2018 № 174-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 03.08.2018 № 311-ФЗ)

Статья 70. Утратила силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

Статья 70 Федерального закона № 44-ФЗ

Утратила силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ .

1. По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

2. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

3. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

4. Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

5. В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.

6. В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.

7. В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

8. С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

9. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

10. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

11. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, возвращаются победителю такого аукциона в сроки, установленные частью 6 статьи 44 настоящего Федерального закона.

12. В случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной таким участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.

13. Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

14. В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

15. Участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.

16. В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств.

Статья 70. Утратила силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.

Предмет регулирования

Ст. 70 44-ФЗ с комментариями определяет порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона.

По результатам рассмотрения вторых частей заказчик заключает контракт с тем участником, который предложил минимальную цену, и заявка которого соответствует требованиям документации.

Для заключения заказчик должен совершить следующие действия:

  • заполнить проект, указав данных о поставщике, цене, условиях поставки товара, выполнения работ, услуг (спецификация, содержащая конкретные характеристики, страну происхождения, товарные знаки и др.);
  • прикрепить документ без своей подписи на сайте торговой площадки;
  • отправить договор победителю на подпись;
  • в случае получения протокола разногласий, учесть и исправить замечания или повторно направить без изменений контракт с указанием причин отказа;
  • в случае уклонения победителя от заключения — направить данные в антимонопольную службу, а проект — следующему участнику при его согласии (для возмещения убытков, вызванных уклонением, заказчик вправе обратиться в суд);
  • получить подписанный участником договор и подписать его со своей стороны.

Поставщик в свою очередь должен:

  • ознакомиться с направленным документом, проверить указанные условия;
  • в случае несогласия — направить протокол разногласий с указанием замечаний;
  • при получении проекта, удовлетворяющего условиям, прикрепить обеспечение исполнения договора: копия платежного поручения или банковская гарантия (при снижении цены на 25% и более — увеличенное в полтора раза обеспечение или документ, подтверждающий добросовестность, а также обоснование цены при поставке товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, лекарственных средств, топлива и др.);
  • подписать контракт.

Подписать документ может только руководитель или иное уполномоченное лицо, чьи права подтверждены доверенностью и в электронной подписи которого обозначены права на подписание.

Победителя признают уклонившимся, если он:

  • в течение 5 дней с момента получения контракта не подписал договор или не направил протокол разногласий;
  • в течение 3 рабочих дней с момента получения договора не подписал доработанный проект контракта или вновь не направил протокол разногласий;
  • направил протокол разногласий позднее 13 дней с даты публикации протокола итогов;
  • не исполнил требования антидемпинговых мер (не предоставил документ, подтверждающий добросовестность или увеличенное в полтора раза обеспечение, а также обоснование цены).

Признав победителя уклонившимся, заказчик в течение 10 дней направляет проект следующему участнику. Процедура заключения и сроки аналогичные изначально установленным: 5 дней с даты направления проекта контракта, 3 рабочих дня на рассмотрение протоколов разногласий.

Приостановить заключение контракта возможно на срок не более 30 дней при следующих обстоятельствах:

  • наличие принятых судебных актов;
  • возникновение обстоятельств непреодолимой силы.

При возникновении таких ситуаций, а также при последующем изменении, исполнении или отмене, нужно уведомить другую сторону в течение одного дня.

Связь с другими статьями

Ст. 34 содержит основные требования к условиям, указываемым в проекте, а также устанавливает, что контракт может быть признан судом недействительным, если будет установлена личная заинтересованность заказчика в его заключении и исполнении.

Ст. 37 указывает на порядок предоставления документов при заключении договора в случае снижения цены на 25% и более.

Ст. 44 — процедура возврата денежных средств после подписания договора.

Последняя редакция статьи 70 44-ФЗ

Ст. 70 44-ФЗ с изменениями от 28.12.2013 N 396 — устранена ошибка в ч. 14, касающаяся наименования способа: формулировка «на участие в конкурсе» заменена на «электронный аукцион».

Еще по теме:

  • Уголовный кодекс украины 1961 года на русском языке Уголовный кодекс украины 1961 года на русском языке Уголовный кодекс Украины : Принят Верховной Радой Украины 5 апреля 2001 года № 2341-III ; Вступает в силу с 1 сентября 2001 года. 1. Настоящий Кодекс вступает в силу с 1 сентября 2001 года. 2. […]
  • Статья 34 европейской конвенции Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Протоколом N 14 от 13 мая 2004 г. в настоящую Конвенцию внесены изменения Конвенцияо защите прав человека […]
  • Рисунки насилие в семье Главная / Пациентам / Наши пациенты / Конкурс детских рисунков "Дети против насилия" Воробьева Влада, 12 лет, ХО Рогалева Арина, 7 лет, ЛОР Хоботова Катя, 14 лет, 4 ПО Смирнов Даня, 8 лет и Зубко Кристина, 11 лет, ТОО Игнатьевская Юля, 13 лет, […]
  • Метро курская клуб адвокат 8-800-250-68-60 Консультация адвоката Здесь Вы можете задать свой вопрос адвокатам "Клуба защиты прав туриста". Вас консультируют адвокаты адвокатских палат г. Москвы и Московской области имеющие огромный практический опыт ведения подобных судебных […]
  • Оплата за садик компенсация за второго ребенка Компенсация за детский сад Родители ребенка, посещающего ДОУ, имеют право получить компенсацию части средств, внесенных за его содержание. Право на компенсацию сохраняется при посещении частных садов. Она рассчитывается из средней оплаты […]
  • Детский сад люберцы красная горка встать на очередь Детский сад люберцы красная горка как встать в очередь Где посмотреть очередь в детский сад Встать на очередь в детский сад последние 4 года очень легко, в связи с информатизацией в нашей стране многие услуги доступны через Internet, не отходя от […]