Система судов субъектов рф включает в себя суды

Система судов субъектов рф включает в себя суды

Судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл. 7) и ФКЗ «О судебной системе». Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции РФ решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции РФ.

К судам общей юрисдикции относятся: Верховный суд РФ; верховные суды субъектов РФ; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные де ла, как по существу, так и по кассационной, апелляционной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитраж ные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям. Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев.

– районные суды (основное звено);

– краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

– Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

– военные суды гарнизонов;

– военные суды округов (флотов);

– Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из трех звеньев:

– арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;

– федеральные арбитражные окружные суды;

– Высший Арбитражный Суд РФ.

Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка по инстанциям.

Суд первой инстанции – это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

Правоохранительные органы
Казанцев В.В.
2007

Образовательный портал — все для студента юриста.

III. Судебная система РФ.

1. Понятие судебной системы РФ.

Судебная система РФ — совокупность государственных органов — судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.

Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации»

2. Принципы деятельности судебной системы РФ.

Принципы деятельности судебной системы РФ — характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:

— принцип законности. (ссылке на все)

— принцип единства судебной системы РФ

— принцип осуществления правосудия только судом.

— принцип равенства всех перед законом и судом.

— принцип независимости судей.

— принцип презумпции невиновности.

— принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

— принцип состязательности сторон.

— принцип открытости судопроизводства.

— принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

— принцип обязательности судебных решений.

— принцип государственного или национального языка в судах.

3. Система судов РФ.

Система судов РФ — это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ.

Систему судов РФ можно описать следующим образом:

1. Конституционные суды в РФ:

— Конституционный суд РФ.

— Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

— Верховный суд РФ

— Суды субъектов РФ

— Городские (районные) суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

— Военная коллегия Верховного суда РФ.

— Военные (флотские) окружные суды РФ.

— Гарнизонные суды РФ

3. Арбитражные суды в РФ.

— Высший Арбитражный Суд РФ.

— Федеральные арбитражные суды округов

— Арбитражные суды округов

— Арбитражные суды субъектов РФ

4. Иные суды, действующие на территории РФ.

— Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

— Конституционный суд РФ

— Верховный суд РФ

— Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

— Военные и специализированные суды.

— Высший арбитражный суд РФ

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

— Арбитражные апелляционные суды.

— Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

— Конституционные (суды) субъектов РФ.

4. Судебное звено судебной системы РФ.

Звено судебной системы РФ — совокупность судов РФ, наделенных однотипными полномочиями и занимающими равное положение в судебной системе РФ.

В РФ на звенья делятся системы судов общей юрисдикции и система арбитражных судов РФ.

К высшему звену относятся: Верховный суд РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, Высший Арбитражный Суд.

К среднему звену относятся: Суды субъектов РФ, Суды военных округов, флотов, видов и групп войск, Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды.

5. Судебная инстанция судебной системы РФ.

Судебная инстанция в РФ — суд или его структурная подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.

В РФ выделяется четыре судебной инстанции:

Суд первой инстанции — рассматривает дело по существу

Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд апелляционной инстанции — проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

Суд надзорной инстанции — проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

6. Органы судейского сообщества.

Судейское сообщество — это совокупность всех судей в конкретном государстве.

В Российской Федерации, деятельность судейского сообщества регулируется ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в соответствие со статьей 1 данного закона, судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

В соответствие со статьей 3 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», органами судейского сообщества являются:

— Всероссийский съезд судей, который в соответствие со статьей 6 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» является высшим органом судебного сообщества.

— Конференции судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 7 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской федерации, подробней статьи 8, 9, 10 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

— Общее собрание судей судов, подробней статья 12 ФЗ « Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

— Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 11, глава II, III ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

7. Судья в РФ.

В соответствие с законом РФ «О статусе судей», судья — лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

8. Статус судей в РФ.

Статус судей — это правоспособность (наличие определенных прав и обязанностей) судей, связанная с осуществления ими судейских полномочий.

Элементы статуса судей:

— правоотношения, связанные с формированием судебного корпуса (наделение кандидата в судьи судейскими полномочиями)

— правоспособность судей при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

— права и обязанности судей по отношению к судейскому сообществу.

— правоотношения, связанные приостановлением и прекращением полномочий судей, пребывания их в отставке.

1. Правоотношения, связанные с формированием судейского корпуса:

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи:

В соответствие со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», кандидат на должность судью должен обладать следующим правовым статусом и умениями:

— Иметь гражданство Российской Федерации.

— Не иметь судимости и не быть судимым, не подвергаться уголовному преследованию.

— Не иметь гражданство иного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

— Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

— Не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

— Не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

— Достижение определенного возраста:

Возраст минимум 25 лет, стаж по юридической специальности -5 лет — для судей судов основного звена (судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировой судья.)

Возраст минимум 30 лет, стаж по юридической специальности — 7 лет — для судей судов среднего звена (судьи верховного суда республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда.)

Возраст минимум 35 лет, стаж по юридической специальности — 10 лет — для судей Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда

Возраст минимум 40 лет, стаж по юридической специальности — 15 лет — для судей Конституционного суда РФ.

В соответствие со статьей 5, отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющих заболевания, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен (ссылка) на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Кандидат обязан предоставить в экзаменационную комиссию ряд документов. (ссылка) Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные законе. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, предоставив при этом ряд документов (ссылка).

Порядок наделения судей полномочиями:

В соответствие со статьей 6, судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

9. Гарантии судей в РФ.

Гарантии судей в РФ — совокупность условий, вследствие которых судьи получают возможность независимо осуществлять свои полномочия.

Виды гарантий судей в РФ:

— Гарантии непосредственно связанны с отправлением правосудия.

— Гарантии неприкосновенности судей.

— Гарантии материального и социального обеспечения судей, права на отставку, приостановления и прекращения полномочий.

— Гарантии, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

— Гарантии, закрепленные в иных нормативных правовых актов.

10. Присяжные и арбитражные заседатели.

Присяжные заседатели — Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения уголовных дел.

Деятельность присяжных заседателей регламентируется ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Арбитражные заседатели — Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществления правосудия в системе арбитражных судов РФ.

Деятельность арбитражных заседателей регламентируется ФЗ « Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и статьей 3 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», кандидаты, как в присяжные, так и в арбитражные заседатели заносятся в специальные списки. Списки присяжных заседателей формируют высшие исполнительные органы субъектов РФ раз в 4 года. Списки арбитражных заседателей формируют Арбитражные суды субъектов РФ, из кандидатур, предложенных профессиональными объединениями предпринимателей.

ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» в соответствии со статьей 3, устанавливает следующие требования к присяжным заседателям: присяжным заседателем может быть гражданин РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, старше 25 лет, не имеющие судимость, обладающие дееспособностью и т.д.

ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» в соответствии со статьей 2, устанавливает следующие требования к арбитражным заседателям: арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25-летнего возраста; имеющие безупречную репутацию, высшие образование и опыт работы в установленных сферах; не имеющие судимость; не совершившие поступок, умоляющий авторитет судебной власти.

Система судов Российской Федерации

Судебная система РФ представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности, с учетом федеративного и административно- территориального устройства Российской Федерации.

Основы сложившейся в Российской Федерации судебной системы изложены в гл. 7 Конституции «Судебная власть». В этой главе назван основной правовой акт, которым определяются содержание и структура судебной системы как основополагающего института государственного устройства Российской Федерации – Закон о судебной системе.

Основополагающее значение для характеристики судебной системы РФ имеет содержание и последовательность изложения ст. 125–127 Конституции, определяющих компетенцию и место, занимаемое в судебной системе каждым из высших судебных органов РФ: Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ. Этот порядок размещения правового регулирования судебных органов имеет значение не только для определения структуры судебной системы в целом, но и для установления места в судебной системе всех иных федеральных судов.

Согласно ст. 4 Закона о судебной системе в судебной системе РФ в соответствии с принципами федерализма действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

Согласно Закону о судах общей юрисдикции система судов общей юрисдикции состоит из федеральных судов общей юрисдикции и судов общей юрисдикции субъектов РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции Закон относит: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее – районные суды); военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом; специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией, законами о судебной системе, о военных судах и о судах общей юрисдикции.

Порядок создания, полномочия и порядок деятельности мировых судей и участков мировых судей как судов общей юрисдикции субъектов РФ устанавливаются Законом о судебной системе и Законом о мировых судьях, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законом субъекта РФ.

В судебной системе РФ различается многообразие структурных подразделений. Эти различия носят организационный и процедурный характер. Например, входящие в судебную систему органы могут различаться не только предметной компетенцией, но и кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой судебной системы.

Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терминами обозначаются их различия в компетенции и общий характер инстанционных связей, регулируемых процессуальным законодательством. Различия в компетенции групп судов, сложность организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач, наличия общности основных принципов организации и деятельности всех судов. Единство построения судебной системы заключается в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы.

К числу условий обеспечения единства судебной системы относятся его фундаментальные правовые основы: судебная система устанавливается высшим законодательным актом страны – Конституцией, а также Законом о судебной системе. Закрепление в Конституции и названном Законе системы высших судов РФ придаст необходимую стабильность ныне существующей системе судов.

Судебная система как конституционное установление, представляющее совокупность судов разных уровней, организованных в соответствии с их компетенцией и целями их деятельности, подразделяется на следующие подсистемы: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ; 3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Таким образом, общая система судебных органов РФ состоит из трех значительных образований, предусмотренных Конституцией и Законом о судебной системе, и включает: 1) конституционную юстицию (Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ); 2) наиболее многочисленную группу территориальных судов, осуществляющих правосудие по гражданским и уголовным делам и составляющих подсистему судов общей юрисдикции; 3) арбитражную юстицию.

Эти подсистемы различаются по всем параметрам: порядком организации, компетенцией, структурой, регулированием деятельности, инфраструктурой обеспечения деятельности.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе, так как он выполняет функции высшего органа судебной власти по защите конституционного строя Российской Федерации, конституционных прав граждан. Основное полномочие Конституционного Суда – конституционный контроль. Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо от иных ветвей государственной власти и иных подсистем судебной власти осуществляет порученную ему функцию методом конституционного судопроизводства. Конституционные суды в республиках РФ и уставные суды в субъектах РФ выполняют аналогичные функции в пределах названных субъектов и организационно не связаны с Конституционным Судом РФ.

Основной объем работы по осуществлению правосудия выполняет наиболее многочисленная и развитая подсистема территориальных судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ. Надзор за их деятельностью осуществляется Верховным Судом РФ в предусмотренных федеральными законами формах. К этой подсистеме помимо Верховного Суда РФ относятся верховные суды республик, краевые, областные, городские (в Москве и Санкт- Петербурге) суды, суды автономной области и автономных округов, районные суды, мировые судьи. Их организация и деятельность регулируются федеральными судоустройст- венными и процессуальными законами.

В комплекс общих судов включаются занимающие особое место в судебной системе военные суды. Они являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях. В своей деятельности военные суды поднадзорны Верховному Суду РФ. Названная подсистема состоит из гарнизонных военных судов, представленных в качестве первого звена, окружных (флотских) судов – второе звено. В качестве третьего звена выступает Верховный Суд РФ в лице его Военной коллегии. Организация и общие основы деятельности военных судов как органов судебной власти определяются Законом о военных судах.

Арбитражная юстиция включает федеральные арбитражные суды субъектов РФ; 20 федеральных арбитражных апелляционных судов; 10 федеральных арбитражных кассационных судов округов. Организация и деятельность арбитражных судов определяется Законом об арбитражных судах и АПК. Возглавляет эту подсистему судебной власти и осуществляет надзор за деятельностью арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ.

Необходимость создания в Российской Федерации разветвленной, хотя и единой судебной системы объясняется помимо значительной протяженности ее территории наличием ряда иных факторов.

Во-первых, это необходимо, чтобы суды как государственные органы правосудия были организованы в соответствии с государственным устройством Российской Федерации и административно-территориальным делением ее субъектов в целях максимального приближения органов судебной власти к населению, чтобы обеспечить доступность правосудия для судебной защиты прав и свобод граждан.

Во-вторых, существование взаимосвязанных судебных органов и их специализированных подсистем вызывается необходимостью распределения компетенции по рассмотрению дел в зависимости от их сложности, специфики охраняемых общественных отношений.

В-третьих, создание системы судебных органов, включающей различные инстанции, связано с необходимостью обеспечения условия для реализации конституционного права каждого осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (ч. 3 ст. 50 Конституции). Ступенчатость построения судебной системы (в частности, инстанционность) позволяет проверять законность и обоснованность каждого приговора по уголовному делу и решения по гражданскому делу вышестоящим судом.

В-четвертых, судебные органы при осуществлении правосудия не должны быть разобщены.

Для достижения этой цели система судов общей юрисдикции возглавляется Верховным Судом РФ, а система арбитражных судов – Высшим Арбитражным Судом РФ. Они осуществляют надзор за судебной деятельностью подведомственных им судов, обеспечивая единство судебной практики путем апелляционного, кассационного и надзорного производства, а также путем разъяснения вопросов применения действующего законодательства и принятия иных мер, направленных на установление единообразного и правильного применения судами федерального законодательства.

Отмеченные характерные признаки судебной системы получают свое отражение и организационно-процессуальное проявление в судоустройственных понятиях, именуемых «звено судебной системы» и «судебная инстанция».

В соответствии с государственным устройством и административно-территориальным делением общие суды подразделяются на звенья. Содержание понятия «звено судебной системы» определяется кругом полномочий и обязанностей, предоставленных тем или иным судебным органам, и характером выполняемых ими функций. Суды, составляющие определенное звено судебной системы, имеют одинаковую предметную компетенцию, аналогичную структуру, одни и те же функции и в большинстве случаев действуют в пределах территориальных единиц, приравненных друг к другу по административному положению.

Так, в Российской Федерации система судов общей юрисдикции состоит из трех звеньев: 1) основное звено – районные суды (мировые судьи); 2) среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов федерального подчинения в Москве и Санкт- Петербурге, суды автономной области и автономных округов; 3) высшее звено – Верховный Суд РФ. Мировые судьи по мере их становления, вероятно, все существеннее будут дополнять деятельность районного звена.

Характерным признаком системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов предстает инстанционная (процессуальная) взаимосвязь между судами различных звеньев указанных подсистем или между структурными подразделениями одних и тех же судов.

Под судебной инстанцией понимается судебный орган в целом или его подразделение, выполняющее определенную функцию при отправлении правосудия. Судебные инстанции различаются кругом процессуальных полномочий на рассмотрение дела по существу и на пересмотр его в порядке осуществления контрольного судопроизводства.

По действующему законодательству о судоустройстве все суды системе судов общей юрисдикции по своей компетенции делятся:

1) на суды первой инстанции, имеющие право рассматривать дело с вызовом обвиняемого, потерпевшего, истца, ответчика, свидетелей и выносить приговор или решение, т.е. итоговое судебное решение, которым дело разрешается по существ>’: Судами первой инстанции в подсистеме судов общей юрисдикции являются суды всех перечисленных ранее звеньев;

2) суды второй инстанции – апелляционные суды. В апелляционном суде рассматриваются приговоры и решения судов первой инстанции, не вступившие в законную силу.

В судах среднего звена, а также в Верховном Суде РФ действует несколько инстанций. Каждая инстанция в этих судах самостоятельна и действует независимо от других судебных инстанций. Суд второй инстанции является вышестоящим по отношению к суду первой инстанции. В вышестоящих судах в кассационном порядке рассматриваются дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления нижестоящих судов. Так, президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного и равных им судов (п. 1 ч. 3 ст. 26 Закона о судах общей юрисдикции).

Судебная инстанция, рассматривающая дело в порядке надзора, является вышестоящим судом по отношению к судебным инстанциям, ранее принимавшим решение по данному делу. В системе судов общей юрисдикции действует надзорная инстанция – Президиум Верховного Суда РФ, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.

Особенностью подсистемы арбитражных судов является выполнение федеральными арбитражными судами округов лишь функций кассационной инстанции. В низовом звене этой системы (в арбитражных судах субъектов РФ) дела слушаются по первой инстанции и рассматриваются в арбитражных апелляционных судах в апелляционном порядке. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела как суд первой инстанции и в порядке надзора. Таким образом, в системе арбитражной юстиции действуют фактически четыре инстанции.

Инстанционность призвана обеспечить законность и обоснованность принимаемых судами решений, устранение допущенных нарушений законности, восстановление справедливости и нарушенных прав участников процесса.

Формирование судебной системы и правовое регулирование ее деятельности основываются на последовательном применении определенной совокупности руководящих начал, представляющих закрепленную в Конституции и федеральных конституционных законах систему принципов. Эта совокупность основных правил организации и деятельности судов отражает определенные объективные внутрисистемные закономерности функционирования системы органов судебной власти.

К числу общих положений, характеризующих организацию судебной системы в Российской Федерации, Закон о судебной системе относит принцип единства (ст. 3), самостоятельность судов и независимость судей (ст. 5), обязательность судебных постановлений (ст. 6), равенство всех перед законом и судом (ст. 7), участие граждан в осуществлении правосудия (ст. 8), гласность в деятельности судов (ст. 9), язык судопроизводства и делопроизводства в судах (ст. 10).

Суды субъектов Российской Федерации

Изучив тему, студент должен знать:

учебную и научную литературу, законодательство об организации (устройстве) и полномочиях Конституционного суда РФ и порядке избрания на должность судей Конституционного суда РФ, об организации работы Конституционного суда РФ.

толковать и применять на практике нормы законодательства об организации и полномочиях Конституционного суда РФ, о порядке избрания на должность судей Конституционного суда РФ, о правовом статусе судей Конституционного суда РФ, о полномочиях должностных лиц аппарата Конституционного суда РФ.

Приобрести навыки и умения:

по составлению процессуальных и других документов, с которыми органы, должностные лица и граждане обращаются в Конституционный суд РФ.

При изучении темы необходимо:

изучить и проанализировать следующие литературные и законодательные источники: Конституция РФ ст. 104, 125, 128; ФКЗ о 21 июля 1994 г. «О конституционном суде РФ» ст.1- 6, 8-35. 56-58, 70-83; ФКЗ от 31 декабря 1996 г «О судебной системе РФ « ст. 4, 18; ФКЗ от 26 февраля 1997 г. «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» ст.; Регламент конституционного суда РФ, утвержденный 1 марта 1995 г. пар. 1, 2, 4; 5, 33, 36, 60, 62; Губенко К.Р., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: учебник. — М.: Зерцало. Гл. 10, стр. 182-201; Правоохранительные органы Российская Федерации: Учебник / под ред. В.П. Божьева. — М.: Спарк, 2000. Гл.8 стр. 158-175. Пронякин А.Д.; Пронякин Д.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие, М.: МЭСИ, стр. 16-22.

Изучая вопросы данной темы, следует обратить пристальное внимание на следующие термины и категории, уяснить их сущность и содержание: конституционные контроль, конституционное производство, Конституционный суд, палаты конституционного суда, толкование конституции РФ, законодательная инициатива; судья-секретарь конституционного суда, регламент конституционного суда, заключение конституционного суда, определение конституционного суда, приостановление и прекращение полномочий судьи конституционного суда.

1. Суды субъектов Российской Федерации. — конституционные (уставные) суды и их полномочия

2. Понятие мировых судей и их полномочия

Цель: изучить научную и учебную литературу, законодательные источники о мировых судьях, о конституционных (уставных) судах в субъектах РФ.

Суды субъектов Российской Федерации

Российская Федерация — федеративное государство, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Согласно ст. 5 Конституции РФ, республика имеет свою конституцию и законодательство, а другие субъекты Федерации имеют свой устав Определение и законодательство.

В этой связи следует указать, что все вопросы, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации, должны решаться на основе Конституции и уставов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Для того, чтобы законодательство субъектов Федерации соответствовало их Конституциям и уставам, необходимо было создать органы судебной власти, которые осуществляли бы конституционный контроль в республиках и других субъектах Федерации. Функции конституционного надзора в субъектах Российской Федерации выполняют конституционные и уставные суды.

Согласно ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. С учетом этих положений Конституции возник вопрос о том, какие суды должны заниматься административным судопроизводством. Обычно некоторые дела об административных правонарушениях рассматривали районные суды общей юрисдикции. Однако в связи с тем, что районные суды рассматривают основную массу уголовных и гражданский дел, а поэтому перегружены в работе, необходимо было, чтобы дела об административных правонарушениях, а также незначительные уголовные и гражданские дела рассматривали мировые судья в субъектах РФ.

Вопрос о создании конституционных, уставных судов и мировых судей решен в Федеральном Конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Согласно ст. 4 названного Закона в Российской Федерации создаются федеральные суды и Конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. Конституционные (уставные) судьи и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции, — отнесены к судьям субъектов Российской Федерации.

. суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст.4 (СЗ РФ, 1997, № 1, ст.1).

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные уставные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, их основная функция.
Мировые судьи, их место в судебной системе Российской Федераций. Эволюция института российских мировых судей.

Судебная система Российской Федерации.
К судам субъектов РФ, в соответствии с Законом «О судебной системе РФ», относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной

Судебная система Российской Федерации

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое «Судебная система Российской Федерации» в других словарях:

Судебная система Российской Федерации — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: России Государственный строй … Википедия

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — система судов, организованных и действующих на единых демократических принципах, связанных между собой общей задачей осуществление правосудия. С.с. РФ образует совокупность всех действующих в РФ судов. В соответствии с Федеральным конституционным … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации — является судом первой инстанции по делам, отнесенным к её компетенции федеральным законом. СКГД ВС РФ имеет право проверки постановлений президиумов областных и равных им по компетенции судов, а также решений и определений, вынесенных всеми… … Википедия

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации — является судом первой инстанции по уголовным делам, отнесенным к его компетенции федеральным законом. СКУД ВС РФ имеет право проверки постановлений президиумов областных и равных им по компетенции судов, а также решений и определений, вынесенных… … Википедия

Судебная система России — Политика Портал:Политика Россия … Википедия

Судебная система — (англ. system of courts) в РФ единая система всех судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых демократических принципах. С.с. устанавливается Конституцией РФ* и… … Энциклопедия права

Судебная система — это закрепленная Конституцией совокупность судов, построенная с учетом федеративного и административно территориального устройства страны. В судебную систему России входят следующие виды судебных органов: федеральные суды; конституционные… … Большой юридический словарь

судебная система — совокупность всех судов данного государства. Каждое из звеньев С.с. представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. В РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В настоящее время в С.с. РФ входят суды… … Большой юридический словарь

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА — совокупность cyдов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Правосудие, а равно выполнение иных полномочий, образующих судебную власть, должны осуществляться только судебными органами. Никакие… … Энциклопедия юриста

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА — совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Согласно Федеральному конституционному закону О судебной системе Российской Федерации от 31 декабря 1996 г., судебную систему РФ… … Энциклопедический словарь конституционного права

Еще по теме:

  • Фз 125 ст 2 Статья 10 125-ФЗ - Единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты 1. Единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются: застрахованному - если по заключению учреждения медико-социальной […]
  • Как привлечь за самоуправство Как привлечь сотрудников полиции к ответственности за коррупцию и самоуправство? как подать иск по уголовному делу? за 4 года волокиты правоохранители не признают за собой ст. самоуправство (никто сам себя сажать не будет). по 125 ГПК суд в […]
  • Образец нотариального согласия на усыновление Нужно ли согласие на усыновление? В последнее время дети часто попадают в детский дом. Многие лишаются родителей в связи с их смертью. Но бывают и ситуации, когда родители просто отказываются от собственного малыша. Чтобы оформить усыновление над […]
  • Отказ в принятии жалобы по ст 125 упк рф Отказ в принятии жалобы по ст 125 упк рф ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 февраля 2009 г. N 1 О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ЖАЛОБ В ПОРЯДКЕ СТАТЬИ 125 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в […]
  • Юрист на дом владивосток Нотариусы Владивостока 690091, Владивосток, ул. Лазо, 6 Тел.: +7 (423) 222-64-69 Нотариус Петровская Л.Ю. 690091, Владивосток, ул. Лазо, 6 График работы: пн-чт 10:00-16:00; пт 10:00-13:00; сб,вс 10:00-16:00 690091, Владивосток, ул. Пушкинская, […]
  • 125 коап световые Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак "Инвалид" СТ 12.5 КоАП […]