Комментарии к ст 1415 коап рф

Статья 178. Ограничение конкуренции

(наименование в ред. Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 45-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1415)

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере , —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — двести пятьдесят миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом — тридцать миллионов рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

(Примечания в ред. Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 45-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1415)

Комментарий к статье 178

Объект преступления — установленный порядок осуществления добросовестной конкуренции на товарных рынках.

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции (ч. 1 ст. 8). Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается (ч. 2 ст. 34).

Для уяснения признаков комментируемого преступления следует обратиться к положениям Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» , который определяет правовые и организационные основы защиты конкуренции, в том числе вопросы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

РГ. 2006. 27 июля.

Под конкуренцией согласно ст. 4 названного Закона понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Хозяйствующие субъекты — это индивидуальные предприниматели, коммерческие либо некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход.

Недобросовестная конкуренция — это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 Закона).

Под монополистической деятельностью понимаются злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Закона).

Недобросовестная конкуренция и монополистическая деятельность возможны только в отношении какого-либо товара (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу) на товарном рынке. Товарный рынок — это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, в границах которой, исходя из экономической возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Географические границы могут определять федеральный (территория РФ), межрегиональный (территория нескольких субъектов РФ), региональный (территория субъекта РФ), местный рынок (территория муниципального образования).

Объективная сторона преступления выражается в действиях — недопущении, ограничении или устранении конкуренции, совершенных следующими способами: 1) установлением или поддержанием монопольно высоких или монопольно низких цен; 2) разделом рынка; 3) ограничением доступа на рынок; 4) устранением с него других субъектов экономической деятельности; 5) установлением или поддержанием единых цен. Обязательными признаками объективной стороны состава преступления являются общественно опасные последствия в виде крупного ущерба и причинная связь между действиями и наступившими последствиями в виде крупного ущерба, причинной связи.

Установление монопольно высоких или монопольно низких цен — это один из видов злоупотребления доминирующим положением, под которым понимается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара, устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов или затруднять им туда доступ. Доминирующим признается положение на рынке хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов. Действующим законодательством предусматриваются случаи, когда эта доля может составлять менее пятидесяти процентов и даже менее тридцати пяти процентов (ст. 5 Закона).

Монопольно высокой является цена, если: 1) она превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке; 2) она превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли (ст. 6 Закона).

Монопольно низкой является цена, если: 1) она ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке; 2) она ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов (ст. 7 Закона).

Не признается монопольно высокой или низкой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии .

Правовое положение естественных монополий регламентируется Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» // РГ. 1995. 24 авг.

Раздел рынка, ограничение доступа на рынок или устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддержание единых цен ст. ст. 10 и 11 вышеназванного Закона рассматривают в качестве результата монополистической деятельности: 1) действий лица, занимающего доминирующее положение; 2) соглашения (в устной или письменной форме) между хозяйствующими субъектами; 3) согласованных действий хозяйствующих субъектов.

Раздел рынка возможен по территориальному принципу, объему продаж или покупки, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей.

Ограничение доступа на рынок — это создание любых препятствий присутствия на рынке хозяйствующего субъекта. Например, непредоставление места для торговли, запрет на продажу товара из одного региона в другой, принудительная скупка товаров и торговых мест.

Устранение с рынка других субъектов экономической деятельности — это создание таких условий присутствия на рынке, выполнение которых является невыгодным или неприемлемым. Например, введение неудобного графика работы рынка, необоснованный отказ в продаже товара.

Установление или поддержание единых цен предполагает установление одинаковых цен (независимо от того, являются ли они монопольно высокими или низкими) на конкретные товары и их соблюдение в отношениях с покупателями или потребителями.

Деяние является оконченным в момент причинения крупного ущерба. В соответствии с примечанием к данной статье под крупным ущербом признается сумма, превышающая один миллион рублей. С качественной стороны ущерб выражается в имущественных потерях и упущенной выгоде. Состав преступления материальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что совершает действия по недопущению, ограничению или устранению конкуренции, предвидит возможность или неизбежность причинения крупного ущерба и желает этого либо сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично.

Несмотря на то что мотивы и цели не являются обязательными признаками данного преступления, как правило, оно совершается именно с целью не допустить, ограничить или устранить конкуренцию, что в последующем может обеспечить лицу дополнительную прибыль.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет. В зависимости от способа совершения преступления субъектами могут выступать индивидуальные предприниматели, руководители или представители организаций , а также сотрудники федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые, например, приняли соответствующие нормативные акты, направленные на ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов.

Исходя из предусмотренных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» определений недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности, указанные лица должны действовать в интересах соответствующих хозяйствующих субъектов (ст. 4) или групп лиц (ст. 9), которые в некоторых случаях должны занимать на рынке еще и доминирующее положение (ст. 5). Например, при установлении монопольно высоких или низких цен (ст. ст. 6, 7).

Квалифицирующим признаком преступления является совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения или группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней).

К лицам, использующим свое служебное положение, относятся должностные лица (см. примечание к ст. 285 УК РФ и комментарий к нему), служащие, а также лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях (см. примечание к ст. 201 УК РФ и комментарий к нему).

Норма, изложенная в ч. 2 ст. 178 УК РФ, является специальной по отношению к ст. ст. 169 и 285 (или 286) УК РФ в части квалификации действий должностных лиц, совершенных с использованием служебного положения и направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Особо квалифицирующий признак преступления — совершение деяния с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения при отсутствии признаков вымогательства либо организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней).

С учетом санкции ч. 3 ст. 178 УК РФ под насилием понимается: нанесение побоев (ст. 116 УК РФ), истязание (ст. 117 УК РФ), умышленное причинение легкого (ст. 115 УК) и средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ). Причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), а также причинение смерти (ст. 105 УК РФ) требуют дополнительной квалификации.

Реальное уничтожение или повреждение чужого имущества полностью охватывается данной нормой и не требует дополнительной квалификации со ст. 167 УК РФ.

Уголовная ответственность за данное преступление наступает при отсутствии признаков вымогательства. Если требования виновного, подкрепленные угрозами или насилием, связаны с передачей имущества или права на имущество либо совершением других действий имущественного характера в свою пользу, то деяние необходимо квалифицировать по ст. 163 УК РФ. Например, лицо под угрозой применения насилия требует на местном рынке от потерпевшего продать ему всю сельхозпродукцию по цене ниже рыночной. В то же время, если виновный требует реализовывать продукцию покупателям по цене ниже рыночной, он подлежит уголовной ответственности по ст. 178 УК РФ.

За злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и недобросовестную конкуренцию, не повлекшие причинение крупного ущерба, предусмотрена административная ответственность (ст. ст. 14.31 и 14.33 КоАП РФ).

Комментарий к Письму Минфина России от 20.01.2014 N 03-11-11/1415 (Новиков И.Н.)

Дата размещения статьи: 02.06.2015

В опубликованном Письме Минфин России разъяснил, как учитывать доходы индивидуальному предпринимателю на УСН, который торгует через интернет-магазин и получает от покупателей оплату в безналичной форме, в частности через «электронные кошельки». Например, Яндекс-Деньги, WebMoney, E-port, и др. То есть ведет расчеты электронными денежными средствами.

Момент учета доходов

При применении УСН доходы определяют по кассовому методу. То есть датой получения доходов признается день (п. 1 ст. 346.17 НК РФ):
— поступления денег на счета в банках и (или) в кассу;
— получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав;
— погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом.
Порядок перевода электронных денег установлен положениями Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ. По п. 10 ст. 7 этого нормативного акта такое действие совершается путем одновременного принятия оператором распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денег плательщика и увеличения им денежного остатка у получателя средств на сумму перевода.
Отсюда Минфин России в комментируемом документе заключил, что задолженность покупателя перед продавцом погашается в момент одновременного принятия оператором распоряжения, уменьшения им остатка электронных денег плательщика и увеличения им денежного остатка получателя средств на сумму перевода. Этот момент и является датой признания дохода от реализации товаров.
Значит, датой получения доходов при применении УСН будет являться день оплаты покупателями приобретенных товаров электронными денежными средствами. Аналогичные выводы сделаны в Письмах Минфина России от 05.06.2013 N 03-11-11/163, от 24.01.2013 N 03-11-11/28.

Документальное подтверждение факта оплаты

Обязанностью индивидуального предпринимателя является подтверждение размера полученных доходов соответствующими первичными документами, в частности:
— приходными кассовыми ордерами;
— банковскими выписками о перечислении денежных средств;
— договорами купли-продажи с физическими лицами;
— другими документами, связанными с установлением порядка и размера оплаты;
— иными первичными документами.
При оплате товаров через электронные платежные системы продавец регистрируется в одной из таких систем в качестве получателя соответствующего платежа. Поэтому документом, подтверждающим факт оплаты товара, может являться:
— или выписка по соответствующему счету у оператора платежной системы;
— или сообщение такого оператора.
Таким образом, индивидуальный предприниматель на УСН, торгующий через интернет-магазин с использованием электронных платежных систем, для подтверждения своих доходов должен иметь перечисленные выше документы. Об этом сообщается в Письме Минфина России от 05.06.2013 N 03-11-11/163.
Справка: независимо от формы ведения расчетов за проданные товары (работы, услуги) подтверждением дохода, полученного от предпринимательской деятельности на УСН, является книга учета доходов и расходов. Ее форма и Порядок заполнения утверждены Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н. Ведь налогоплательщики УСН обязаны отражать в этой книге доходы и расходы для целей исчисления базы по налогу, уплачиваемого в связи с применением данного спецрежима. Это установлено ст. 346.24 Налогового кодекса РФ.

Если товары продаются за наличный расчет

Вести торговлю через интернет-магазин можно и за наличный расчет.
Налогоплательщики УСН при ведении расчетов наличными деньгами должны соблюдать установленный порядок ведения кассовых операций. Такая обязанность предусмотрена п. 4 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ. Об этом напоминается также в Письмах Минфина России от 07.10.2013 N 03-11-11/41441, от 28.06.2013 N 03-11-11/24653, от 03.05.2012 N 03-11-11/141.
На сегодняшний день при ведении кассовых операций индивидуальным предпринимателям следует руководствоваться Положением, которое утверждено Банком России 12.10.2011 N 373-П. То, что прием наличных денег следует проводить по приходным кассовым ордерам 0310001, указано в п. 3.1 названного Положения.
Таким образом, для документального подтверждения доходов, полученных за реализованные товары (работы, услуги) за наличный расчет, индивидуальному предпринимателю, применяющему УСН, наряду с ведением книги учета доходов и расходов не стоит забывать об оформлении приходных кассовых ордеров.
Отметим также, по каждому приходному (расходному) кассовому ордеру нужно вести записи в кассовой книге (п. 5.2 упомянутого Положения).
Кроме того, получение наличных денег от населения фирмой или индивидуальным предпринимателем, в том числе интернет-магазином, должно происходить с обязательным применением контрольно-кассовой техники.
Дело в том, что по общему правилу при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) денежные расчеты, а также расчеты с использованием платежных карт совершаются с обязательным применением ККТ. Причем в момент оплаты покупки покупателю требуется выдать отпечатанные ККТ кассовые чеки.
Расчеты наличными деньгами без применения контрольно-кассовой техники, но с использованием бланков строгой отчетности возможны лишь в случае оказания услуг населению.
К тому же интернет-торговля не значится в перечне видов деятельности, при ведении которых фирмы и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения ККТ.
Основания — Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее — Закон N 54-ФЗ), а также Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
Таким образом, интернет-магазины при продаже товаров за наличный расчет должны применять контрольно-кассовую технику и выдавать покупателю чек. Аналогичные разъяснения приведены в Письмах Минфина России от 27.09.2013 N 03-01-15/40098, от 09.06.2009 N 03-01-15/6-293.
Справка: оплата товара, заказанного в интернет-магазине, с помощью пластиковой карты через платежный терминал также не освобождает продавца от обязанности пробить кассовый чек (Письма ФНС России от 31.12.2013 N ЕД-4-2/23721, от 22.11.2012 N АС-4-2/19621, Минфина России от 20.11.2013 N 03-01-15/49854).

Выдача покупателю чека ККТ

Следует иметь в виду, что выдавать покупателям отпечатанные кассовые чеки нужно непосредственно в момент оплаты товаров. Причем в этих документах время покупки должно совпадать с реальным временем. Выдача покупателям кассовых чеков, отпечатанных ККТ, ранее, чем за пять минут до реального денежного расчета (или расчета с использованием платежных карт), а также отпечатанных контрольно-кассовой техникой копий кассовых чеков не допускается.
Расхождение времени покупки на выдаваемых кассовых чеках с реальным временем расчетов является нарушением требований ст. ст. 2, 4 и 5 Закона N 54-ФЗ. За это ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Такие разъяснения ФНС России привела в Письме от 10.07.2013 N АС-4-2/124[email protected] Отметим, что ранее налоговая служба утверждала следующее. Чек ККТ, выдаваемый покупателю в момент оплаты, должен быть отпечатан в день оплаты. Соблюдения этого требования достаточно, чтобы не подпасть под административную ответственность (см. Письмо ФНС России от 06.05.2013 N АС-4-2/8265). По инициативе финансового ведомства данное утверждение было скорректировано, чем и вызвано появление Письма ФНС России от 10.07.2013 N АС-4-2/[email protected]
В Письме от 24.05.2013 N 03-01-15/18769 Минфин России напомнил правила, которые содержатся:
— в пп. «и» п. 3 Положения о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470;
— в п. п. 4 и 8 Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30.07.1993 N 745.
Согласно им ККТ, включенная в Госреестр и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов (расчетов с использованием платежных карт), должна иметь часы реального времени.
На выдаваемом покупателям чеке помимо стоимости покупки должны отражаться такие реквизиты, как дата и время ее совершения. ККМ, которая не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке данные реквизиты, считается неисправной.
Таким образом, отсутствие на чеке времени (расхождение на выдаваемых чеках времени покупки с реальным временем) является нарушением требований ст. ст. 2, 4 и 5 Закона N 54-ФЗ. Данный вывод подтвержден Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2012 N 45-АД12-4. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 04.07.2013 N 03-01-15/25767.
Справка: п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа за неприменение ККТ, а также за использование контрольно-кассовой техники с нарушениями. Штраф составляет для граждан — от 1500 до 2000 руб., для должностных лиц — от 3000 до 4000 руб., для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. Индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения, обычно несут ответственность как должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ).
Отметим, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 03.08.2009 N А32-2502/2009-3/36-6АЖ не посчитал за неприменение ККТ несоответствие реального времени торговой операции и данных, обозначенных на чеке. Дело в том, что перечень нарушений, считающихся неприменением ККТ, приведен в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16. Согласно ему ответственность наступает в тех случаях, когда ККТ используется без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти. В ходе проверки налоговая инспекция не установила факта доступа к фискальной памяти ККТ.

Комментарии к СТ 13.25 КоАП РФ

Статья 13.25 КоАП РФ. Нарушение требований законодательства о хранении документов

Комментарий к статье 13.25 КоАП РФ:

1. Комментируемая статья включена в КоАП РФ Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 9-ФЗ. Ее цель — обеспечить мерами административно-правового воздействия соблюдение требований законодательства о хранении документов, имеющих важное значение для реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц, а также защиты интересов общества и государства в целом.

2. Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими обязанности должностных и юридических лиц по хранению документов, перечень документов, подлежащих обязательному хранению, порядок и сроки их хранения, являются Федеральные законы от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Основные обязанности государственных и негосударственных организаций по обеспечению сохранности архивных документов, в том числе документов по личному составу, закреплены Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Требования к хранению документов устанавливаются также подзаконными нормативными правовыми актами. В настоящее время, например, действует Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде РФ от 31 августа 2001 г. N 115 «Об утверждении требований по организации делопроизводства в негосударственных пенсионных фондах», которым утверждены указанные Требования и типовая Инструкция по организации делопроизводства в негосударственных пенсионных фондах.

3. Комментируемая статья содержит два состава правонарушений. Общим объектом этих правонарушений являются общественные отношения, связанные с обеспечением сохранности документов. Предмет посягательства указанных правонарушений — документы, подлежащие обязательному хранению в соответствии с законодательством РФ.

4. Правонарушения по ч. 1 данной статьи включают два состава, которые различаются по объективной стороне.

Объективная сторона первого состава правонарушения заключается в бездействии указанных в ч. 1 данной статьи организаций и их должностных лиц, т.е. в неисполнении ими своих обязанностей по обязательному хранению документов, предусмотренных законодательством об этих организациях.

Например, ч. 1 ст. 89 Федерального закона «Об акционерных обществах» устанавливает обязанность этих обществ по хранению документов и закрепляет перечень документов, подлежащих обязательному хранению (договор о создании общества, устав общества, документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе, годовые отчеты, документы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, протоколы общих собраний акционеров и другие документы).

Обязанности профессионального участника рынка ценных бумаг по осуществлению депозитарной деятельности, т.е. по оказанию услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги и порядок этой деятельности, регламентируются ст. 7 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Объективную сторону второго состава правонарушения по ч. 1 данной статьи составляют действия (бездействие), нарушающие установленные порядок и сроки хранения документов. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 89 Федерального закона «Об акционерных обществах» эти общества обязаны хранить документы по месту нахождения их исполнительных органов в порядке и в течение сроков, которые определяются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются юридические лица: акционерные общества, профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий указанных организаций, а также должностные лица перечисленных негосударственных организаций.

5. Правонарушение по ч. 2 данной статьи также включает два состава, которые различаются по объективной стороне и по своему содержанию аналогичны составам правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи. Объективную сторону первого состава анализируемого правонарушения составляет неисполнение обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью или унитарным предприятием обязанности по обеспечению сохранности подлежащих обязательному хранению документов, предусмотренных законодательством об указанных организациях (см. ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Объективную сторону второго состава правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные порядок и сроки хранения документов.

Субъектами правонарушения являются юридические лица: общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, государственные, муниципальные унитарные предприятия, а также их должностные лица.

6. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены с умыслом или по неосторожности.

7. Важно учитывать, что административная ответственность по данной статье наступает и в случае неисполнения субъектами, указанными в данной статье, обязанности по обеспечению сохранности архивных документов, подлежащих обязательному хранению, а также за нарушение порядка и (или) срока хранения документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» все организации (государственные и негосударственные) обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренных ч. 3 ст. 6 и ч. 1 ст. 23 указанного Федерального закона.

В связи с этим необходимо разграничивать правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, и правонарушения, ответственность за которые установлена ст. 13.20 КоАП РФ, как по объективной стороне, так и по субъектам. Так, субъектами ответственности по ст. 13.20 могут быть должностные лица и иные работники архивов, в служебные обязанности которых входит соблюдение указанных правил, а также граждане и должностные лица — пользователи архивных документов (см. комментарий к ст. 13.20).

8. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи рассматривают должностные лица органов, уполномоченных в области финансовых рынков (ст. 23.47).

Дела об административных правонарушениях по ч. 2 данной статьи рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

9. Протоколы о правонарушениях по ч. 1 данной статьи составляют должностные лица органов, уполномоченных в области финансовых рынков (ч. 1 ст. 28.3), а протоколы о правонарушениях по ч. 2 — должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об архивном деле (п. 59 ч. 2 ст. 28.3).

Комментарии к СТ 5.51 КоАП РФ

Статья 5.51 КоАП РФ. Нарушение организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы или оказывающими услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, правил изготовления агитационных печатных материалов

Комментарий к статье 5.51 КоАП РФ:

1. Объектом административного правонарушения по данной статье являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, в частности с этапом предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, и регулируемые соответствующим законодательством РФ и субъектов РФ (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1).

2. Для проведения избирательной кампании, кампании референдума используются печатные агитационные материалы (подробнее о них см. комментарий к ст. 5.12).

Законодательством предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, обязаны обеспечить всем кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным (инициативным агитационным) группам участников референдума равные условия оплаты изготовления агитационных материалов.

Сведения о размере (в валюте РФ) и других условиях оплаты работ организации или индивидуального предпринимателя по изготовлению агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей полиграфической организацией в определенный срок, например не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. В тот же срок эти сведения должны быть представлены в избирательную комиссию (комиссию референдума) соответствующего субъекта РФ (п. 3 ст. 61 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Организация или индивидуальный предприниматель, не выполнившие данные требования, не вправе осуществлять работы по изготовлению агитационных материалов.

3. Объективная сторона правонарушения заключается в выполнении организацией или индивидуальным предпринимателем работ или предоставлении услуг по изготовлению агитационных материалов без выполнения указанных требований.

4. Субъектами правонарушения являются организация как юридическое лицо, ее должностные лица или индивидуальные предприниматели.

5. Субъективная сторона правонарушения может характеризоваться умышленной или неосторожной виной.

6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 58 ч. 2 ст. 28.3), а также члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные этими комиссиями (ч. 5 ст. 28.3).

Комментарий к статье 14.15 КОАП РФ. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров

1. Объект правонарушения — имущественные отношения, урегулированные действующим законодательством о защите прав потребителя при осуществлении торговли по договору розничной купли-продажи.

Отношения в данной области регулируются ГК РФ, Законом от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон), другими федеральными законами и нормативными правовыми актами.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих:

Правила продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства от 19 января 1998 г. N 55 (далее — Правила);

Правила продажи товаров по образцам, утв. Постановлением Правительства от 21 июля 1997 г. N 918.

Надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области защиты прав потребителей и в области потребительского рынка осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322).

3. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Еще по теме:

  • Закон о приватизации садовых участков Приватизация 2017 г. - что изменилось Последнее обновление: 01.03.2018 В связи с принятием федерального закона от 13 июля 2015 года N 251-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое […]
  • Материальная помощь сотруднику мчс при рождении ребенка Проект Приказа МЧС России "О внесении изменений в Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденный приказом МЧС России от 21.03.2013 № 195" (подготовлен […]
  • Тест экзамен по пдд онлайн экзаменационные билеты гибдд 2018 а в ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы России Изменения в билетах ПДД 10 апреля 2018 Изменены 15 […]
  • Сокращение учителя по тк рф Сокращение численности работников Обновление: 10 октября 2017 г. Обязательное условие правомерности сокращения численности работников – соблюдение ее процедуры. Если работодатель строго ей следует, то риск неприятных для него последствий — […]
  • Состоится собрание собственников жилья Какие бывают виды собраний собственников? Собрания собственников стали важной частью жизни владельцев жилья в МКД. Без них невозможно принять очень многие решения. Между тем, законодательство в России довольно часто меняется и многие владельцы […]
  • Траст вклады 2018 и проценты Вклады банка Траст под высокий процент в 2018 году На этой странице представлены выгодные вклады для физических лиц в банке Траст на сегодня: депозиты под максимальный процент, пополняемые, а также с частичным снятием денег без потери […]