Гражданско правовые нормы салической правды

§2. Право франков. Салическая правда

Право франков — право раннего возраста народа. Отсюда его неразвитость, сохранение в нем пережитков первобытнообщинных отношений, преобладание обычного права. Довольно рано возникают первые записи норм обычного права — так называемые варварские правды.

Пример казуальности норм: «Если кто оторвет большой палец на руке или ноге, присуждается к уплате 50 сол. (солидов). Если же этот изувеченный палец будет висеть на прежнем месте. 30 сол. Если же кто оторвет второй палец, именно тот, которым натягивают лук. 35сол.

Если кто украдет молочного поросенка и будет уличен, присуждается к уплате 3 сол. Если кто украдет годовалую свинью. 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков. Если же кто украдет трех и более свиней. 35 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков. Если же кто украдет 25 свиней. если же кто украдет молочного теленка. если кто украдет годовалое или двухгодовалое животное. »ит.д.

Пример формализма и экзотичности права — титул «О горсти земли»: «Если кто лишил жизни человека и, отдавши все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 соприсяжников. и потом он должен войти в свой дом, собрать в горсть из четырех углов земли, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросать через свои плечи на того, кого он считает своим ближайшим родственником. потом в одной рубашке, без пояса, без обуви, с колом в руке он должен прыгнуть через плетень. ».

В основном Салическая правда устанавливает санкции за различные правонарушения и правила рассмотрения дел в суде. Среди норм, относящихся к гражданскому праву, заслуживают внимания те, которые регулируют право собственности на землю. По Салической правде леса, луга, а также пахотные земли считались общей собственностью. Каждая семья обрабатывала свой участок земли. Но эта земля еще не стала собственностью семьи — если в семье не оставалось наследника мужского пола, земля возвращалась общине. Поселение пришельца на земле общины допускалось только с единодушного согласия общинников (или по давности, если в течение 12 месяцев никто из общинников не возражал).

Из уголовного права франков постепенно исчезают пережитки первобытнообщинного строя. В Салической правде, например, обычай кровной мести и талион заменяются системой композиций — материальной компенсацией, искуплением вреда и штрафом (весьма значительным по размерам) в пользу потерпевшего (или его родственников) и государства — одна треть всей суммы.

Природа композиции определялась тем, что во времена Салической правды еще не сложилось представление о публичном характере преступления, о том, что преступление — общественно опасное деяние. Однако в отчислении части суммы, взыскиваемой по системе композиций в пользу государства (штрафа), мы наблюдаем становление наказания, что делало первый шаг к выделению уголовного права в самостоятельную отрасль права. Система композиций получает в Салической правде детализированную разработку и становится упрощенным видом наказаний. Только при неуплате композиции за убийство свободного (вер-гельда) допускались кровная месть или наказание через суд.

Как пережиток родовых отношений сохранялось, однако, правило, по которому в случае, если виновный был не в состоянии выплатить вергельд, он мог обратиться за помощью к сородичам («О горсти земли»). Но последние заранее могли разорвать родовые связи (и тем самым освободиться от ответственности за сородича и от обязанности оказывать ему помощь), публично совершив установленный обряд («О желающем отказаться от родства»), что свидетельствовало о постепенном распаде родовых отношений.

О появлении сословного расслоения во франкском обществе говорит и зависимость тяжести наказания не только от вида правонарушения, но и от общественного положения виновного и потерпевшего. Так, если за убийство свободного франка полагалось уплатить вергельд в 200 солидов, то убийство должностных лиц королевской администрации — графа или барона — влекло уплату тройного вергельда (600 солидов). В то же время за убийство свободного или полусвободного римлянина уплачивалось только 100 солидов. Убийство раба влекло для виновного лишь обязанность возместить хозяину раба нанесенный ущерб в 35 солидов.

В Салической правде дан перечень различного рода преступлений, за которые устанавливается уплата точно определенных денежных сумм.

При краже штрафы в Салической правде дифференцировались в зависимости от стоимости украденного, от характера преступления (кражи со взломом или с подделкой ключей карались большим штрафом), от общественного положения преступника. Наказаниями для рабов, кроме того, были палочные удары и смертная казнь.

Судебный процесс по Салической правде был по преимуществу состязательным. Данная форма процесса встречалась на ранних ступенях развития государства и права, например, в странах Древнего Востока.

Доказательствами считались не только показания свидетелей, но и выступления соприсяжников. Соприсяжниками (их могло быть б, 12 и больше) называли не свидетелей, а людей, удостоверявших «добрую славу» обвиняемого. Соприсяжники в торжественной форме клялись перед судом, что обвиняемый в силу присущих ему качеств не мог совершить данного преступления. Малейшее отступление от установленной формулы клятвы влекло для обвиняемого проигрыш дела.

В качестве судебных доказательств Салическая правда знала и ордалии водой и железом. В первом случае обвиняемый опускал руку в кипящую воду и произносил клятву. Если после этого к установленному сроку рука заживала, испытуемый признавался невиновным, в противном случае его осуждали. Сохранилось и описание ордалий с помощью раскаленного железа. Нарушение установленного ритуала ордалии влекло ее недействительность или проигрыш дела. Своеобразной формой ордалии был судебный поединок.

При всей ограниченности ордалий как средства доказывания нельзя все же не учитывать глубокой убежденности людей того времени в существовании божественной силы. Вера, внушение подчас заменяли недостающие доказательства, вели к изобличению виновного1.

«Относительно ордалий мы предписываем, согласно велению божьему. чтобы никто, за исключением священника и того, кто должен пойти на ордалию, не входил в церковь, как только [туда] будет внесен огонь, которым должны быть разогреты для ордалии железо или вода. И если [ордалия] будет производиться водой, то пусть она будет разогрета до степени кипения, причем котел должен быть железный или медный, свинцовый или глиняный. И если обвинение простое, то рука, чтобы [взять] камень, должна быть опущена в кипящий котел до запястья, а если оно тройное — то до локтя. И пусть затем войдут люди по одинаковому количеству от каждой стороны и станут вдоль церкви и по обеим сторонам [места] ордалии; и все эти люди должны поститься и в ночь перед ордалией воздержаться от своих жен. И пусть священник окропит их всех священной

В Дании в XVIII в. врачи решили поставить опыт. Они уговорили короля разрешить более гуманным способом казнить преступника, приговоренного к четвертованию. Преступнику объявили, что по милости короля его казнят простым вскрытием вен. После этого ему завязали глаза, сделали надрезы на руках, ничуть не повредившие крупных сосудов и пустили поверх порезов теплую воду. Преступнику казалось, что кровь течет по рукам, и он умер даже не от испуга, а от того, что ему казалось, что кровь покидает его сердце.

водой. Никто не должен продолжать раздувать огонь после того, как священник начнет освящение; но железо должно лежать на раскаленных углях до окончания литургии, тогда оно должно быть выложено на столбы. И обвиняемый пусть выпьет освященной воды, и затем пусть будет окроплена его рука, которою он должен нести ордалию [железо], и так да приступит [к испытанию]. 9 отмеренных шагов должны быть разделены на 3 части, по 3 [шага] в каждой; на первый знак у столба [испытуемый] должен стать своей правой ногой; на второй — левой; затем поставить правую ногу на третий знак и, бросив железо, поспешить к святому алтарю. И [его] рука должна быть запечатана и на третий день будет обследована, является ли она под этой печатью виновной или чистой. И кто эти предписания нарушит, по отношению к тому ордалия будет недействительной, и он должен уплатить королю 120 шиллингов в качестве штрафа за неповиновение».

Ниже приводится описание судебного поединка по чешскому праву.

«Поединок допускался, если не было других доказательств между лицами, равными по социальному положению. Правом вызова на поединок обладали жены и дочери убитого [если не было родственников мужского пола]. Поединок откладывался, если ответчик находился в Пражском соборе или если его прикрывала своим платьем жена. До поединка стороны должны были произнести определенную словесную формулу, кто сбивался — проигрывал дело. Если ответчик заявлял, что он убил, обороняясь, то до поединка стороны проходили особое состязание. Стоя на коленях и держа в руке полу кафтана, они ударяли «полу об полу и оба должны стараться ударить прямо. чтобы ни один из них не промахнулся». Сделавший промах проигрывал дело. Чешское право регулировало прохождение и самого поединка. Лица из господствующего класса должны были сражаться в «кафтанах и нижнем платье с мечами и щитами». Крестьяне и горожане не имели права ношения меча, они должны были сражаться на дубинках. В ходе поединка сражающиеся трижды, каждый роз по часу, могли требовать отдыха. Наконец, победивший в поединке отрубал побежденному голову и об этом делалась запись в земской книге, чтобы никто не мог мстить за убитого»*.

История государства и права

понедельник, 2 февраля 2009 г.

31. Раннефеодальное право.Салическая правда, ее происхождение и юридическая природа.

31. Раннефеодальное право.Салическая правда, ее происхождение и юридическая природа.

Архаично, неразвито, не был оформлен понятийный аппарат, не высокий уровень развития правовой техники. Источники : 1)нормы обычного права,2) к 5-6в. нормы обычного права оформляются в варварские правды (вестготская, баварская, бургундская, саксонская). Для ФГ характерен национальный принцип права (судили на основании национальности). Варварские правды похожи (записаны на латыни, отражают процесс становления феодальных отношений).3)Правовые акты королей (эдикты, рескрипты, капитулярии) 4)Иммунитетные грамоты, выдававшиеся королями крупным феодалам. 5)Грамоты формулы, представляли собой образцы для заключения различного рода договоров). 6)Церковное право. 7)Римское право. Салическая правда. Создана в 6(8) в. состоит из преамбулы, основной части и заключения. Символична, казуистична, фрагментарна, прослеживается влияние религии (язычества) – сохраняются жертвоприношения. Не характерна четкая система изложения правовых норм. Отрасли права не оформились. С. Правда регулирует правовое положение населения, имущественные отношения, б-с отношения, уголовные отношения, процессуальные отношения.

31. Раннефеодальное право.Салическая правда, ее происхождение и юридическая природа.

Салическая правда (ок. 510г.) представляет собой запись древних обычаев приморских франков, и потому ее можно назвать судебником франков. Составлен он из конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторений в течение длительного времени в судебные обычаи. Судебник, именуемый по латыни Салическим законом (Lex Salica) и Салическим законным пактом (Pactus Legibus Salicae), состоит из Пролога, 65 титулов и Эпилога. Впосл.едствии преемники Хлодвига увеличили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IX вв. Основными областями судебного контроля стали преступления на личной или имущественной основе и соответствующие наказания за них, имущественные обязательства и наследование аллода (поземельного владения семьи), обязанности родственников по оказанию помощи при возмещении имущественного ущерба или лично-телесного вреда, порядок осуществления правосудия, оценка свидетельских показаний и ответственность территориальных общин за возмещение ущерба, причиненного на их территории скрывшимся преступником. Салический закон — это не сборник политических законов, поскольку в нем нет законоположений о наследовании трона, о пережитках язычества или о защите христианской веры. Согласно легенде, Салическая правда составлена четырьмя выборными мужами от разных частей королевства, которые составили его полностью за три заседания. Сборник написан на латыни, и это давало возможность заимствований из римских правовых конструкций при общей неприкосновенности и сохранности старого доброго права (т.е. народных правовых обычаев). Непосредственной областью распространения действия судебника стала северная часть королевства, занятая салами-пришельцами, тогда как на юге действовал кодекс Алариха, который Хлодвиг приказал применять по делам галло-римлян. Во Франкском королевстве в этот период проживало восемь групп населения. Об этом можно судить с наибольшей степенью вероятности на основании тарифа поранений и наказаний. В северной части выделялись группы свободных франков, полусвободных (литы), рабов, три группы королевских служащих (чиновники-военачальники, дворцовые служащие, дружинники). Лишение жизни свободного франка оценивалось штрафом в 200 солидов, убийство скопищем —в 600 солидов и убийство в военном походе —в 1800 солидов Откупная цена за совершенное убийство именовалась вер-гелъдом (цена человека по рождению). Жизнь раба приравнивалась к стоимости быка или коня и составляла 30 солидов.

Своеобразной социальной группой были полусвободные литы. Зависимые от своего господина, они находились с ним в договорных отношениях, участвовали в суде, военных предприятиях. Однако судили лита по тем же правилам, что и раба. В южной части королевства, где проживали галло-римляне, имелись группы римлян — королевских сотрапезников, римлян-землевладельцев, римлян-трибутариев (налогоплательщики). Особую группу составляли лица духовного звания. Убийство епископа оценивалось штрафом в 900 солидов, священника — в 600. Весь сборник заполнен в основном перечнем наказаний и штрафов за причиненный вред личности или имуществу. Гражданско-правовым отношениям посвящены только две статьи из 65 первой редакции, они регулируют порядок перехода собственности и порядок наследования (соответственно ст. 46 и 49). Судебник предназначался в качестве руководства в судебном разбирательстве, более надежного, чем правовой обычай, поскольку обычаи могли варьировать от местности к местности. Достоинством письменного закона было то, что он в состоянии вобрать наиболее распространенные и наиболее приемлемые из существующих правовых обычаев. У него всегда одна и та же форма, не поддающаяся грубым искажениям с той или другой стороны.

Салический закон, таким образом, предстает прежде всего судебником, а не полным сводом законов. Это записи судебных обычаев, либо сделанные впервые, либо со следами обработки под пером юристов, а также служителей римской церкви. Неполнота и недостаточная упорядоченность отдельных положений (об одном и том же говорится в 3—6 местах) сочетаются в некоторых редакциях (всего дошло около 350 списков) с искажениями и вставками переписчиков. Впоследствии судебник уточнялся и дополнялся специальными королевскими установлениями— капитуляриями, эдиктами, экстраваганциями (переходными положениями). Преобладающая форма изложения — казуистическая, при такой форме отсутствуют обобщающие отвлеченные понятия, например понятия вины, преступления и наказания, умысла или неосторожности и др.

Салическая правда — более поздний свод законов среди кодексов трех союзных народов — бургундов, франков и вестготов, разместившихся в южной части Галлии.

§ 1. Салическая правда

Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда, созданная в 507-511 гг. — последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига.

Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате до нас дошло несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой к древнейшему первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись.
Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные в Салической правде, отличаются формализмом.
Основное содержание Салической правды — нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе, развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в.
Общественный строй по Салической правде. Отличительная черта франкского общества V-VI вв. — наличие общины. В этот период осуществляется переход от земледельческой общины, когда еще сохраняется коллективная собственность рода на всю землю, к соседской общине — марке, в которой наряду с общинной собственностью появляется индивидуальная собственность малых семей. О том, какую роль играет община, наиболее ярко свидетельствует статья 45 «О переселенцах»: «Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться». Если же пришелец все-таки поселялся в деревне, то протестующий мог добиться его изгнания через суд. Франкская община отмечена сохранением родовых отношений. Сородичи играли большую роль в жизни свободного франка. Они выступали в суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка сородичи участвовали в получении и уплате штрафа — вергельда.
Вместе с тем Салическая правда показывает процесс разложения и упадка родовых отношений, что связано с имущественным расслоением общества. Об этом свидетельствуют статьи 58 и 60. Статья 58 «О горсти земли» предусматривает случай, когда обедневший сородич не мог помочь своему родственнику в уплате вергельда: «Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону». Статья 60 «О
желающем отказаться от родства» выражает стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей; публичный отказ от родственников в судебном заседании освобождал от соприсяжни- чества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами.
Итак, основную массу свободного населения Франкского государства составляли земледельцы, бывшие в большинстве своем общинниками. Значительная часть общества была представлена воинами. Особое место занимали королевские слуги. К тому времени служилая знать, очевидно, слилась с родовой знатью, о которой Салическая правда не упоминает. Об особом статусе служилой знати говорит то, что штраф за убийство королевского слуги втрое превышал штраф за убийство простого свободного человека. Вместе с тем статья 36 упоминает живших при дворе знатного франка дворового слугу, свинопаса, конюха. Штраф за убийство этих слуг был значительно меньше штрафа за убийство свободного общинника, что свидетельствует о зависимом состоянии указанных лиц.
Салическая правда упоминает о вольноотпущенниках и литах. Вольноотпущенники — это отпущенные на волю рабы. Что касается литов, то происхождение их не выяснено. Правовое положение этих двух категорий было одинаковым. Они выполняли различные службы и оброки для своего господина, однако имели собственность, могли вступать в сделки, выступать в суде, браки их признавались законными. Особый акт освобождения делал вольноотпущенников и литов полноправными членами общества.
Самое низкое положение в.обществе занимали рабы. Убийство и кража раба приравнивались к убийству и краже животных; за преступления, совершенные рабом, отвечал его господин, обязанный возместить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с рабами влекли за собой потерю для первых свободы.
Особенности общественного строя франков соответствуют особенностям в области земельных отношений. Часть земли составляла личные владения короля, существовало также крупное индивидуальное владение могущественных господ, приближенных короля. Основная часть земли принадлежала сельской общине. Переходный период от земледельческой общины к общине-марке проявляется в том, что дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности семьи, пахотная земля сохранялась в собственности общины, однако находилась в наследственном пользовании отдельных семей. Ежегодные переделы земли уже не проводились, принадлежащий
семье участок огораживался. Однако все пахотные наделы после снятия урожая превращались в общее пастбище, на это время с них снимались все изгороди. Пока изгороди не были сняты, их нарушение влекло за собой привлечение к ответственности. Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только общине. Согласно главе 59 «Об аллодах», земля наследовалась по мужской линии: «Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т.е. братьям». В случае отсутствия сыновей у умершего земля переходила в распоряжение общины. Такие земли, как леса, пустоши, болота, дороги, неподеленные луга оставались в собственности общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании этими угодьями. В Салической правде не упоминается о купле-продаже земли, ее дарении, о передаче земли по завещанию. Все это свидетельствует об отсутствии частной собственности на землю у франков в период составления Салической правды. Употребленный в ее тексте термин «аллод» применительно к земле обозначал наследственное владение.

Во второй половине VI в. во франкском обществе произошли значительные изменения. Эдиктом короля Хильперика было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но «не соседи». Таким образом, наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную отчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей- аллод. С этого времени земля становится объектом завещания, дарения, купли-продажи.
Утверждение частной собственности на землю привело к углублению имущественной дифференциации в общине, к ее разложению, росту крупного землевладения и установлению феодальной зависимости.
Обязательственные отношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью товарно-де- нежных отношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собой дополнительный штраф. Истребование долга происходило и строго установленной форме. В Салической правде говорится о принуждении «упорного должника», об описании имущества «упорного должника». Салическая правда знает обязательства из
причинения вреда, которые чаще всего возникали в результате совершения преступления.
Салическая правда описывает в общих чертах брачно-семейные отношения. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровного родства, несвободное состояние человека. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. При заключении брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям. Положение женщины в семье определяли довольно сильные пережитки матриархального строя.
По мере того как распадаются большие семьи развивается наследственное право. Было известно наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. Движимое имущество наследовалось в следующем порядке: первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Такой порядок, устанавливающий преимущество женского родства, свидетельствовал об остатках матриархата. Что касается недвижимости, то женщины исключались из числа наследников. Земля передавалась только по мужской линии. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании по строго установленной форме. При аффатомии имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имуществе указанному лицу.
Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам: 1) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие); 2) преступления против собственности (кража, поджог, грабеж); 3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) нарушение предписаний короля (примером может служить титул 45 «О переселенцах»).

В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы.
Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.
Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен кровной мести устанавливается выкуп: вер- гельд — за убийство и пеня — за менее тяжкие преступления, размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.
Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.
Салическая правда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает сопри- сяжничество. Соприсяжники — это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства являлись ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи «божественной силы». Салическая правда описывает «суд божий» в форме испытания «котелком». К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжни- ков. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания «котелком».
Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи — тунгина. Приговор выносили выборные заседатели — рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгнна занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом

из среды «лучших» людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.

Развитие государства у франков

Этапы развития феодального государства у франков. Направления эволюции государственного строя франкского королевства. Появление и особенности Салической правды. Гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы в Салической правде, судопроизводство франков.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Хозяйство древних франков по данным «Салической правды». Общинный строй, формы собственности во франкском королевстве. Микроструктуры варварского общества. Правовое положение основных групп населения. Уровень экономического развития франкского общества.

курсовая работа [51,5 K], добавлен 01.05.2011

Становление феодального государства на примере франкского. Основные социальные слои франкского общества. Период действия Салической правды. Исторические указания на повышенный вергельд за убийство священников и епископов. Свободные франки и рабы.

реферат [22,1 K], добавлен 07.07.2011

Возникновение государства франков. Формирование феодального общества и государства у франков. Государственный строй. Франкская империя в VIII — IX вв. Франкония — прародительница будущей Франции и Германии.

реферат [30,4 K], добавлен 25.12.2002

Проблема возникновения феодальных отношений в Европе. Остатки кровнородственной общины германцев в Lex Salica, уступавшие под напором новоиспеченных феодальных отношений и процессов классообразования. Исследование новых веяний в отношениях франков.

доклад [38,7 K], добавлен 24.06.2014

Основные периоды существования Франкского государства – возникновение, расцвет, распад. Значение отдельных личностей правящих династий. Характеристика основного правового источника салических франков – «Салической правды» и отдельных отраслей права.

курсовая работа [58,1 K], добавлен 23.06.2008

Государство франков: история появления, основатель. История о чаше из Суассона. Знатные франки эпохи Меровингов и Каролингов. Салическая правда как свод законов франков. Крещение франков, главные последствия. Состояние королевства после смерти Хлодвига.

презентация [1,5 M], добавлен 21.11.2013

Рассмотрение общественного строя франков в рамках соответствия формирующемуся феодализму. Определение основных тенденций развития различных общественных групп. Анализ социального статуса свободных общинников, знати, женщин, литов, рабов, тяглых римлян.

доклад [31,5 K], добавлен 01.06.2015

Образование племенного союза франков к началу III века. Набеги франков на территорию Римской империи, их расселение в Галлии. Король салических франков Хлодвига из династии Меровингов. Судебные обычаи салических франков. История правления Карла Великого.

реферат [22,7 K], добавлен 21.01.2010

Образование Франкского государства: социальная структура франкского и галло-римского общества при династии Каролингов. Развитие феодальных отношений, Организация власти в поместье, сопротивление крестьян. записи «Салической правды» о устройстве общества.

контрольная работа [42,9 K], добавлен 26.11.2009

Ранний этап развития государственности у Франков: общая характеристика занимаемой территории. Правление Хильдерика, его историческая роль и достигнутые результаты. Внешняя и внутренняя политика Хлодвиг, направления его деятельности и основные преемники.

курсовая работа [68,3 K], добавлен 20.07.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Тема № 7. Салическая правда — памятник раннефеодального права древних франков. ( 4 ч)

1. Общая характеристика Салической правды:

а)- основные источники Салической правды, время ее создания и записи.

2. Гражданско-правовые нормы Салической правды:

а)- недвижимые имущества и их правовой статус в Салической правде (см. титулы IX, XI, XXVII, XXXIV, LIX).

б)- право собственности на движимые имущества (см. титулы II ,III, X, XXIII, XXXIII, XXXVIII, XXXIX, LII).

в)- обязательственное право в нормах Салической правды ( см. титулы IX, ХI ст.5, XII, XVII, L).

г)- наследственное право в нормах Салической правды (см. титулы XLVI, LIX, LX).

3. Уголовно- правовые нормы в Салической правде:

а)- понятие «правонарушения» в Салической правде. Причины нерасчлененности понятий «преступление» и «деликт».

б)- начало формирования понятия «преступление» в Салической правде (понятия: «умысел» и «неосторожность», «покушение на преступление», «соучастие», «смягчающие вину обстоятельства» — см. титулы XVII, XXVIII, XLIII).

в)- «наказание» в Салической правде, его цель; характер наказаний

г)- связь тяжести наказания с социальным статусом правонарушителя и потерпевшего, а также с характером самого правонарушения (см. титулы XIV, XXXV, XLI, XLII).

4.Организация суда и особенности судебного процесса по нормам Салической правды:

а)- судебные органы в государстве франков по нормам Салической правды (см. титулы I, XVIII, LVI, LVII).

б)- организация следственных действий и задержание преступника, вызов ответчика и свидетелей в суд (см. титулы I, XXXII, XXXVII, XLVIII, XLIX)

в)- форма проведения судебного процесса и виды доказательств во франкском суде (указанные выше титулы и дополнительно к ним XL, LIII, LVII).

г)- исполнение судебных решений и меры пресечения должностных преступлений (см. титулы XIV ст. 2, L, LI, LVI).

Литература.

1.Салическая правда / пер. Н. П. Грацианского. Под ред. В. Ф. Семенова. М., 1950. Салическая правда: http://forum.yurclub.ru/index.php?download=1445

2.Хрестоматия по «Всеобщей истории государства и права». Под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. М., Юристь, 1996.Т.1.

3.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В. 2 т. Отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 1. Древний мир и Средние века. М.: Издательство НОРМА, 2003

Учебная литература:

4. А.И. Косарев «История государства и права зарубежных стран». М., «Норма», 2002. С. 202-206.

5. «Всеобщая история государства и права» учебник для вузов в 2-х томах. Т.1- Древний мир и Средние века. Под ред. В. А. Томсинова, М. ИКД «Зерцало- М», 2002, С. 7-90.

6. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., Норма. ИНФРА-М., 2000

8. История государства и права зарубежных стран (рабовладельческое и феодальное государство и право). Под ред. П. Н. Галанзы, Б. С. Громакова, М., 1980

9. История государства и права зарубежных стран Ч. 1. Учебник для вузов. Под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. — М.: Издательская группа ИНФРА-М. Норма, 1997

10. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: учебник в 2-х томах .T. I — M.: Эксмо,2007.

Дополнительная литература

11.Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства в Западной Европе в VI-VIII вв. М.,1956.

12.Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. М.,1974.С. 42-70.

13.Энгельс Ф. Франкский период. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.19. С. 495-515

14.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.21.гл.7,8.

15.Сюзюмов М.Я. Дофеодальный период.// Античная древность и средние века. Свердловск.1972.Выпуск 8.стр. 16-26.

Семинар 8. Средневековая Англия и её право 2 ч.

  1. Становление и эволюция раннефеодального государства в Англии в VI – Х вв.
  2. Возникновение английского парламентаризма
  3. Английская монархия и право в эпоху зрелого феодализма

Ввиду особого, островного положения Англии предлагаем рассмотреть вопрос об английском феодальном государстве и праве в рамках единого вопроса. Какое влияние на развитие английской государственности оказало нормандское завоева­ние? Расскажите о реформах Генриха II. Что сопутствовало по­явлению Великой хартии вольностей? Насколько серьезно были ущемлены права монарха в начале и середине XIII в.? Как и ко­гда возник английский парламент и благодаря чему он получил реальную силу? Какую роль для судеб Англии имела Столетняя война? Опишите критические точки в истории английского го­сударства в XIV—XV вв. Когда и почему возник дуализм в сис­теме английского права? Свяжите это с государственной исто­рией Англии.

Покажите различия в формировании феодального государст­ва в Англии и во Франции. Особо остановитесь на деятельно­сти Филиппа IV Августа и Людовика IX Святого.

Источники и литература

Из Вестминстерского статута относительно судей и шерифов 1330 г. // Там же.

Из статута, изданного в парламенте, заседавшем в Вестмин­стере в 34 году правления Эдуарда III // Там же.

Из ордонанса о рабочих и слугах // Там же.

Из статута о рабочих (1350—1351 гг.) // Там же.

Из Кутюмов Бовези // Там же.

Из Хартии вольностей города Лорриса. 1155 г. // Там же.

Из Великого мартовского ордонанса // Там же.

Из Золотой буллы 1356 г. // Там же.

Авдеева К. Д. Внутренняя колонизация и развитие феодализ­ма в Англии в XI—XIII вв. Л., 1973.

Барг М. А. Исследования по истории английского феодализ­ма в ХI — ХIII вв. М, 1962.

Кириллова А. А. Вопросы социальной и классовой борьбы в английских городах XIV в. М., 1969.

Крашенинникова Н. А. Великая хартия вольностей 1215 г. (со­временная интерпретация) // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 2002. № 3.

Левицкий Я. А. Города и городское ремесло в Англии в X— XII вв. М., 1960.

Маркова С. П. Англия эпохи Средневековья и раннего Ново­го времени: Учебное пособие. М., 2007.

Минеева Т. Г. Суды справедливости в Англии XIV—XVI ве­ков // Новая и новейшая история. 2005. № 4.

Мортон А. Л. История Англии. М., 1950.

Перну Р. Ричард Львиное Сердце. М., 2000.

Репина Л. П. Сословие горожан и феодальное государство в Англии XIV в. М., 1979.

Сапрыкин Ю. М. Социально-политические взгляды англий­ского крестьянства в XIV—XVII вв. М., 1972.

ТревельянД. Социальная история Англии. М., 1959.

Тушнова Е. В. Возникновение английского парламента (из истории английского общества и государства в XIII в.). М., 1960.

Штокмар В. В. История Англии в средние века. СПб., 2000

Тема .9

95.78.199.84 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Еще по теме:

  • Родить в 39 третьего ребенка Поздняя беременность Многие женщины справедливо считают, что с возрастом их способность к зачатию падает, и перестают уделять должное внимание контрацепции. С конца 1970-х годов начался стремительный рост числа женщин, рожающих в возрасте под сорок […]
  • Статья 133 закон 115 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ"О внесении […]
  • Вакансии юрист искитим Вакансии МО МВД России «Искитимский» Вакансии МО МВД России «Искитимский» Межмуниципальный отдел МВД России «Искитимский» проводит отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел в должности: — водитель-сотрудник группы тылового обеспечения — […]
  • Региональные выплаты при рождении ребенка свердловская область Детские пособия в Свердловской области в 2018 году Региональные детские выплаты в Свердловской области в 2018 г Пособия по беременности и родам Детские пособия 20 % – на первого ребенка 50 % – на второго ребенка 70 % – на третьего ребенка […]
  • Пермь вакансии юрист Вакансии h Юристы, коллекторы, приставы в Перми и соседних городах Пермь Ведущий специалист досудебного взыскания договорная Обязанности: Взаимодействие с сотрудниками УФССП по телефону и на выезд, для урегулирования вопросов сопровождения […]
  • 388 ук рф Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. № 388-ФЗ “О внесении изменения в статью 162 Уголовного кодекса Российской Федерации” (не вступил в силу) Принят Государственной Думой 10 декабря 2010 года Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года Внести […]