Предоставление земельных участков гражданам россии

Содержание статьи:

Статья 39.19. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно

Статья 39.19 . Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 39.19 ЗК РФ

1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

2. Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Разъясняем законодательство

Порядок предоставления земельных участков гражданам

Вопрос: Могу ли я как обычный гражданин получить в аренду или в собственность земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в муниципальной собственности? В каком порядке осуществляется предоставление таких участков?

Отвечает и.о. прокурора Пристенского района Иванов А.Г.: Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Что касается собственности, то земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Что касается аренды, то в соответствии с ч. 1 ст. 10 указанного закона передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Порядок, установленный ст. 34 Земельного кодекса РФ, таков:

1. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче им земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в орган местного самоуправления,. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

При этом в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

2. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

3. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

4. Орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

5. Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.

Вместе с тем, данный порядок применяется в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.

Следует иметь ввиду, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Случаи предоставления земельных участков из государственных или муниципальных земель бесплатно

ЗК РФ предусмотрено предоставление участков гражданам бесплатно.

Современное земельное законодательство РФ подразумевает получение наделов не только в процессе осуществления сделки купли-продажи или в порядке наследования, но и совершенно бесплатно. В частности, наиболее подробные сведения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам РФ изложены в ст. 39.5 ЗК РФ, а также федеральных законах и законах субъектов РФ.

Предоставление земельных участков гражданам бесплатно. Основания предоставления земельного участка в собственность бесплатно

Получение в безвозмездное (бесплатное) пользование земельного участка может быть доступно для граждан один раз за всю его жизнь. При этом выдел надела происходит из земли, территории которого находятся в ведении государственной власти или же муниципалитета. Однако подобное право предоставления земельного участка в собственность доступно лишь определенным категориям граждан (в частности, многодетным семьям).

Согласно действующему законодательству бесплатно происходит предоставление земельных участков следующим льготным категориям:

  • Героям РФ, СССР или Соцтруда, а также полным кавалерам, награжденным орденами Славы и Трудовой Славы;
  • ветеранам ВОВ, а также инвалидам ВОВ, участникам боевых действий, а также лицам, которые награждены знаком «Житель блокадного Ленинграда»;
  • гражданам РФ, которые во время ВОВ находились на прифронтовой территории, в том числе в тылу;
  • нетрудоспособным представителям семьи инвалида или же ветерана ВОВ, которые числились на его иждивении и получают пенсионное обеспечение, связанное с потерей кормильца.

Однако в данном случае следует отметить, что предоставление земельных участков в частную собственность происходит из государственного жилищного фонда. В частности, выдел земельного надела, который имеет статус федерального, позволяет лицам использовать участки с целью садоводства, огородничества, осуществления строительства жилых помещений, ведения личного подсобного хозяйства.

Основания для предоставления участка, который числится как федеральный, – решение уполномоченных на то органов.

Из муниципального фонда происходит выделение земельных участков бесплатно следующим льготным категориям граждан:

  • многодетным семьям, а также детям-инвалидам;
  • пенсионерам, которые проживают на территории сельского поселения в течение 5 лет (минимум) и достигшим определенного возраста;
  • молодым специалистам, которые закончили обучение в ВУЗе и были распределены в сельскую местность для осуществления профессиональной деятельности;
  • лицам, которые прошли реабилитацию после политических репрессий.

Основания для бесплатного предоставления земельного участка (неважно будет он федеральный или же муниципальный), в том числе и многодетным семьям, инвалидам и иным льготным категориям, зафиксированы в ст. 39.1 ЗК РФ:

  • постановление органов государственной власти или органов местного самоуправления в случаях, если предоставление в собственность земли гражданам происходит на безвозмездной основе (бесплатно) или же в бессрочное использование.
  • договор о безвозмездном (бесплатном) предоставлении надела (даже носящего статус федерального).
  • иные основания, которые предусматривает закон.

Порядок предоставления земельных участков бесплатно. Заявление о бесплатном предоставлении земельного участка

Закон предусматривает определенный порядок действий, которые осуществляются сторонами правоотношений при выделе земельного участка, с учетом основания бесплатного предоставления территорий. Порядок состоит из последовательных этапов:

  • На начальной стадии происходит подготовка схем и дополнительных документов, которые утверждают определенное территориальное расположение участка.
  • Далее порядок и условия предоставления земельного участка (в том числе многодетным семьям, детям-инвалидам и пр.) подразумевает подачу заявления в уполномоченный орган (федеральный или же местный), в котором фиксируется предварительное согласование или же отказ о выделе в собственность того или иного участка.
  • Законодательный регламент на третьей стадии предварительного согласования о предоставлении земельного участка в собственность гражданам той или иной территории с учетом бесплатного основания подразумевает официальное оглашение решения госорганов, образец которого можно найти в Интернете.
  • Далее заинтересованное лицо должно соблюсти законодательный порядок и в течение 2-х лет (периода пока действует положение о предварительном согласовании) произвести весь спектр кадастровых работ. Регламент подразумевает точное выделение территории и площади интересуемого граждан участка.
  • Условия бесплатного выдела земельного участка подразумевают постановку надела на кадастровый учет и проведение процедуры государственной регистрации права на собственность (неважно был это федеральный участок или же муниципальный).
  • После того как вышеперечисленные условия будут соблюдены, лицам необходимо осуществить подачу заявления в управомоченный орган.
  • На заключительной стадии порядок и регламент предоставления земельных участков в собственность физическим лицам (в том числе и многодетным семьям) бесплатно подразумевает принятие окончательного решения (положительного или отрицательного) по конкретному делу. После чего публикуется положение органа, который удовлетворяет или, наоборот, отказывает в оформлении права собственности после рассмотрения заявления. Если все основания соблюдены, то подписывается контракт между двумя сторонами правоотношений.

Как мы видим, лицам, чтобы получить земельный участок совершенно бесплатно, следует учитывать многочисленные условия, которые содержит закон и регламент предоставления территориальных наделов. Одним из таковых признается подача заявления в компетентный орган о передаче территории в собственность.

Типовой образец заявления можно скачать в открытом доступе в Интернете. Если такой возможности нет, то образец заявления лицам, претендующим на надел, могут выдать в госорганах, положение которых предусматривает проведение подобных сделок с гражданами РФ.

Итак, что должно содержать в себе заявление:

  • Положение о типовых документах подразумевает, что заявление должно включать полную информацию о субъекте правоотношений, претендующего на бесплатный земельный участок (ФИО, адрес и место проживания, реквизиты паспорта и др.).
  • Если заявление подается юридическим лицом, то в него включаются сведения о регистрации в ЕГЮРЛ, ИНН, официальное наименование организации и юридический адрес.
  • Закон требует указания в заявлении кадастрового номера земельного участка, если его границы необходимо более точно обозначить.
  • Образец заявления также включает в себя обязательные пункты, в которых прописывается решение о межевании территории, кадастровый номер.
  • Обязательно фиксируются условия предоставления земли юридическим или же физическим лицам в собственность и основания ее бесплатного использования.
  • Заявление содержит информацию и о конкретной цели использования надела, который выделяется физическим или юридическим лицам.
  • Федеральный регламент документооборота также подразумевает включение в заявление дополнительных реквизитов об изъятии или предоставлении земель.

Бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан. Бесплатное предоставление земельных участков инвалидам

Льготные категории граждан наделяются прерогативой первоочередного предоставления земельных участков в собственность. В частности, положение закона о бесплатной выдаче земель предусматривает условия, при соблюдении которых инвалидам предоставляется территория на безвозмездной основе.

Подобная программа, которая имеет федеральный или же региональный статус, позволяет инвалидам улучшить свое имущественное положение. Регламент выдела земельного участка подразумевает несколько конкретных целей, с которыми могут использоваться территории, предоставляемые инвалидам:

  • возведение жилого помещения или строительство дачного дома;
  • ведение на территории земли личного подсобного хозяйства;
  • постройка гаража;
  • разведение сада или огорода.

Подобная программа подразумевает сначала выдел земли в аренду, после чего инвалидам предоставляется трехлетний срок для начала строительства того или иного объекта. Если действия не будут начаты, то закон подразумевает возможность со стороны госорганов выдвинуть отказ в предоставлении инвалидам бесплатного участка. Такие случаи распространены в юридической практике.

Чтобы получить земельный надел, инвалидам необходимо учесть определенные требования (условия), которые закрепляет правовой регламент:

  • земля может быть выдана инвалидам любой группы, при этом условия не включают в себя перечень конкретных заболеваний;
  • гражданин должен быть признан госорганом малоимущим;
  • субъект получил статус нуждающегося, так как его условия проживания не соответствуют нормативам.

Социальная программа поддержки людей с ограниченными возможностями подразумевает первоочередное предоставление данной категории граждан земельного участка.

Если порядок со стороны субъекта правоотношений был соблюден, а госорган отказывает в получении земельного надела, то гражданин имеет законное право обратиться за помощью в судебную инстанцию или Прокуратуру РФ. Подобные случаи являются предметом длительных разбирательств, после чего публикуется постановление компетентного органа: был ли отказ детерминирован объективными причинами или же нет.

Предоставление земельных участков юридическим лицам бесплатно

Закон подразумевает возможность предоставления земельного участка совершенно бесплатно не только физическим лицам, но и юридическим. Положение об этом можно найти в ст. 39.5 ЗК РФ. Главное основание для выдела юридическим лицам земли – решение органов государственной или муниципальной власти.

Если речь идет об участке, который носит статус «федеральный», то государственный регламент подразумевает постановление компетентного органа о наделе организации территорией в конкретном субъекте РФ.

Однако в подобном случае должны быть соблюдены ключевые условия и законодательный порядок.

Юридическим лицом, учитывая положение и регламент, должно быть подано заявление (образец можно взять в уполномоченных органах), которое будет содержать всю исчерпывающую информацию, в том числе и цель дальнейшего использования участка. Если сведения будут ложными или не будет соблюден порядок подачи заявления, то может последовать отказ в предоставлении земли юридическим лицам на бесплатном основании.

В случае отказа оформляется постановление. Но при этом закон подразумевает мотивирующее разъяснение подобного решения в невозможности предоставления земли юридическим лицам. Образец можно посмотреть в Интернете.

Предоставление земельного участка религиозной и некоммерческой организации

Помимо перечисленных выше льготных граждан, закон подразумевает бесплатную выдачу земельных участков религиозной или некоммерческой организации. Данное положение зафиксировано в ст. 39.6 ЗК РФ.

Что касается религиозной организации, то подобные случаи бесплатного выдела земельного участка все чаще фиксируются на практике. Закон предусматривает конкретные цели, согласно которым может быть предоставлена земля организации подобного типа, в частности, для строительства сооружений религиозного, благотворительного характера.

При этом срок безвозмездного пользования составляет от 5 до 10 лет. Постановление уполномоченного органа является основанием для легитимного использования религиозной организацией подобного участка.

Может быть предоставлен земельного участка в безвозмездное пользование и некоммерческой организации.

Порядок предоставления земли, в том числе некоммерческой организации, существенно изменился, начиная с 1 марта 2015 года.

Если ранее заявление некоммерческой организации (образец имеет типовую форму) могло содержать информацию о конкретном территориальном размещении участка, то современный регламент данную возможность отменяет.

Подобные случаи все чаще становятся предметом для возникновения юридических споров между некоммерческой организацией и госорганами. Это связано с тем, что положение некоммерческой организации в подобных ситуациях четко не регламентируется.

А это становится детерминантой того, что подача заявления в компетентные органы происходит с нарушением порядка, что лишает права некоммерческой организации претендовать на единоразовое предоставление земельного участка бесплатно. В подобном случае постановление будет содержать отказ.

Предоставление земельных участков гражданам бесплатно на территории Дальневосточного федерального округа

Дальневосточный федеральный округ – один из регионов РФ, который позволяет гражданам, проживающим на данной территории, стать обладателями земельного участка на безвозмездной основе. Подобные случаи и конкретные законодательные нюансы регламентируются Федеральный закон РФ N 119-ФЗ, который был принят 22 апреля 2016 года.

В частности, данный нотариально-правовой акт устанавливает конкретные сроки безвозмездного пользования участками, которые предоставляются многодетным семьям, некоммерческой организации и иным категориям. По истечению пятилетнего срока земля выдается многодетным семьям и иным лицам правоотношений бесплатно, если отказ не будет мотивирован госорганами.

Для удобства и своевременного получения необходимой информации разработана специальная федеральная информационная программа, которая позволит гражданам, в том числе и многодетным семьям, некоммерческой организации, юридическим лицам быть в курсе всех происходящих изменений, порядке и условиях безвозмездного пользования территориями.

Федеральный закон РФ N 119 также содержит информацию о том, в каких случаях может быть опубликовано постановление, содержащее отказ многодетным семьям и иным льготным категориям граждан в предоставлении земельного участка.

Резюмируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что на территории РФ многодетным семьям, инвалидам, религиозным и некоммерческим организациям и прочим категориям граждан может быть выделен определенный земельный участок для безвозмездного пользования, который в дальнейшем может перейти в частную собственность совершенно бесплатно.

Бесплатные земельные участки

Принцип платности, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату помимо случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, является одним из основных принципов российского земельного законодательства. Тем не менее, у граждан России существует возможность получить земельный участок бесплатно. Поэтому вопросы как получить земельный участок бесплатно и кому положен земельный участок бесплатно продолжают оставаться актуальными на протяжении уже третьего десятилетия проводимой в России земельной реформы.

Как получить бесплатный земельный участок

В каких случаях возможно предоставление земельных участков бесплатно на основании решения уполномоченного органа установлено в статье 39.5. «Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).

Право на бесплатный земельный участок, образованный в границах застроенной территории, есть у лица, с которым заключен договор о ее развитии.

Получить земельный участок в собственность бесплатно может некоммерческая организация, созданная гражданами для ведения садоводства и огородничества, если он образовался в результате раздела земельного участка, предоставленного этой организации, и до раздела относился к имуществу общего пользования. В отдельных случаях участок может быть предоставлен в общую собственность членов данной некоммерческой организации.

Право получения земельного участка бесплатно в собственность появляется у гражданина по прошествии пяти лет со дня предоставления участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10. ЗК РФ. Т. е. для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации. Обязательное условие ─ все эти пять лет земельный участок необходимо использовать в соответствии с установленным разрешенным использованием.

Бесплатное получение земельного участка в собственность по истечении пяти лет со дня его получения в безвозмездное пользование возможно, если он был предоставлен гражданину в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10. ЗК РФ. А именно, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. Но не в любом месте, а в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации. И не всем гражданам, а тем, кто работает по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации. Получение земельного участка бесплатно в собственность будет возможно лишь при условии, что гражданин на протяжении пяти лет использовал земельный участок в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании по специальности, которая входит в список, определенный законом субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что предоставление в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ, осуществляется однократно. Бесплатно земельный участок, даже если гражданин имеет право на его получение в собственность по нескольким основаниям, может быть предоставлен только по одному из них.

Бесплатное предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, имеет место в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Ими может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания для постановки на данный учет. Установлена возможность заменить бесплатные земельные участки многодетным семьям предоставлением им с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями.

Помимо случаев, предусмотренных ЗК РФ и федеральными законами, предоставление земельных участков гражданам бесплатно может происходить в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Предоставление земельных участков гражданам россии

от 31 декабря 2002 года N 111-ОЗ

О БЕСПЛАТНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СОБСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Законодательным Собранием
26 декабря 2002 года

1. Установить следующие случаи бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Ивановской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельных участков, находящихся в собственности Ивановской области, в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена:

2) для индивидуального жилищного строительства — лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, являющимся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Ивановской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий;

для индивидуального жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства:

3) вынужденным переселенцам, являющимся гражданами Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий;

4) гражданам (одному из родителей либо матери или отцу, осуществляющим воспитание детей без супруга или супруги), имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных (удочеренных), на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка.

2. При определении права на бесплатное предоставление в собственность земельных участков у лиц, указанных в пункте 4 части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление.

3. Учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков в определенных настоящим Законом случаях, осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом.

Центральный исполнительный орган государственной власти Ивановской области, осуществляющий учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков в определенных настоящим Законом случаях (далее — орган, уполномоченный на осуществление учета граждан), и его территориальные органы, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа или муниципального района Ивановской области по месту постоянного проживания гражданина (далее — территориальные органы учета), определяются Губернатором Ивановской области.

Предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти Ивановской области или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, предусмотренной законодательством Российской Федерации и Ивановской области (далее — уполномоченные органы).

Уполномоченным органом при предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Ивановской области, а также земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Ивановской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, является исполнительный орган государственной власти Ивановской области, определенный в соответствии с законодательством Ивановской области.

Уполномоченными органами при предоставлении земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, а также земельных участков из земель, право государственной собственности на которые не разграничено и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, являются органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области в соответствии с их компетенцией. Уполномоченные органы определяются в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области.

4. Земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи:

постоянно проживающим на территории городского округа — в границах городского округа;

постоянно проживающим на территории муниципального района — в границах соответствующего муниципального района.

Гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, постоянно проживающим на территории муниципального образования — городского округа или муниципального района, также предоставляются земельные участки, находящиеся за пределами границ такого муниципального образования, поступившие в его собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Ивановской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляются для индивидуального жилищного строительства гражданам, указанным в пункте 4 части 1 настоящей статьи:

постоянно проживающим на территории городского округа — в границах данного городского округа или муниципального района, граничащего с данным городским округом;

постоянно проживающим на территории муниципального района — в границах данного муниципального района.

5. Бесплатное предоставление земельных участков в собственность гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется в пределах норм предоставления земельных участков не менее 0,06 га и не более 0,15 га.

6. В предоставлении земельного участка, осуществляемом в соответствии с настоящим Законом, должно быть отказано, если обратившемуся за таким предоставлением гражданину ранее был предоставлен земельный участок, находившийся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом или в одном из случаев бесплатного предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, предусмотренных подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

Установить следующий порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом:

1. Граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков в определенных в части 1 статьи 1 настоящего Закона случаях, направляют заявления о постановке на учет и бесплатном предоставлении земельного участка в собственность и необходимые документы в территориальные органы учета по месту постоянного проживания гражданина.

Форма заявления о постановке на учет и бесплатном предоставлении земельного участка в собственность и перечень документов, необходимых для постановки на учет и бесплатного предоставления земельного участка, утверждаются постановлением Правительства Ивановской области.

2. Регистрация заявлений осуществляется в реестре регистрации заявлений и учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность (далее — реестр, реестры), ведение которого осуществляется в порядке, установленном органом, уполномоченным на осуществление учета граждан. Направление сведений для внесения в сводный реестр регистрации заявлений и учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность (далее — сводный реестр), ведение сводного реестра осуществляются в порядке, установленном органом, уполномоченным на осуществление учета.

3. В течение двух месяцев с даты получения от гражданина заявления и документов, необходимых для постановки на учет и бесплатного предоставления земельного участка, территориальный орган учета: рассматривает поступившее заявление с учетом поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия дополнительных документов, проверяет достоверность указанных в заявлении сведений и принимает решение о постановке гражданина на учет либо об отказе в постановке на учет; сведения о постановке гражданина на учет либо об отказе в постановке гражданина на учет заносятся в реестр в день принятия соответствующего решения.

4. Решение об отказе гражданину в постановке на учет принимается в случаях:

1) отсутствия оснований для отнесения заявителя к категориям лиц, перечисленных в части 1 статьи 1 Закона;

2) сообщения гражданином недостоверных сведений;

3) реализации гражданином права на бесплатное предоставление земельного участка в собственность в соответствии с настоящим Законом или по иным основаниям, предусмотренным подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

5. Территориальный орган учета в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения о постановке гражданина на учет либо об отказе в постановке гражданина на учет:

направляет или выдает гражданину (в случае его личной явки) уведомление о постановке гражданина на учет либо об отказе в постановке гражданина на учет с указанием причин отказа;

направляет сведения для внесения в сводный реестр.

6. Гражданин, принятый на учет, подлежит снятию с учета в следующих случаях:

1) на основании его письменного заявления о снятии с учета;

2) смерти гражданина, признания его безвестно отсутствующим или умершим;

3) выявления в представленных гражданином документах, послуживших основанием для постановки на учет, сведений, не соответствующих действительности;

4) прекращения оснований для отнесения заявителя к категориям лиц, перечисленных в части 1 статьи 1 настоящего Закона;

5) в случае, предусмотренном пунктом 3 части 4 настоящей статьи.

7. Решение о снятии гражданина с учета принимается территориальным органом учета не позднее 5 рабочих дней после выявления оснований, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, путем внесения соответствующих сведений в реестр.

Территориальный орган учета в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения о снятии гражданина с учета направляет в адрес гражданина или выдает гражданину (в случае его личной явки) уведомление о снятии гражданина с учета с указанием причин снятия с учета, а также направляет в порядке, установленном органом, уполномоченным на осуществление учета граждан, сведения для внесения в сводный реестр.

8. Решения об отказе в постановке на учет, о снятии гражданина с учета гражданин вправе обжаловать в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9. Если у гражданина после снятия с учета вновь возникло право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, то его повторная постановка на учет производится на общих основаниях в соответствии с настоящей статьей.

Установить следующий порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков в определенных настоящим Законом случаях:

1. Предоставление уполномоченными органами земельных участков гражданам в собственность бесплатно осуществляется в порядке очередности на основании данных учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков в определенных в части 1 статьи 1 настоящего Закона случаях, из земельных участков, поставленных на кадастровый учет и включенных в Перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам в собственность (далее — Перечень).

2. Уполномоченные органы осуществляют в порядке, установленном земельным законодательством, образование земельных участков в целях последующего включения в Перечни.

3. Органы, осуществляющие формирование и утверждение Перечней:

исполнительный орган государственной власти Ивановской области, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Ивановской области, формирует и утверждает Перечень и внесение в него изменений в отношении земельных участков, находящихся в собственности Ивановской области;

орган местного самоуправления городского округа Ивановской области формирует и утверждает Перечень и внесение в него изменений в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с целью их предоставления гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, проживающим на территории городского округа Ивановской области;

орган местного самоуправления муниципального района Ивановской области на основании перечней, сформированных и утвержденных уполномоченными органами муниципального района, сельских, городских поселений в границах муниципального района Ивановской области, формирует и утверждает Перечень и внесение в него изменений в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с целью их предоставления гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, проживающим на территории муниципального района Ивановской области.

4. Перечни должны содержать характеристики земельных участков, включая их местоположение, адресную часть, кадастровые номера, площадь и вид разрешенного использования земельного участка, а также указание на контактных лиц, уполномоченных ознакомить заявителей с расположением земельных участков на местности, номера телефонов для связи с контактными лицами.

5. Перечни и изменения к ним подлежат размещению на официальных сайтах органов, утвердивших Перечни, либо на официальных сайтах муниципальных образований Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликованию в печатных средствах массовой информации или иных печатных изданиях, являющихся источниками официального опубликования правовых актов Ивановской области или муниципальных правовых актов.

6. Территориальные органы учета в течение 5 рабочих дней после даты опубликования Перечней:

— исходя из количества земельных участков, включенных в Перечни, и хронологической последовательности поступления и регистрации заявлений граждан с просьбой о постановке на учет, формируют очередь состоящих на учете граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков;

— в соответствии с очередностью граждан, количеством и порядковыми номерами земельных участков, включенных в Перечень, направляют гражданам, принятым на учет, извещение с указанием сведений об одном из включенных в Перечень земельном участке (кадастровом номере, местоположении, площади, виде разрешенного использования земельного участка) и предложением письменно подтвердить свое согласие на бесплатное предоставление данного земельного участка в собственность (далее — извещение).

7. В случае если гражданин, извещенный надлежащим образом, в течение 1 месяца со дня направления соответствующего извещения представил в территориальный орган учета письменное заявление об отказе гражданина от предложенного земельного участка или не представил письменного согласия на бесплатное предоставление в собственность предложенного земельного участка, это считается отказом гражданина от бесплатного предоставления земельного участка в собственность из предлагаемых земельных участков, включенных в Перечень. Указанный гражданин сохраняет номер очереди принятых на учет при последующем внесении изменений в Перечень земельных участков.

8. Территориальный орган учета в течение 45 дней после даты направления гражданину извещения, указанного в части 6 настоящей статьи, исходя из количества земельных участков, включенных в Перечень, очередности поступления и регистрации заявлений граждан о постановке на учет на основании данных учета граждан, а также выраженного в установленный срок и в установленной форме согласия граждан на предоставление земельных участков, формирует списки состоящих на учете граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, с указанием конкретных подлежащих передаче указанным гражданам земельных участков, включенных в Перечень, и направляет их в орган, утвердивший Перечень, и уполномоченные органы.

9. Уполномоченные органы не позднее 2 недель с даты получения списков, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, принимают решения о бесплатном предоставлении в собственность каждого из граждан в представленных списках земельного участка, включенного в Перечень, с указанием его кадастрового номера, местоположения, площади, вида разрешенного использования земельного участка, а также срока действия решения — 1 год с даты его принятия.

Положения решения о сроке его действия не применяются в случае, если гражданином зарегистрировано право на предоставленный земельный участок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Уполномоченные органы в срок не позднее 3 рабочих дней с даты принятия решения о бесплатном предоставлении гражданину земельного участка в собственность направляют в территориальные органы учета указанное решение с приложением выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости и информируют об этом орган, утвердивший Перечень.

11. Не позднее 5 рабочих дней с даты поступления документов, указанных в части 10 настоящей статьи, территориальные органы учета направляют или выдают гражданину (в случае личной явки) решение уполномоченного органа о бесплатном предоставлении гражданину земельного участка в собственность с приложением выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

12. Для целей настоящего Закона гражданин считается надлежащим образом извещенным о принятом решении о бесплатном предоставлении ему земельного участка в собственность при направлении заказного письма с уведомлением по адресу, указанному гражданином в заявлении о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность.

13. Государственная регистрация перехода права собственности к гражданину на земельный участок, предоставленный в соответствии с настоящим Законом, осуществляется за его счет.

14. Орган, утвердивший Перечень, по истечении 1 года с даты принятия решения о бесплатном предоставлении гражданину земельного участка в собственность запрашивает информацию о зарегистрированных правах на предоставленный гражданину земельный участок в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области.

15. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на предоставленный гражданину земельный участок орган, утвердивший Перечень, не позднее чем в месячный срок с даты получения соответствующей информации из управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области вносит изменения в Перечень в части включения в него указанного земельного участка.

16. Бесплатное предоставление для индивидуального жилищного строительства гражданам земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Ивановской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, с учетом требований и ограничений, установленных Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу следующие нормативные правовые акты:

— постановление президиума Ивановского областного Совета народных депутатов «О порядке владения и пользования землей на территории Ивановской области» от 01.08.90 N 47;

— постановление президиума Ивановского областного Совета народных депутатов «О ходе проведения земельной реформы в области» от 23.10.91 N 142;

— решение малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва «О внесении изменений и дополнений в постановление президиума Ивановского областного Совета народных депутатов «О порядке владения и пользования землей на территории Ивановской области» от 01.08.90 N 47″ от 11.06.93 N 142.

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Глава Администрации
Ивановской области
В.И.ТИХОНОВ

Еще по теме:

  • В какой срок участковому предоставляется жилое помещение Вопрос: Относится ли предоставление сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности к полномочиям органов […]
  • Как правильно писать дискриминация Как пишется слово "дискриминация"? Дискриминация ⇒ Гласные буквы в слове: д и скр и м и н а ц и я гласные выделены красным гласными являются: и, и, и, а, и, я общее количество гласных: 6 (шесть) дискримин а ́ ция ударная гласная выделена знаком […]
  • Юрист на дом владивосток Нотариусы Владивостока 690091, Владивосток, ул. Лазо, 6 Тел.: +7 (423) 222-64-69 Нотариус Петровская Л.Ю. 690091, Владивосток, ул. Лазо, 6 График работы: пн-чт 10:00-16:00; пт 10:00-13:00; сб,вс 10:00-16:00 690091, Владивосток, ул. Пушкинская, […]
  • Статья 6 федеральный закон об исполнительном производстве Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ"Об исполнительном производстве" С изменениями и дополнениями от: 13 мая, 30 декабря 2008 […]
  • Какой вопрос задать девушке пикап Какие вопросы задать девушке, когда нечего сказать Многие начинающие пикаперы, в силу своей неопытности иногда не знают о чем разговаривать с девушкой, что её спросить, наступают неловкие паузы, когда не знаешь что сказать на свидании и это […]
  • Права гражданина презентация 7 класс Права и обязанности граждан. Что мы знаем? Что мы хотим узнать? - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемsosh13.pug-oo.ru Похожие презентации Презентация на тему: " Права и обязанности граждан. Что мы знаем? Что мы […]