Некоммерческие организации статус

Правовой статус некоммерческих организаций (НКО)

Какие нормативные акты определяют правовое положение НКО

Статус НКО определяется различными нормативными актами, в том числе:

  • ст. 50 ГК РФ, в которой уточняется, что к НКО относятся организации, не определяющие в качестве основной цели деятельности получение прибыли и в последующем не распределяющие ее между участниками;
  • законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в данном нормативном акте перечисляются все формы НКО, уточняется порядок их создания, ликвидации и реорганизации);
  • специальными законами, регламентирующими деятельность отдельных НКО (например, законом «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»» от 01.12.2007 № 317-ФЗ).

Кроме того, различные федеральные законы, например КоАП РФ и УК РФ, уточняют меры административно-правовой и уголовной ответственности за нарушение такими организациями требований законодательства.

Правовое положение некоммерческих организаций как юридических лиц

НКО с момента прохождения процедуры государственной регистрации становится юридическим лицом, которое имеет:

  1. Самостоятельный баланс.
  2. Обособленное имущество.
  3. Возможность отвечать по всем возникшим обязательствам своим имуществом.

Для правового статуса некоммерческих организаций характерна также возможность открывать счета в банке и иметь свою печать.

Для справки. Срок действия вновь созданной НКО законом не устанавливается. Деятельность организации прекращается только после ее ликвидации или реорганизации.

Как и любое другое юрлицо, НКО имеет свое наименование, которое включает в себя указание на тип организации. Если предприятие зарегистрировало интеллектуальные права на название, то оно вправе распоряжаться им по своему усмотрению и ввести запрет/ограничение на использование его другими компаниями.

Что касается места нахождения НКО, то оно указывается в учредительных документах и заявлении при прохождении процедуры госрегистрации. Заинтересованные лица могут посмотреть эти данные, заказав выписку из ЕГРЮЛ по интересующей их организации.

Филиалы и представительства НКО вправе открывать в неограниченном количестве. Однако при этом важно знать, что ответственность за их деятельность несет головная организация, поскольку ни филиал, ни представительство не наделяется статусом юридического лица.

Административно-правовой статус некоммерческих организаций

Административно-правовой статус некоммерческих организаций определяется правами и обязанностями, которые появляются у конкретной НКО с момента ее создания. Взаимоотношения НКО и государственной власти обусловлены функциями, которые осуществляет организация. С одной стороны, речь идет о получении различного рода разрешений и лицензий на осуществление какой-либо деятельности, с другой — государство может оказывать помощь (например, выделяя гранты или осуществляя финансирование).

Несмотря на то, что НКО являются общественными и создаются для реализации культурных, научных, политических целей, государство контролирует их деятельность, что не исключает возможности привлечения таких организаций к установленной законом ответственности при совершении нарушений.

Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций

Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций определяется исходя из того, какая правовая форма выбрана для осуществления деятельности. В частности, в п. 3 ст. 50 ГК РФ указаны следующие формы:

  • потребительский кооператив;
  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • товарищество собственников недвижимости;
  • фонд;
  • нотариальная палата;
  • религиозная организация.

Главная цель деятельности НКО — достижение социальных, культурных и иных общественно полезных целей, которые прописываются в уставах и иных учредительных документах. При этом законодатель допускает возможность осуществления НКО и предпринимательской деятельности, необходимой для того, чтобы обеспечить функционирование организации. Это означает, что предпринимательство не должно осуществляться с целью только извлечения прибыли и являться основным направлением деятельности НКО.

Предпринимательская деятельность может осуществляться одновременно и для получения финансирования НКО, и для реализации общественно полезных целей ее деятельности. Например, оказание услуг с получением за них оплаты и последующей организацией благотворительного вечера. Распределять прибыль между собой участники НКО не имеют права.

Таким образом, НКО хотя и не занимаются получением прибыли, являются в силу своего правового статуса юрлицами и наделяются соответствующими правами и обязанностями (с особенностями, установленными специальными нормативными актами, например законом № 7). При этом основной особенностью правового статуса некоммерческих организаций является то, что они осуществляют деятельность в соответствии с названными в уставах целями, которые с извлечением прибыли не связаны.

Особенности правового положения некоммерческих организаций

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» создает основы правового регулирования деятельности всех форм некоммерческих организаций. Дальнейшая конкретизация регулирования осуществляется иными федеральными законами.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации.

На территории Владимирской области территориальным органом Минюста России, уполномоченным на принятие решения о государственной регистрации некоммерческих организаций и осуществления контроля за их деятельностью, является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области (далее – Управление).

Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав либо учредительный договор и устав. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно — правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории. Для участия в гражданском обороте и иных правоотношениях (налоговых, трудовых, административных и др.) некоммерческая организация должна иметь печать с полным наименованием на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Зарегистрированная некоммерческая организация может иметь имущество в собственности, а некоторые из них — обособленное имущество в оперативном управлении.

Некоммерческая организация — собственник отвечает по своим обязательствам своим имуществом. Как любое юридическое лицо некоммерческая организация обладает правоспособностью и дееспособностью, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.

В целях организации деятельности некоммерческой организации на территории Российской Федерации вне места ее нахождения законодательством предусмотрены две правовые формы — филиалы и представительства. Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами. Материальной базой деятельности филиалов и представительств является имущество, которым они наделяются некоммерческой организацией. Это имущество учитывается как на отдельном балансе филиала (представительства), так и на балансе основной организации в целом.

Несмотря на то, что некоммерческие организации не ставят главной своей целью извлечение прибыли, закон разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой она создана. Возможная прибыль полностью направляется на обеспечение основного профиля некоммерческой организации и не может быть распределена среди ее участников.

Некоммерческие организации имеют отличия в налоговом режиме от других налогоплательщиков. Налогообложение некоммерческой организации зависит главным образом:

— от наличия у нее на балансе имущества и от права собственности на него;

— от ведения ею предпринимательской деятельности (оказание платных услуг).

Так, например, статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены освобождения от НДС в отношении некоторых операций, осуществляемых некоммерческими организациями.

Вместе с тем, статья 251 НК РФ, устанавливающая перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы (не подлежат налогообложению) по налогу на прибыль, учитывает особенности деятельности некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных законом. Действующим законодательством предусмотрено создание следующих видов некоммерческих организаций:

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Признаками фонда как некоммерческой организации являются — отсутствие членства, имущественная база, созданная за счет добровольных имущественных взносов. Фонд является собственником переданного ему имущества и обязан использовать его в соответствии с поставленными общественно полезными целями. Учредители фонда не сохраняют прав на переданное ими фонду имущество. Фонд отвечает по своим обязательствам своим имуществом. Учредители не несут ответственности по долгам фонда, но и фонд не отвечает по долгам учредителей.

Предпринимательская деятельность может осуществляться фондом, но при условии, что эта деятельность соответствует целям фонда и необходима для достижения общественно полезных целей, указанных в его уставе. Фонд вправе осуществлять дозволенную предпринимательскую деятельность непосредственно, без образования какой-либо коммерческой организации, но вправе создать хозяйственное общество или стать участником такового.

Органом фонда, который функционирует как надзорный орган по отношению к другим органам фонда, является попечительский совет. Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью фонда, за принятием решений другими органами фонда и обеспечением их исполнения, за использованием средств фонда, за соблюдением фондом законодательства.

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных для некоммерческих организаций.

Осуществление деятельности некоммерческого партнерства требует создания материальной основы. Члены партнерства передают ему необходимое имущество — денежные средства, иное имущество, которое становится собственностью партнерства. Партнерство является юридическим лицом, самостоятельно отвечает по своим обязательствам, не отвечает по обязательствам своих членов, которые также не несут ответственности по долгам партнерства.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально — культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.

Учреждение является единственной некоммерческой организацией, которая не является собственником находящегося у нее имущества. Собственник передает ему имущество лишь в оперативное управление.

При недостаточности денежных средств учреждения для расчетов с кредиторами собственник несет субсидиарную ответственность по долгам созданного им учреждения.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Ассоциация (союз) является собственником имущества, складывающегося за счет регулярных и единовременных поступлений от участников, а также иных разрешенных законодательством источников. Данное имущество используется объединением в соответствии с его специальной правоспособностью. При ликвидации объединения имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между участниками, а направляется на цели, аналогичные целям ликвидируемого объединения.

Ассоциация (союз) не несет ответственность по обязательствам своих членов. Напротив, члены ассоциации (союза) отвечают по ее обязательствам — несут субсидиарную ответственность всем своим имуществом. Основания и пределы ответственности членов определяются в учредительных документах объединения.

Автономная некоммерческая организация

В соответствии с Законом автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

Негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей.

Употребляемый в законодательстве применительно к некоммерческим организациям термин «благотворительные организации» обозначает не особую организационно-правовую форму некоммерческой организации, а определенный вид деятельности, которым занимаются некоммерческие организации. Благотворительные организации создаются в форме общественной организации (объединения), также и в таких организационно-правовых формах, как фонд, учреждение, и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для осуществления благотворительной деятельности, т.е. добровольной деятельности по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Деятельность благотворительных организаций регулируется также Законом от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Гражданско-правовой статус автономной некоммерческой организации, государственной корпорации, некоммерческого партнерства.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Учредительным документом автономной НКО согласно п. 1 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» является устав, утвержденный ее учредителями (участниками). Там же предусмотрено, что учредители (участники) автономных НКО вправе заключить учредительный договор.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Высшим органом управления автономной НКО в соответствии с п. 1 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» является коллегиальный высший орган управления, образованный в соответствии с учредительными документами этой организации. Согласно п. 5 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» для автономной НКО лица, являющиеся работниками этой НКО, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной НКО.

Согласно п. 3 ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» автономная НКО вправе преобразоваться в фонд.

Решение о преобразовании автономной некоммерческой организации принимается ее высшим органом управления в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» в порядке, предусмотренном уставом автономной некоммерческой организации.

Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 части первой ГК РФ, т.е. учредительного договора или устава. Иначе говоря, в качестве учредительного документа государственной корпорации выступает федеральный закон, предусматривающий создание государственной корпорации.

Часть 2 п. 3 ст. 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает требования к содержанию федерального закона, предусматривающего создание государственной корпорации. В частности, в таком федеральном законе должны быть определены:

  • наименование государственной корпорации;
  • цели деятельности государственной корпорации;
  • место нахождения государственной корпорации;
  • порядок управления деятельностью государственной корпорации (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения);
  • порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации;
  • порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях».

Некоммерческое партнерство не может быть учреждено одним лицом, что закреплено в п. 2 ст. 15 ФЗ «О некоммерческих организациях».

Учредительным документом некоммерческого партнерства согласно п. 1 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» является устав, утвержденный его учредителями (участниками). Там же предусмотрено, что учредители (участники) некоммерческих партнерств вправе заключить учредительный договор.

В пункте 3 ст. 14 Закона установлено, что учредительные документы некоммерческого партнерства должны содержать помимо прочего условия о составе и компетенции его органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации некоммерческого партнерства.

Высшим органом управления некоммерческого партнерства согласно п. 1 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» является общее собрание членов некоммерческого партнерства.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.

Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Члены некоммерческого партнерства вправе:

  • участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
  • получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;
  • по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;
  • если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;
  • получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.

Как создать автономную некоммерческую организацию: Видео

Вопрос 73. Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций. Понятие, виды, отличия.

Вопрос 73. Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций. Понятие, виды, отличия.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом о некоммерческих организациях формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях[27].

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в Законе о некоммерческих организациях понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения – отделения, филиалы и представительства.

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации

Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип.

Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации.

Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.

Включение в наименование некоммерческой организации, за исключением общественных объединений, имеющих статус общероссийских, и централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае отзыва разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, некоммерческая организация вносит соответствующие изменения в свои учредительные документы в течение трех месяцев.

Статья 5. Филиалы и представительства некоммерческой организации

Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.

Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.

К некоммерческим организациям ГК относит:

— потребительский кооператив (ст. 116 ГК);

— общественные и религиозные организации (объединения) (ст. 117 ГК);

— фонды (ст. 118-119 ГК);

— учреждения (ст. 120 ГК);

-объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 121-123 ГК);

Потребительский кооператив

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ст. 116 ГК).

Устав потребительского кооператива должен содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК, условия: о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков (ст. 116 ГК).

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество». Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.

Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с ГК законами о потребительских кооперативах. Например, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» закрепляет принципы, ограничения и особенности деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, права и обязанности членов кредитных потребительских кооперативов граждан, предусматривает меры по защите интересов членов кредитных потребительских кооперативов граждан, регулирует взаимодействие кредитных потребительских кооперативов граждан и органов государственной власти.

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (ст. 117 ГК). Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками (ст. 6 Закона о свободе совести):

-совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

-обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками (ст. 7 Закона о свободе совести и религиозных объединениях).

Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные (ст. 8 Закона о свободе совести и религиозных объединениях).

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.

Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены п. 1 ст. 6 Закона о свободе совести, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Закона об общественных объединениях).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм (ст. 7 Закона об общественных объединениях):

-орган общественной самодеятельности;

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8 Закона об общественных объединениях).

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ст. 9 Закона об общественных объединениях).

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах (ст. 10 Закона об общественных объединениях).

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (ст. 11 Закона об общественных объединениях).

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12 Закона об общественных объединениях).

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политическихпартиях»).

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации (ст. 13 Закона об общественных объединениях).

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной (ст. 15 Закона об общественных объединениях).

Фонды

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК). Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями.

Устав фонда помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК, должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства (ст. 7 Закона о некоммерческих организациях). Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями. Устав фонда может быть изменен органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке (ст. 119 ГК). Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

-если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

-если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

-в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

-в других случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда (ст. 119 ГК).

Учреждения

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 120 ГК; ст. 9 Закона об некоммерческих организациях).

Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК[28].

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями (ст. 121 ГК; ст. 11,12 Закона о некоммерческих организациях).

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.

Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз». Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав (ст. 122 ГК).

Учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК, условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами. Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).

С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый участник. Вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона (ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации, если иное не предусмотрено указанным Законом (ст. 7.1.Закона о некоммерческих организациях).

Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ст. 2, 8 Закона о некоммерческих организациях).

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерствомприобретен статус саморегулируемой организации.

Члены некоммерческого партнерства вправе:

-участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

-получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

-по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

-если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

-получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерствомприобретен статус саморегулируемой организации. Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества, за исключением случаев, если некоммерческим партнерствомприобретен статус саморегулируемой организации. Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.

Автономной некоммерческой организациейпризнается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы (ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

В случае, если учредителем автономной некоммерческой организации является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, порядок участия их представителей в органах управления автономной некоммерческой организации устанавливается Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Еще по теме:

  • Отчет профкома коллективный договор Яхромская средняя общеобразовательная школа №2 ОТЧЁТ о работе первичной профсоюзной организации МОУ Яхромской средней общеобразовательной школы № 2 В 2013-2014 учебном году. Пусть крепнут содружества узы. Иными быть мы не должны! Работники […]
  • Заявление в налоговую на возврат ндфл за обучение Заявление на возврат НДФЛ за обучение - образец и бланк Заявление на возврат НДФЛ за обучение понадобится, если есть намерение получить из бюджета 13% от расходов, потраченных на обучение (свое или близких родственников). Рассмотрим нюансы его […]
  • Как правильно писать дискриминация Как пишется слово "дискриминация"? Дискриминация ⇒ Гласные буквы в слове: д и скр и м и н а ц и я гласные выделены красным гласными являются: и, и, и, а, и, я общее количество гласных: 6 (шесть) дискримин а ́ ция ударная гласная выделена знаком […]
  • Расчёт пенсии по старости статья 30 пункт 4 Расчёт пенсии по старости статья 30 пункт 4 В настоящее время в пенсионном законодательстве (Законе о трудовых пенсиях) и на практике используются различные понятия стажа. В приведенной ниже таблице, условно разделив пенсионеров на лиц, выходящих […]
  • Получить инн в мурманске режим работы адрес Получить инн в мурманске режим работы адрес Юридический адрес: 183008, г. Мурманск пр. Молодежный, д. 13 Телефон +7 (8152) 245452, Факс +7 (8152) 245452 Сотрудники МБУО ЦБ Фамилия, Имя, Отчество Административный персонал МБУО ЦБ Науменко Ирина […]
  • Сколько стоит анализ днк на отцовство пермь НАШИ УСЛУГИ НОВЫЕ СТАТЬИ // ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ // Установление отцовства теперь и по суду Установление отцовства, Любые ДНК анализы, Пермь В Перми ДНК тест на установление отцовства и другие ДНК анализы Вы можете сделать в […]