Конституционные права и обязанности граждан рк

Конституционные права и обязанности граждан рк

Основные обязанности граждан Республики Казахстан. Конституционные обязанности. Обязанности налогоплательщиков. Защита Родины.

Основные обязанности граждан. Хотя права и свободы граждан имеют самостоятельное значение, их нельзя рассматривать отдельно от обязанностей. Каждый человек имеет определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством. Эти обязанности настолько важны, что они закрепляются в законе.

На граждан возлагается множество правовых обязанностей. Их можно разделить на обязанности, предусмотренные конституцией, и на обязанности, вытекающие из конституционных законов. Конститу­ционные обязанности называются основными, к ним относится соблюдение положений конституции и законов.

Конституция Республики Казахстан выражает волю народа, определяет правовую основу государства. Консти­туция — самый важный государственный акт, закреп­ляющий суверенитет и независимость государства. Иначе говоря, конституция — это акт, определяющий основные аспекты взаимоотношений Республики Казахстан с другими государствами. Из этого вытекает обязательность соблюдения положений конституции всеми должно­стными лицами, всеми гражданами без исключения. Нарушая конституционные нормы, гражданин, хочет этого или не хочет, покушается на суверенитет и независимость государства, на нормальное функцио­нирование государственных органов, на их авторитет как внутри страны, так и в межгосударственных отношениях. Поэтому уважение и беспрекословное соблюдение положений конституции является священной обязанностью каждого гражданина.

Конституционной обязанностью граждан является, с одной стороны, соблюдение законов республики, с дру­гой — выполнение возложенных обязанностей. Конечно, требование соблюдения законов предполагает, что гражданин знает законы. Однако на практике многие граждане не знают их. Поэтому конституция обязывает издавать всё законы, другие нормативные акты. Неизданные законы считаются недействительными. Гражданам же следует знать, соблюдать законы, которые относятся к ним, К их работе.

Уважение прав, свобод, чести, достоинства других лиц. Другая конституционная обязанность гражданина — уважение прав, свобод, чести, достоинства других лиц. Конституция придает особое значение правам, свободам, чести, достоинству граждан, считая их высшей ценностью. На самом деле, что может быть ценнее жизни, здоровья, личной свободы, человеческого достоинства? Для того чтобы уважать права, свободы, честь и достоинство дру­гого, надо быть глубоко порядочным, воспитанным, культурным человеком, понимать, что каждый находится под защитой закона.

Обязанности налогоплательщика. Налоги, сборы, пошлины — это денежные средства, поступающие от налогоплательщиков в обязательном порядке. Сбором налогов занимаются местные и республиканские нало­говые органы. Республиканские налоги и сборы устанав­ливает и изменяет парламент Республики Казахстан. Их размеры и сроки внесения определяются в законе. Налоги, сборы, пошлины платят юридические и физи­ческие лица, как граждане Казахстана, так и иностранные граждане. Иностранцы тоже должны поддерживать госу­дарство материально, т.е. вносить в бюджет государства установленные законом денежные средства. За неуплату налогов виновные привлекаются к ответственности.

В условиях рынка в собственность граждан переходят заводы, фабрики, фирмы, предприятия, технические средства. Собственники этого имущества должны таким образом использовать его, чтобы не наносить вреда окружающей среде, здоровью, другим законным интересам граждан. В случае нарушения этой обязанности виновные привлекаются к имущественной, а иногда » уголовной ответственности. Эта обязанность возлагается и на иностранных граждан, поскольку и они имеют право приобретать средства производства, создавать предприятия.

Обязанность граждан защищать Родину. Защита Родины в сознании нашего народа издревле считается священным долгом каждого. С позиций современного законодательства защита Республики Казахстан — конституционная обязанность граждан нашей страны. Все обязаны выполнять свой воинский долг. Военная служба это особая форма государственной службы, связанная с выполнением военнообязанными своего воинского долга в рядах Вооруженных сил.

Виды военной службы следующие:

— срочная военная служба солдат, матрасов, сержантов и старшин;

— выполняемая по контракту военная служба в должности солдат, матросов, сержантов и старшин;

— выполняемая по контракту женщинами военная служба в частях;

— военная служба курсантов военных учебных заведений;

— военная служба прапорщиков и мичманов;

— военная служба офицерского состава.

Согласно закону Республики Казахстан, каждый, кто является гражданином Республики Казахстан, обязан пройти военную службу. От воинской обязанности освобождаются:

— мужчины, не достигшие 16 лет, и старше 50 лет;

— женщины, не достигшие 18 лет, и старше 40 лет;

— не годные к военной службе по состоянию здоровья.

Государство Казахстан — Отечество всех граждан

независимо от национальности, пола, вероисповедания, социального положения.

Вопрос и задание

1. Чем можно объяснить взаимосвязь обязанностей граждан с их правами и свободами? 2. Приведите примеры из окружающей жизни и расскажите, что вы думаете о выполнении гражданами Республики Казахстан своих обязанностей.

Институт президентства. Переход к президентскому правлений Место президента в системе государственной власти,

его функции. Выборы президента.

Введение в Казахстане института президентства.

Институт президентства в Казахстане возник накануне

развала СССР. Верховный Совет Казахской ССР на апрельской сессии в 1990 г. принял Закон «Об учреждении поста Президента Казахской ССР”. Согласно Президент должен был быть избран.

Президент (пат. praesidens — «сидящий . впереди»): 1) выборный

руководитель в ряде общественных и научных учреждений; 2) глава государства с республиканской формой правления. В парламентских республиках президент избирается либо парламентом, либо особой коллегией, основу которой составляют члены парламента. В президентских республиках президент избирается путем прямых или косвенных выборов.

Он не был главой правительства. Верховный Совет имел неограниченную власть, он мог принимать законы по всем вопроёам, переизбирать президента и т.д. С момента образования Независимой Республики Казахстан полномочия президента были расширены.

Президент и другие органы власти. Конституция Республики Казахстан 1995 г. л провозгласила страну государством с президентской формой правления. Государственная власть в нашей республике, как и во многих других странах, строится по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Президент не относится ни к одной из них. В то же время деятельность президента связана со всеми сторонами государственной власти.

Закон, принятый парламентом, подписывается прези­дентом. Президент имеет право вето, т.е. может вернуть закон на доработку парламенту. Президент имеет право обратиться к парламенту предоставить ему законода­тельные полномочия на определенный срок. Если парламент удовлетворит просьбу, президент может принимать законы. Следовательно, на определенный срок президент заменяет парламент по вопросам принятия законов. Если парламент не сможет принять закон, который президент считает срочным, то последний может принять указ, имеющий силу закона. Президент может распустить парламент, если он не в состоянии нормально работать или вступает в непреодолимые разногласия с правительством, Верховным судом.

Вето (лат. veto — «запрещаю») — запрещение магистратом Рима некоторых указов или действий других магистратов в Древнеримской империи; право главы государства приостановить введение в действие закона, принятого законодательным органом. Такое право обычно предоставляется главе государства. Правом вето обладают постоянные члены Совета Безопасности ООН.

С согласия парламента президент назначает на долж­ности премьер-министра, председателя Национального банка РК. С согласия Сената парламента Президент РК назначает на должности Генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности.

Международная сфера деятельности президента. Президент имеет право вести международные переговоры и подписывать международные договоры. Однако эти договоры вступают в юридическую силу, если их утвердит парламент. Это называется ратификацией международных договоров.

Таким образом, президент влияет на деятельность парламента, парламент оказывает влияние на деятель­ность президента.

Компетенция президента. Президент оказывает прямое воздействие на исполнительную власть: правительство, местные исполнительные органы. Президент:

— выдвигает на должность премьер-министра;

— определяет структуру правительства;

— назначает и освобождает министров;

— образует, упраздняет министерства, государственные комитеты;

— принимает присягу членов правительства;

— председательствует на заседаниях правительства по особо важным вопросам;

— поручает правительству вносить в Мажилис законо­проекты;

отменяет или приостанавливает действия решений правительства.

Президент осуществляет руководство работой местных исполнительных органов. Он назначает и освобождает областных акимов, может приостановить действие реше­ний акимов. Акимы являются прямыми представителями президента в областях, поэтому за свою работу несут ответственность перед ним. Президент проводит с акимами совещания, заслушивает отчеты об их работе на местах, как они выполняют законы, справляются со своими обязанностями.

Президент имеет отношение и к судебной власти: он образует Высший судебный совет и назначает его предсе­дателя. Высший судебный совет рассматривает канди­датуры председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного суда и рекомендует их на избрание Сенатом. А председателей областных судов, председателей коллегий областных судов утверждает президент по рекомендации Высшего судебного совета. Таким образом, президент имеет прямое отношение к формированию судебных органов. Но это не означает, что президент может вмешиваться в работу судей по рассмотрению уголовных, гражданских дел. Судьи при решении судебных дел ни от кого не зависимы и подчиняются только закону.

Президент имеет и другие полномочия. Среди них — право проводить референдумы (всенародное голосование) по важным вопросам государственной жизни. Референ­дум это форма прямого участия народа в управлении государством.

Референдум (лат. referendum — «то, что должно быть сообщено») — всенародное голосование по конституции, законам и другим вопросам. При конституционном референдуме на голосование выносится конституция или изменения в нее. Предметом обычного референдума может быть проект какого-нибудь закона или вопрос, имеющий общегосударственное значение.

Для выполнения своих полномочий президент издает указы и распоряжения. Указы президента бывают нормативными и ненормативными. Нормативными явля­ются такие указы, в которых имеются нормы права, т.е. правила, определяющие полномочия государственных органов, общественных объединений, права, свободы и обязанности граждан и т.д.

Президент является главой государства, имеет право выступать от имени народа и государства как внутри страны, так и на уровне международных отношений. Поэтому честь и достоинство президента защищаются. Президент как избранник народа служит его интересам. В силу этого после избрания, прежде чем вступить в должность, он приносит народу присягу.

1. Являются ли результаты референдума самыми справедливыми и действительно ли они отражают волю народа? 2. Какие факторы могут повлиять на результаты референдума?

Права человека и гражданина в Конституции и в Гражданском кодексе Республики Казахстан (Сулейменов М.К., Директор НИИ частного права Каспийского университета, академик НАН РК, д.ю.н., профессор)

Директор НИИ частного права

академик НАН РК, д.ю.н.,

«Вне права нет свободы» — гласит одна из самых известных максим Н. Шайкенова. Другие максимы развивают эту мысль.

«Только Право дает голос Свободе. Потому что Право есть мера цивилизованности общества».

«Мы можем с полным основанием утверждать, что без права нет свободной рыночной экономики, а значит и материального благополучия» [1] .

«Право есть освоенная обществом мера свободы».

Нагашбай Шайкенов свято следовал этим максимам. Он был настоящим подвижником права и верил, что только в правовом государстве возможны и свобода, и рыночная экономика, и гарантии соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Об этом еще одна его максима: «Если попытаться одной формулой раскрыть социальную ценность права, то достаточно сказать, что нет личности иной, чем правовая, ибо только право нормативно выделяет личность, защищает ее автономию, экономическую самостоятельность».

Идею права и защиты прав личности он отстаивал всегда и пытался воплотить в законах, подготовкой которых он руководил, и в Конституции, которую он написал.

Какова была историческая необходимость принятия Конституции 1995г.? Ведь первая Конституция независимого Казахстана была принята 28 января 1993 г., всего лишь за полтора года до принятия действующей.

Когда приняли Конституцию 1993 г., было много высказываний, что она на века. Я в то время опубликовал статью, в которой утверждал, что через 2-3 года в Конституцию придется вносить изменения, так как это Конституция переходного периода, ситуация экономическая и политическая тогда менялась очень быстро. Правда, я не ожидал, что придется принимать новую Конституцию.

Основная причина — в нерешенности вопросов разделения властей в старой Конституции. Была закреплена президентская форма правления, однако большими полномочиями обладали и Верховный совет, и местные Советы народных депутатов. В то же время механизма разрешения этих противоречий не было разработано. Когда я в одной из газет увидел статью «Две вершины одной горы» (имелись в виду Назарбаев Н.А. и Абдильдин А.С.), лично я понял, что политический кризис неизбежен. Первый кризис произошел в ноябре 1993 г. когда произошли самороспуски Советов народных депутатов и 13 декабря Верховного Совета.

После этого началась работа по подготовке изменений в Конституцию. Однако в марте 1995 г. разразился новый политический кризис, связанный с признанием Конституционным Судом нелегитимным Верховного Совета.

В этих условиях встал вопрос о разработке новой Конституции.

Кто автор Конституции?

Постановлением Президента РК от 22 мая 1995 г. был создан Экспертно-консультативный Совет при Президенте РК по проекту новой Конституции РК.

Членами Совета были 9 человек, из них 3 чиновника:

Шайкенов Н.А. — Министр юстиции, д.ю.н.

Колпаков К.А. — представитель Президента РК в Верховном Совете, к.ю.н., будущий Министр юстиции.

Мухамеджанов Б.А. — зав. отделом законодательных инициатив и правовой экспертизы аппарата Президента, следующий Министр юстиции.

Остальные 6 членов — это ученые:

4 специалиста по конституционному праву: академик Сапаргалиев Г.С., проф. Ким В.А., проф. Котов А.К., проф. Нурпеисов Е.К.

2 специалиста по гражданскому праву: проф. Басин Ю.Г. и академик Сулейменов М.К. Я был назначен научным руководителем Совета.

Кроме того, было 3 иностранных эксперта:

Жак Аттали — советник Госсовета Франции;

Роллан Дюма — председатель Конституционного совета Франции;

Алексеев С.С. — председатель Научного совета Исследовательского центра РФ.

Нас называют авторами конституции. Но мы не авторы, мы эксперты. В постановлении Президента от 22 мая 1995 г. записано: завершить работу к 10 июня. Меньше месяца. За месяц Конституцию не напишешь. Мы, конечно, работали каждый день с утра до вечера, но обсуждали уже готовый текст.

Кто же был автором?

Идеологом Конституции был Президент Назарбаев Н.А. В одной из книг он писал, что прочитал конституции 20 стран, потом пригласил юристов. При этом назвал наши фамилии.

Но на самом деле текст написал Нагашбай Шайкенов.

Была еще одна причина, почему потребовалось изменение Конституции 1993 г. Одним из главных ее недостатков Нагашбай Шайкенов называл отсутствие раздела о правах человека. Раздел назывался права гражданина, о правах человека говорилось мельком, только в одной статье. Н. Шайкенов считал, что в Конституции во главу угла должны быть поставлены права человека. Именно поэтому Конституция 1995 г. открывается (после Общих положений) разделом, который называется «Человек и гражданин».

Одной из центральных статей Конституции является ст. 12, где говорится, что в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Обратите внимание на слова: «в соответствии с Конституцией». Это значит, что права человека, являясь естественными правами, тем не менее приобретают правовую защиту только будучи закрепленными в Конституции РК.

В этой же статье имеется п. 5, гласящий, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность.

Это означает, что права и свободы человека неразрывно связаны с правами и свободами других лиц и что права и свободы человека неразрывно связаны с правом и нравственностью.

Права человека являются естественными правами в отличие от прав гражданина, которые возникают только в связи с наличием у личности гражданства или иного правового статуса (иностранца, лица без гражданства). Может ли повлиять включение естественных прав в Конституцию РК на решение дискуссии о понятии права?

В литературе выделяют различные типы правопонимания, но в основном их сводят или к трем, или к двум.

Три типа правопонимания, которые обычно выделяют, — это: естественно-правовой, этатистский, социологический.

1. Естественно-правовой подход (юснатурализм) — один из древнейших вариантов правопонимания. Естественное право понималось как постоянное и жизненное, и подобно совершенным законам природы, такое же совершенное и разумное. Его связывали то с теологическим (божественным) основанием, то с естественными правами и свободами человека, то с неким правовым идеалом, на который необходимо равняться позитивному (государственно установленному) праву.

Несмотря на свое многообразие, концепции юснатурализма (естественного права) имеют сходство в следующих моментах:

1) естественное право как безусловная ценность, как «хорошее», «настоящее», «правильное» право противопоставляется «несовершенному», «плохому», «неправильному» позитивному праву (закону, установленному государством);

2) естественное право понимается как существующее независимо от государства, общества и сознания человека (реифицированная социальная реальность);

3) как явление идеальное и абсолютное, естественное право постоянно и неизменно, не подвержено «порче» в рамках любого социального хронотопа [2] .

Естественно-правовая школа исходила из существования двух систем права — естественного и позитивного права. Позитивное или положительное право — это официально признанное право, действующее в пределах границ того или иного государства, получающее выражение в законах или иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях. В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, распространяется на все времена и народы. Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека [3] .

2. Этатистский подход — относится к классическому варианту правопонимания, сформировавшемуся в рамках классической научной рациональности. Согласно этому подходу право всегда является созданием государства или опосредуется государством и понимается как совокупность норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством в форме закона.

3. Социологический подход — возник на излете классического типа научной рациональности (вторая половина XIX в.). Право понимается как социальное явление, отражающее закономерные условия социального бытия и относительно независимое от государства. Право — это не то, что выражено в законе, а то, что реально определяет поведение субъектов, их права и обязанности, воплощаясь в правовых отношениях [4] .

Можно сформулировать два положения, которые мне представляются правильными:

1. Все существующие типы правопонимания можно свести к двум: узкое (нормативное, легистское) и широкое (юридическое, антилегистское) типы правопонимания и понятия права.

2. Любые концепции правопонимания не отвергают нормативности права. Более того, они основываются на позитивном праве, от него отталкиваются и на его основе строят свои концепции правопонимания. Тем более это неоспоримо для континентальной системы права, ибо только современная американская реалистическая правовая школа отрицает нормативность права.

Для цивилиста из всего этого вытекает одна простая истина: нормативное понимание права существует при любых концепциях правопонимания — или как единственно верное по нормативной концепции права или как часть широкого понимания права по другим антилегистским концепциям правопонимания.

Включение прав человека в Конституцию РК означает, что естественные права включены в нормативно-правовую систему Казахстана и регулируются Конституцией РК и другими нормативными правовыми актами РК.

Права человека как естественные права принадлежат человеку независимо от того, где и когда он появился на свет, но охрана и регулирование этих прав производится государством путем включения их в правовую систему через закрепление норм об этих правах в Конституции как основном законе государства.

Право на жизнь — это естественное право человека, однако лишение человека жизни может рассматриваться или как преступление, или как правомерное действие — применение государством высшей меры наказания. Таким образом, право на жизнь включается в нормативно-правовую систему государства.

Как я уже говорил выше, в РК гарантируются права и свободы человека «в соответствии с Конституцией РК» (п.1 ст. 12 Конституции).

Именно закрепление в Конституции дает естественным правам человека поддержку и защиту в соответствии с законодательством РК.

При этом очень важное значение имеют положения п. 2 ст. 12 Конституции РК: «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных актов».

Именно из этого надо исходить при включении естественных прав в правовую систему Казахстана: не законы Казахстана определяют содержание прав человека, а права и свободы человека определяют содержание и применение законов.

Согласно Конституции РК к конституционным правам и свободам относятся, в частности, права: на признание правосубъектности и защиту своих прав и свобод (ст. 13), на равенство перед законом и судом (ст.14), на жизнь (ст. 15), на личную свободу (ст. 16), на защиту достоинства (ст.17), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства (ст. 18), на определение национальной, партийной и религиозной принадлежности (п. 1 ст. 19), на пользование родным языком и культурой (п.2 ст. 19), на свободу слова и творчества (ст. 20), на свободное передвижение по территории и свободный выбор местожительства (ст. 21), на свободу совести (ст. 22), на свободу объединений (ст. 23), на свободу труда (ст. 24), на неприкосновенность жилища (ст. 25) и другие.

Однако, что характерно, большинство этих конституционных прав являются также гражданско-правовыми и закреплены в ГК.

Для наглядности я приведу ряд классификаций личных неимущественных прав, регулируемых гражданским правом.

По структурно-функциональному признаку личные неимущественные права в гражданском праве могут быть классифицированы следующим образом:

1) личные неимущественные права, обеспечивающие физическое существование гражданина (физические лица), в том числе право на жизнь, право на здоровье, право на благоприятную окружающую среду, право на свободу и личную неприкосновенность;

2) личные неимущественные права, обеспечивающие социальное существование гражданина (физического лица), включая право на имя (фамилию, отчество), право на честь, достоинство и деловую репутацию, право на частную (личную) жизнь, право на свободу передвижения. [5]

По целям осуществления рассматриваемых прав они могут быть классифицированы следующим образом:

1) личные неимущественные права, обеспечивающие физическое и психическое благополучие (целостность) личности, в том числе право на жизнь, право на здоровье, право на физическую и психическую неприкосновенность, право на благоприятную окружающую среду;

2) права, обеспечивающие индивидуализацию личности в обществе, включая право на имя, право на индивидуальный облик и голос, право на честь, достоинство и деловую репутацию;

3) права, обеспечивающие автономию личности (права на тайну и неприкосновенность личной жизни);

4) права, обеспечивающие охрану результатов интеллектуальной деятельности личности [6] .

Предлагается также следующая классификация:

1) личные неимущественные права, направленные на индивидуализацию личности управомоченного лица: право на имя, право на защиту чести и достоинства, а также тесно связанные с ним право на опровержение и право на ответ;

2) личные неимущественные права, направленные на обеспечение личной неприкосновенности граждан, включающие право на телесную неприкосновенность и охрану жизни и здоровья, право на неприкосновенность личного облика, а также право личного изображения;

3) личные неимущественные права, направленные на обеспечение неприкосновенности и тайны личной жизни граждан: право на неприкосновенность жилища, личной документации, право на тайну личной жизни, в том числе адвокатскую, медицинскую тайну, тайну совершения нотариальных и следственных действий, вкладов в банки и иные кредитные организации, личного общения, сведений, полученных средствами массовой информации [7] .

Как видим, многие конституционные права и свободы одновременно являются гражданско-правовыми личными неимущественными правами. Как это можно объяснить? И как объяснить, что конституционные нормы, регулирующие конституционные права и свободы, одновременно являются или превращаются в нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения?

В теории конституционного права делались попытки разрешить эту проблему, причем иногда весьма оригинальным образом, я бы сказал, поэтически-математическим.

Во-первых, конституционное право сравнивается с генеральным планом застройки города. Строительство конкретных объектов требует разработки типовых проектов, являющихся продолжением и завершением градостроительного проектирования. Градостроительный проект красной нитью проходит через детальное проектирование, «растворяется» в нем, но «растворяется» не исчезая, а воплощаясь, не теряя своего предназначения, а обретая его. Точно так же и конституционное право лежит в основе всей системы советского права, не утрачивая характера отрасли права. Во-вторых, конституционное право сравнивается с арифметикой, которая лежит в основе комплекса различных отраслей математики — алгебры, геометрии, функциональных и интегральных исчислений и многих других. В-третьих, право с его многочисленными отраслями сравнивается с большим ветвистым деревом. Каждая ветвь этого дерева — отрасль права, а его ствол, от которого отходят ветви, — конституционное право [8] .

И после такого поэтического сравнения автор сам же признает неопределенность предмета конституционного права, невозможность отграничить его от предмета других отраслей права. Не надо даже опровергать автора, достаточно просто процитировать его:

«Конечно, с абсолютной точностью невозможно сказать, где кончается арифметика и начинается алгебра, ибо арифметика используется в алгебре, проникает в нее. Но это не значит, что арифметика исчезает, растворяясь в алгебре, и утрачивает свой предмет. Конечно, с абсолютной точностью невозможно показать ту точку, в которой кончается ствол и начинается ветвь дерева, ибо ветвь произрастает из ствола. Но это не значит, что, порождая ветвь, ствол перестает существовать. С математической точностью невозможно очертить и круг тех общественных отношений, которые составляют объект регулирования нормами конституционного права, ибо эти отношения вплетены в сложный узор общественных отношений. Но сказанное не означает и того, что этого круга нет и что нет соответствующей отрасли» [9] .

Какой же есть выход из данной ситуации?

Правильным является мнение, что предмет конституционного права носит двуединый характер, т.е. включает в себя две группы общественных отношений:

1) общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права в общем, а конкретная регламентация осуществляется нормами других отраслей права;

2) общественные отношения, которые регулируются только нормами конституционного права (организация государственной власти и т.п.) [10] .

Таким образом, совершенно очевидно, что конституционное право как отрасль права состоит из двух самостоятельных частей:

1) конституционное право, которое непосредственно регламентирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. Эту часть конституционного права можно назвать «конституционное государственное право»;

2) конституционное право, выступающее основой всех остальных отраслей национального права. Эту часть можно назвать «конституционные основы отраслей национального права».

Конституционное право представляет собой суперотрасль права, надотрасль, стоящую над всеми отраслями национального права и выступающую их основой.

Отсюда возникает вопрос, к какой группе отраслей — публичному или частному праву — относится конституционное право?

Конституционное право обычно относят к публичному праву, причем к его основной части [11] . Однако иногда его называют публично-частным правом [12] .

С решением вопроса о публично-правовой или частно-правовой природе конституционного права связано решение другого вопроса: где проходит грань между конституционным и другими отраслями права?

Или эту грань невозможно определить?

Возвращаясь к образу ствола и ветвей, как определить, где и в какой точке ствол переходит в ветви? А если у дерева два ствола?

А так оно и есть: один ствол — конституционное государственное право, другой ствол — конституционные основы отраслей национального права. Этот ствол состоит из отдельных частей. каждую из которых составляют нормы отдельной отрасли национального права: гражданского, административного, уголовного, трудового и т.д. Соответственно из каждой такой части вырастают отдельные ветви, каждая из которых составляет отдельную отрасль права: соответственно гражданского, административного, уголовного, трудового и т.д.

Право на труд (или как сейчас в п.1 ст. 24 Конституции РК — право на свободу труда) регулируется нормами конституционного права. Но одновременно это нормы и трудового права в том широком его понимании, которое господствует в науке трудового права. Если говорить о частном трудовом праве, то нормой трудового права является, например, норма п. 4 ст. 24 Конституции РК: «Работающим по трудовому договору гарантируется установленная законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск». Несомненно, одновременно эта норма и конституционного права.

Если пример, с трудовым правом не убеждает, то как отнестись к такой норме: граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество (п. 1 ст. 26 Конституции РК). Несомненно, это нормы гражданского права. Они закрепляются и получают дальнейшее развитие в ГК (ст.ст. 191, 192 и другие). Несомненно также, что это нормы и конституционного права.

Нормы гражданского права закреплены во многих статьях Конституции Республики Казахстан, — например, ст. 6 о государственной собственности, ст. 2 о правах и свободах человека и гражданина (в частности, п. 4 ст.12 о правах и обязанностях иностранцев и лиц без гражданства), ст. 13 о правосубъектности, ст. 18 о личных имущественных правах, ст. 20 об информации, ст. 21 о праве свободного передвижения, ст. 22 о свободе совести (объединяться в религиозные организации), ст. 23 об общественных объединениях, ст. 25 о праве на жилище, ст. 26 о праве граждан на частную собственность и на предпринимательство, ст. 29 — услуги на охрану здоровья, ст. 30 — услуги на получение образования, подпункт 4) ст. 66 о праве Правительства РК на организацию управления государственной собственностью.

То же самое можно сказать и о других отраслях права. Все отрасли права как основные, так и комплексные, получили или должны получить закрепление в Конституции. Конституция является основой, базой и источником всех отраслей права.

Это значит, что Конституция является источником и конституционного, и всех других отраслей права. Это значит, что одна и та же норма находится в составе и конституционного права, и в составе, например, гражданского права.

Как раз этот вопрос является камнем преткновения для всех конституционалистов: как можно допустить, чтобы одна и та же правовая норма находилась одновременно в составе сразу двух отраслей права.

Между тем эта проблема легко решается с позиции теории комплексных отраслей права.

Конституционное право — эта суперотрасль, надотрасль, стоящая над всеми отраслями права. Оно стоит во главе пирамиды отраслей права. И все отрасли права берут из него начало. Нормы этих отраслей, проросшие в конституционное право, являются ведущими, основой и началом этих отраслей права. Но поскольку отрасли права являются и публичными, и частными, то и нормы конституционного права в этой части являются и публичными, и частными. А отрасль права, объединяющая в себе публичные и частные нормы, по моей концепции, является комплексной отраслью права.

Конституционное право, на мой взгляд — это комплексная суперотрасль права.

«Конституционное государственное право»- это публичное право. А вот «конституционные основы отраслей национального права» состоят из норм как публичного, так и частного права.

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие и система

Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Основы правового статуса личности охватывают конституционно за­крепленные права и свободы, которые составляют относительно неболь­шую часть всех прав и свобод.

Можно выделить следующие причины того, почему одни права за­крепляются конституционно, другие — в текущем законодательстве.

1. Значимость данного права и свободы для человека и общества. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.

2. Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права и свободы. Ст. 12 Конституции РК устанавливает, что «ос­новные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми». Именно такого рода пра­ва и закрепляются конституционно.

3. Основным правам и свободам присущи особые юридические свойст­ва:

а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права;

б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и
гражданином. Все другие (не основные) права и свободы связаны с обладанием лицом различными статусами — рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади и т.п.;

в) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является
их всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или каждого гражданина. Для признания того или иного права основным государство исходит из возможности осуществления его всеми;

г) основные права и свободы граждан РК отличаются от других прав и
обязанностей основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству РК. Основные права и обязанности выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина;

д) основные права и свободы гражданина РК не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;

е) основные права и свободы отличаются механизмом их реализации. Все другие права и обязанности могут стать достоянием человека и граж­данина в процессе реализации его правоспособности через участие в кон­кретном правоотношении. Основные права выступают в качестве предпо­сылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права, каждого участника правоотношения;

ж) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является особая юридическая форма их закрепления: они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу — в Конституции.

Указанные выше признаки характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина, которое может быть сформулировано сле­дующим образом:

Права и свободы человека — возможность совершать те или иные действия, пользоваться определенными правами для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Конституционные (основные) права и свободы человека и граж­данина — это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и состав­ляющие ядро правового статуса личности.

Понятие «права человека» и «права гражданина» не тождественны.

Права человека — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосно­венность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зави­сят от его принадлежности к государству.

Права гражданина — это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае дейст­вует принцип — каждый гражданин является человеком, но не каждый че­ловек является гражданином.

Раздел 2 Конституции РК, посвященный правам и свободам человека и гражданина, включает 29 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой не простую совокупность, а определенную систему.

Существуют различные классификации прав и свобод человека. В зависимости от основания деления права и свободы можно классифицировать:

1. По субъекту: на права и свободы человека и права и свободы граж­данина.

2. По характеру субъекта на: индивидуальные и групповые.

3. По содержанию на: личные (гражданские), политические, социально-экономические, культурные. Последняя классификация принята в казахстанской науки конституционного права.

Личные (гражданские) права и свободы. Особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1. Они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.

2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рож­дения.

3. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности.

К личным (гражданским) правам и свободам относятся:

1. Право на жизнь (ст.15 Конституции) — это основное неотъемлемое,
неотчуждаемое, принадлежащее ему на основании факта рождения право.
Право на жизнь толкуется как абсолютное в странах, где отменена смертная казнь как наказание, и как относительное — в странах, где она сохранена. Абсолютное право на жизнь означает, что ни один человек (ни за какие
деяния) не может быть лишен жизни даже государством. Относительное
право на жизнь означает, что ни один человек не может быть лишен жизни
произвольно, без должной правовой процедуры.

В Конституцию РК включена норма, значительно сужающая воз­можности применения смертной казни. Эта мера наказания устанавливает­ся законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступ­ления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о поми­ловании.

Защита права на жизнь должна охватывать широкий комплекс ак­тивных действий всех государственных и общественных структур, каждо­го конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных соци­альной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факто­рам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.

2. Право на личную свободу (ст.16 Конституции) — возможность со­вершения любых действий, или отказ от таковых вне принуждения или ог­раничения. Ограничение или лишение свободы — арест и содержание под стражей — допускается только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования.

3. Неприкосновенность достоинства человека (ст. 17 Конституции) -означает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

4. Право на неприкосновенность частной жизни (ст. 18 Конституции) — означает признание возможности выбирать желаемый для него вариант поведения в общении с другими людьми и устанавливать отношения с ними в условиях независимости и самостоятельности. Это право включает в себя право на личной и семейной тайны, тайну личных вкладов и сбере­жений, переписки, телефонных, телеграфных, почтовых и иных сообще­ний. Конституционными гарантиями этого права являются запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, право лица на ознакомление с зарегистрированными сведениями о нем.

5. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции) — оз­начает запрет на вхождение в жилище против воли живущего в нем на за­конных основаниях лица.

2. Право на свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 21 Конституции) — возможность беспрепятственного передвижения и вы­бора места пребывания и жительства в пределах государства, а также пра­во покидать территорию государства и возвращаться при соблюдении ряда требований закона.

3. Свобода совести (ст. 22 Конституции) — гарантированная возмож­ность свободно исповедовать любую религию или не исповедовать ника­кой.

4. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиозную принадлежность (ст. 19 Конституции) — воз­можность выбора своей национальной, партийной, конфессиональной принадлежности и запрет введения обязательных требований об указании национальной принадлежности в служебных документах и удостоверениях личности.

5. Свобода слова и творчества (ст. 20 Конституции) — возможность независимого и самостоятельного проявления (оглашения, опубликования) человеком идей, мнений, представлений, знаний и деятельности по их формированию и созданию. Это право включает в себя право поиска, вы­бора, получения, распространения информации в любых формах и любым способом, не запрещенных законом.

Политические права и свободы — одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни стра­ны. Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный, характер, производный от воли государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве предоставленных го­сударством. Так же, как и личные права человека, государство должно их признавать, соблюдать и защищать. Естественный характер политических прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единст­венным источником власти в Казахстане является ее многонациональный народ. Это важнейшая основа конституционного строя РК получает прак­тическую реализацию через политические права каждого гражданина.

1. Право на участие в управлении делами государства (ст. 33 Конститу­ции) — возможность гражданина непосредственно и через своих представи­телей осуществлять действия по формированию и функционированию представительных, исполнительных и судебных органов государства. Формами такого участия являются:

— право петиций — возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

— право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

— право участвовать в референдуме;

— право на равный доступ к государственной службе.

2. Право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях и пи-

кетированиях (ст. 32 Конституции) — возможность выбора формы волеизъ­явления граждан.

Свобода собраний — возможность собираться в закрытых помещени­ях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т.д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.

Митинги представляют собой разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных вы­ступлений принятием резолюций.

Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом с плакатами и транспарантами, выра­жающими позицию участников по социальным — экономическим и полити­ческим проблемам.

Пикетирование представляет собой выражение своего отношения к чему-либо групп людей, стоящих или движущихся вблизи государствен­ных или общественных объектов, правительственных учреждений и т.п.

Пользование этими правами может ограничиваться законом в интере­сах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоро­вья, защиты прав и свобод других лиц.

3. Право на свободу объединений — (ст. 23 Конституции) — возмож­ность граждан добровольно, на основе свободного волеизъявления созда­вать формирования в соответствии со своими интересами для достижения общих целей.

Экономические права и свободы — это совокупность конституцион­ных прав, определяющих юридические возможности человека в экономи­ческой сфере. К их числу относятся:

1. Свобода труда (ст. 24 Конституции) — возможность любого лица
распоряжаться своими способностями к труду. Это значит, что каждый
имеет право:

— на свободный выбор рода деятельности и профессии;

— не заниматься никаким видом труда.

Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на соци­альную защиту от безработицы

2. Право на частную собственность (ст. 26 Конституции) — возмож­ность владеть, пользоваться и распоряжаться любым законно приобретен­ным имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для госу­дарственных нужд может быть произведено только при условии равно­ценного возмещения.

3. Право наследования (ст.26 Конституции) — возможность перехода к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследодателя)

4. Свобода предпринимательской деятельности (ст. 26 Конституции)

возможность самостоятельной инициативной деятельности граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность ради получения прибыли.

Социальные права — возможность претендовать на получение от го­сударства определенных материальных и нематериальных благ. Они включают в себя:

1. Право на отдых (ст. 24 Конституции) — возможность предостав­ления лицу времени, свободного от исполнения трудовых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и праздничных дней, право на ежегод­ный оплачиваемый отпуск.

2. Право на защиту материнства, отцовства и детства (ст.27 Кон­ституции). Государственная поддержка брака, семьи, материнства, отцов­ства и детства закреплена в Конституции. Забота о детях, их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Конституция РК одновременно закрепляет, что совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.

3. Право на социальное обеспечение (ст. 28 Конституции). Право на
социальное обеспечение означает возможность получения системы мате-
риальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае дос-
тижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, по-
тери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и
социальных пособий.

5. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29 Консти­туции) — возможность гражданина обращаться и получать необходимую помощь по сохранению и укреплению его физического здоровья.

7. Право на образование (ст. 30 Конституции) — означает возмож­ность получения бесплатного среднего образования в государственных учебных заведениях, а также на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении.

Культурные права человека — признаваемые гарантированные кон­ституцией или законом возможности реализации человека в сфере куль­турной и научной жизни. Они включает в себя право на пользование род­ным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Еще по теме:

  • Оформление залога движимого имущества у нотариуса Уведомление о залоге движимого имущества В 2014 году в России законодательное закрепление получило уведомление о залоге движимого имущества. Этот инструмент позволяет «застраховать» себя от возможных неприятностей, связанных с недобросовестным […]
  • Вид на жительство в петербурге ВНЖ РФ - получить вид на жительство в России Вид на жительство (ВНЖ) – это документ, подтверждающий право иностранного гражданина на постоянное проживание и свободное перемещение по стране. Вид на жительство выдается на 5 лет и по его окончанию […]
  • 3 ст 158 ук рф кража Статья 158 УК РФ. Кража (действующая редакция) 1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, […]
  • О защите прав потребителей подмена Возврат товара ненадлежащего качества в течении 14 дней Здравствуйте, мною был приобретен смартфон, дома обнаружил, что один из двух динамиков не работает, на следующий день понес его в магазин с просьбой вернуть деньги или поменять на дркгой, в […]
  • Владимир зайцев юрист Ищу юриста засудить юриста: как не стать жертвой «Суды завалены исками от обманутых граждан» 26.01.2018 в 15:55, просмотров: 6867 Рядовые граждане, теряющиеся в бесчисленном множестве законов, то и дело обращаются к различным специалистам за […]
  • Добровольное установление отцовства процедура СЕМЕЙНОЕ ПРАВО РОССИИ Добровольное установление отцовства. Если ребенок рож­ден матерью, не состоящей в браке, отцовство может быть установлено путем подачи в орган загса отцом и матерью ребенка совместного заявления (п. 3 ст. 48 СК). В подобной […]