Главные органы оон и защита прав человека

§ 7. ООН и охрана прав человека

Одной из целей ООН является достижение международного сотруд­ничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основ­ным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Пра­вовой основой деятельности ООН является Устав — международный до­говор, согласно которому государства-члены обязуются, в частности, принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире.

Вопросами прав человека в рамках ООН в разной степени занима­ются все главные органы этой организации, но наибольшее внимание данному вопросу уделяют Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный совет.

В частности, согласно ст. 13 Устава ООН одной из функций Гене­ральной Ассамблеи является организация исследований и вынесение ре­комендаций в целях содействия международному сотрудничеству в об­ласти экономической, социальной, культуры, образования, здравоохра­нения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Большинство вопросов о правах человека, стоящих в повестке дня Генеральной Ассамблеи, берут свое начало в разделах доклада Экономи­ческого и Социального совета, касающихся прав человека, или в приня­тых Генеральной Ассамблеей на ее предыдущих сессиях решениях о рас­смотрении конкретных вопросов.

Пункты повестки дня, касающиеся прав человека, передаются Гене­ральной Ассамблеей в ее Третий комитет, который занимается социаль­ными, гуманитарными вопросами и вопросами культуры. Однако неко­торые пункты рассматриваются Генеральной Ассамблеей без передачи в какой-либо главный комитет. Принятые Третьим комитетом проекты резолюций и решений выносятся на рассмотрение пленарного заседания

Глава /ХМеждународное право прав человека

Генеральной Ассамблеи и принимаются простым большинством голо­сов. Такие резолюции Генеральной Ассамблеи имеют рекомендательный характер, но обладают определенного рода морально-политическим эф­фектом и являются неким отражением мирового общественного мнения.

Экономический и Социальный совет ООН. Пункты, касающиеся прав человека, обычно передаются на рассмотрение в Социальный ко­митет ЭКОСОС, в котором представлены все его 54 члена. В то же время некоторые пункты рассматриваются на пленарных заседаниях без пере­дачи их в Социальный комитет. В соответствии со ст. 62 Устава ООН ЭКОСОС может делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех. Также он мо­жет созывать международные конференции и составлять для представле­ния Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, касаю­щимся прав человека. Согласно ст. 68 Устава ООН Совет создает комис­сии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека.

В целях оказания содействия при рассмотрении пунктов, касающих­ся прав человека, ЭКОСОС учредил Комиссию по правам человека и Комиссию по положению женщин. Комиссия по правам человека, в свою очередь, создала Подкомиссию по предупреждению дискримина­ции и защите меньшинств.

Комиссия ООН по правам человека является главным органом ООН по правам человека и может заниматься самыми разными вопросами, касающимися этих прав. Она была создана ЭКОСОС в 1946 г. и с тех пор проводит ежегодные сессии. В 1947 г., когда Комиссия начала свою работу, ее единственной задачей была разработка Всеобщей декларации прав человека, принятой год спустя 10 декабря 1948 г. В течение первых двадцати лет своей деятельности (1947—1966) Комиссия занималась главным образом разработкой международно-правовых документов. Кульминацией этого процесса стало принятие Генеральной Ассамблеей в 1966 г. Международного пакта об экономических, социальных и куль­турных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему, которые вместе со Всеоб­щей декларацией прав человека образуют так называемый Международ­ный билль о правах человека. В этот период времени Комиссия не зани­малась вопросами, связанными с рассмотрением сообщений о наруше­ниях прав человека. Однако в 1967 г. ЭКОСОС принял резолюцию № 1235, которая наделила Комиссию по правам человека полномочиями рассматривать вопросы, связанные с нарушениями прав человека в лю­бой точке земного шара (Процедура 1235).

Комиссия по правам человека состоит из представителей 54 госу­дарств — членов ООН, избираемых ЭКОСОС на трехлетний период. Сессии Комиссии проходят ежегодно в течение шести недель (март — апрель) в Женеве. Комиссия готовит исследования по правам человека, рекомендации и проекты международных документов; выполняет специ­альные поручения Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС, в том числе рас­сматривает заявления, касающиеся нарушений прав человека, и занима­ется разбором сообщений относительно этих нарушений; осуществляет тесное сотрудничество со всеми другими органами ООН, в компетенцию

§ 7. ООН и охрана прав человека

которых входят вопросы прав человека. Комиссия подготовила значи­тельную часть конвенций и деклараций ООН в области прав человека, принятых ЭКОСОС и Генеральной Ассамблеей. Кроме того, Комиссия играет центральную роль в процессе контроля за соблюдением прав че­ловека во всем мире. Именно в рамках Комиссии отдельные государства или неправительственные организации могут поднять любые вопросы, касающиеся прав человека. Ежегодно Комиссия принимает около 100 резолюций и решений. Комиссия уполномочена назначать специальных докладчиков, докладчиков, представителей, экспертов, а также создавать рабочие группы.

Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшин­ств — вспомогательный орган Комиссии ООН по правам человека. Она состоит из 26 экспертов, избираемых Комиссией на трехлетний срок и работающих в личном качестве, а не как представители государств. В круг ведения Подкомиссии входят действия, связанные с проведением исследований, предоставлением рекомендаций Комиссии по правам че­ловека в отношении предупреждения любого рода дискриминации в об­ласти прав человека и основных свобод и защиты расовых, религиозных и языковых меньшинств, а также выполнение любых других функций, которые могут быть ей предписаны ЭКОСОС или Комиссией по правам человека. Подкомиссия ежегодно проводит сессии, на которых она при­нимает значительное число резолюций по вопросам прав человека. На сессиях присутствуют члены Подкомиссии или их заместители, наблю­датели, назначаемые правительствами, а также представители специали­зированных учреждений и органов ООН, межправительственных и не­правительственных организаций.

Комиссия ООНпо положению женщин, созданная в 1946 г., является функциональной комиссией ЭКОСОС. Она состоит из представителей 32 государств — членов ООН, избираемых ЭКОСОС на 4 года.

Комиссия по положению женщин подготавливает рекомендации и доклады ЭКОСОС по содействию правам женщин в политической, экономической, гражданской и социальной областях и области образо­вания, а также предоставляет рекомендации ЭКОСОС по срочным про­блемам, требующим неотложного внимания в области прав женщин с целью применения того принципа, что мужчины и женщины должны обладать равными правами, а также разрабатывает предложения по пре­творению в жизнь таких рекомендаций.

20 декабря 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН (рез. 48/141) учреди­ла пост Верховного комиссара ООНпо правам человека, который является главным должностным лицом, ответственным за координацию всей дея­тельности в области прав человека в рамках ООН. О значимости данного института говорит тот факт, что каждый год в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека поступает почти 200 000 просьб о помощи со всего мира. Главной задачей Верховного комиссара являет­ся содействие максимально полному осуществлению всех прав человека путем претворения в жизнь соответствующих решений, принятых руко­водящими органами ООН, а также привлечение внимания правительств к существующим проблемам, стремление предотвращения нарушений и расследование нарушений прав человека в конкретных странах.

Глава IX. Международное право прав человека

Верховный комиссар ООН по правам человека назначается на долж­ность Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ас­самблеей ООН сроком на четыре года (с возможностью продления еще на четыре года) из числа лиц, характеризующихся высокими моральны­ми устоями, честностью и обладающих опытом, в том числе в области прав человека, и общими знаниями и пониманием разных культур, что необходимо для беспристрастного, объективного, неизбирательного и эффективного выполнения обязанностей Верховного комиссара ООН по правам человека.

Также в рамках ООН постоянно действуют экспертные органы, соз­данные на основе универсальных международных договоров в области прав человека: Комитет по правам человека; Комитет по ликвидации ра­совой дискриминации; Комитет по экономическим, социальным и куль­турным правам; Комитет по правам ребенка; Комитет против пыток; Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении жен­щин.

Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Междуна­родным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., состоит из 18 членов, избираемых государствами — участниками Пакта тайным го­лосованием. Комитет по правам человека изучает доклады о принятых государствами — участниками Пакта мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте, и направляет эти доклады со своими заме­чаниями и предложениями в ЭКОСОС; выполняет некоторые функции с целью урегулирования споров между государствами-участниками по вопросам применения Пакта при условии, что эти участники признали компетенцию Комитета в этом отношении. Кроме того, в соответствии с Факультативным протоколом к Пакту Комитет по правам человека мо­жет рассматривать сообщения от лиц, являющихся жертвами нарушения государством какого-либо из прав, изложенных в Пакте, при соблюде­нии следующих условий: государство, чей гражданин подал жалобу в Ко­митет по правам человека, является участником Пакта и Протокола № 1; лицо, подавшее жалобу, исчерпало все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (данное правило не действует в тех случаях, когда при­менение таких средств неоправданно затягивается); этот же вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.

Комитет поликвидациирасовой дискриминации, созданный в соответ­ствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., состоит из 18 экспертов, избираемых тайным го­лосованием государствами — участниками Конвенции. Комитет рас­сматривает доклады о принятых государствами — участниками Конвен­ции законодательных, судебных, административных или иных мерах, с помощью которых проводятся в жизнь положения Конвенции; делает предложения и общие рекомендации, основанные на изучении этих док­ладов; оказывает помощь в урегулировании споров между государства­ми-участниками относительно применения Конвенции; получает и рас­сматривает сообщения от отдельных лиц или группы лиц, подпадающих

§ 7. ООН и охрана прав человека

под юрисдикцию государств-членов, которые признали компетенцию Комитета по ликвидации расовой дискриминации в этом отношении.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, соз­данный в соответствии с Международным пактом об экономических, со­циальных и культурных правах 1966 г., также состоит из 18 экспертов.

Он был создан ЭКОСОС для рассмотрения докладов о выполнении Пакта.

Комитет по правам ребенка, образованный согласно Конвенции о правах ребенка 1989 г., состоит из 10 экспертов, выступающих в лич­ном качестве и избираемых государствами — участниками Конвенции сроком на 4 года с правом переизбрания, с учетом справедливого геогра­фического распределения и главных правовых систем. Комитет по пра­вам ребенка может запрашивать у государств — участников Конвенции информацию о выполнении ими требований Конвенции, о фактическом положении детей в стране, собирает и анализирует информацию о поло­жении детей в различных странах, вырабатывает соответствующие реко­мендации и один раз в два года через ЭКОСОС представляет доклад Ге­неральной Ассамблее ООН со своими предложениями и рекомендация­ми.

Комитет против пыток, созданный в рамках Конвенции против пы­ток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство ви­дов обращения и наказания человека 1984 г., состоит из 10 экспертов, избираемых государствами — участниками Конвенции сроком на 2 года с правом переизбрания, с учетом справедливого географического рас­пределения из числа лиц, имеющих юридический опыт. Комитет против пыток, получив достоверную информацию о систематическом примене­нии пыток на территории государства — участника Конвенции и при­знающего компетенцию Комитета, вправе предложить государству-уча­стнику сотрудничать в рассмотрении полученной информации; назна­чить одного или нескольких своих членов для проведения конфиденциального расследования (включая посещение территории этого государства с его согласия) и срочно представить по завершении расследования доклад Комитету против пыток и государству-участнику с результатами расследования. Краткий отчет о проведении расследова­ния Комитет против пыток включает в свой ежегодный доклад, пред­ставляемый государствам — участникам Конвенции и Генеральной Ас­самблее ООН.

Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении жен­щин, созданный в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации женщин 1979 г., состоит из 23 экспертов, избираемых государствами — участниками Конвенции сроком на 4 года с учетом справедливого географического распределения, представительства раз­личных форм цивилизации и основных правовых систем. Он рассматри­вает все вопросы дискриминации в отношении женщин, поступающие жалобы, сотрудничает с государствами — участниками Конвенции в раз­решении этих жалоб и представляет ежегодный доклад Генеральной Ас­самблее ООН о проделанной работе, с предложениями и рекомендация­ми общего характера на основе изучения докладов, информации, полу­чаемой от государств.

Глава /^Международное право прав человека

Следует отметить, что помимо перечисленных ряд органов ООН вре­мя от времени и в различной степени занимается вопросами прав чело­века. Они включают в себя Совет Безопасности, Секретариат, Междуна­родный суд, Комиссию международного права.

В частности, Совет Безопасности ООН, уполномоченный Уставом ООН определять существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делать рекомендации или решать вопрос о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности, в случае нарушения прав челове­ка в крупных масштабах может квалифицировать такие действия в каче­стве угрозы миру.

Комиссия международного права ООН провела большую работу в области прав человека по подготовке нескольких международных кон­венций, относящихся к проблемам гражданства и безгражданства.

Верховный комиссар ООН по делам беженцев осуществляет под эги­дой ООН защиту беженцев путем содействия заключению международ­ных соглашений о защите беженцев, наблюдения за выполнением поло­жений этих документов, разработки предложений о необходимых по­правках к ним, содействием облегченному допуску беженцев на территории государств и др.

Международный суд с момента своего создания рассматривал не­сколько споров между государствами, связанных с такими правами чело­века, как право убежища, права иностранцев, права ребенка. Кроме того, Международный суд давал консультативные заключения по таким вопросам прав человека, как последствия оговорок к Конвенции о гено­циде.

Следует отметить также и деятельность международных трибуналов, которые были учреждены ООН для судебного преследования лиц, ви­новных в совершении преступлений против человечности в бывшей Югославии и Руанде. Кроме того, по инициативе ООН создан Междуна­родный уголовный суд, который призван рассматривать преступления геноцида, военные преступления, преступления против человечности и агрессии (подробнее см. главу XXV).

Устав и главные органы ООН. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 26 июня 1945 г. был подписан Устав Организации Объединенных Наций. Этот документ был разработан союзниками по антигитлеровской коалиции в ходе Второй мировой войны. Название «Объединенные Нации» было предложено президентом США Франклином Рузвельтом. Впервые оно было использовано в Декларации, подписанной 1 января 1942 г., в которой 26 союзных государств обязались продолжать совместную борьбу против стран «оси» (Германии, Италии, Японии).

Подписанию Устава предшествовало несколько конференций и совещаний. Так, на конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в Москве в октябре 1943 г. была принята декларация, призывающая к скорейшему созданию международной организации для поддержания мира и безопасности, основанной на принципе равенства всех входящих в нее государств.

Эта цель была подтверждена и на встрече руководителей США, СССР и Великобритании в Тегеране в ноябре-декабре 1943 г.

На конференции в Думбартон-Оксе (особняк в пригороде Вашингтона) в августе-октябре 1944 г. представители СССР, США, Великобритании и Китая подготовили конкретные предложения по созданию будущей организации. Здесь были согласованы ее цели, структура и функции.

В ходе Ялтинской конференции в феврале 1945 г. лидеры СССР, США и Великобритании обсудили пакет документов, предложенный конференцией в Думбартон-Оксе, и дополнили его в ряде пунктов. В частности, здесь был решен вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности (принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности) и об участии в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР в качестве государств-основателей.

В соответствии с решением, принятым в Ялте, 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско была созвана конференция для выработки Устава новой международной организации. В ее работе приняли участие делегации 50 стран. На открытие конференции прибыли министры иностранных дел ведущих стран антигитлеровской коалиции. В течение двух месяцев состоялось 10 пленарных заседаний всех делегатов и около 400 комитетских заседаний, в ходе которых были преодолены разногласия и согласован главный документ будущей организации. Польша, не представленная на конференции, подписала его позже и стала 51-м государством-основателем ООН.

Преамбула Устава утверждает «веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций». Устав состоит из 19 глав и 111 статей. Он содержит фундаментальные принципы ООН: равенство и суверенность государств; запрещение прибегать к силе или к угрозе силой для решения международных споров; обязанность решать их путем переговоров. В документе также определены органы управления и правила функционирования организации. Обязательства по Уставу ООН имеют приоритет перед обязательствами по другим международным договорам.

24 октября 1945 г., когда документ был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств, он вступил в силу, и именно эта дата считается днем рождения ООН.

В течение 70 лет Организация Объединенных Наций является центром решения глобальных проблем. Сама ООН и более 30 входящих в ее систему учреждений ведут работу по поддержанию мира и послевоенному урегулированию, ликвидации последствий стихийных бедствий, оказанию помощи беженцам, содействию соблюдению прав человека, охране окружающей среды, борьбе с болезнями, сокращению масштабов нищеты.

Сегодня членами ООН являются 193 страны.

Главные органы ООН

Совет Безопасности (СБ) несет ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он состоит из 15 членов, 5 из которых постоянные (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай). 10 непостоянных членов СБ избираются Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. СБ ООН правомочен предпринимать от имени ООН действия по поддержанию или восстановлению мира, включая и действия, связанные с применением вооруженной силы. Заседает СБ в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) в составе 54 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на трехлетний срок, координирует деятельность специализированных учреждений ООН в экономической и социальной областях, в сфере культуры, образования и здравоохранения. Является центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем, предпринимает исследования и составляет доклады, дает рекомендации Генеральной Ассамблее и странам-членам ООН, готовит для представления в ГА проекты конвенций и созывает международные конференции в рамках своей компетенции. Ежегодно ЭКОСОС проводит одну основную и несколько коротких сессий попеременно в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке и в Отделении ООН в Женеве.

Совет по Опеке был создан для обеспечения международного наблюдения за подопечными территориями (территории, включенные в итоге Второй мировой войны в Международную систему опеки ООН). В основном это были бывшие подмандатные территории Лиги наций или колонии в Африке и острова в Тихом океане. Управление ими, по соглашению с ООН и под контролем Совета по опеке, получили Великобритания, Бельгия, Франция, Италия, США, Австралия и Новая Зеландия. К 1994 г. все подопечные территории перешли к самоуправлению или стали независимыми или присоединились к соседним независимым государствам. Последней перешла к самоуправлению подопечная территория Палау, находившаяся под управлением США и ставшая 185-м государством-членом ООН. В связи с этим 1 ноября 1994 г. работа Совета была приостановлена, однако она может быть возобновлена, если того потребуют обстоятельства. Местопребывание — штаб- квартира ООН в Нью-Йорке.

Международный суд является главным судебным органом ООН. В его компетенцию входит рассмотрение споров между государствами и вынесение консультативных заключений по запросам Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и специализированных учреждений ООН. Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на 9 лет, при этом его состав обновляется на треть каждые три года. В составе суда не может быть двух граждан одного и того же государства, традиционно в него входит по одному представителю от каждого постоянного члена СБ ООН. Все члены суда — юристы с признанным авторитетом. Местопребывания — Дворец Наций в Гааге (Нидерланды).

Секретариат обслуживает другие главные органы и осуществляет принятые ими программы и политические установки, включая руководство миротворческими операциями и посредничество в международных спорах, составление обзоров по значимым экономическим и социальным вопросам. Возглавляет Секретариат генеральный секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей на основе рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Секретариат расположен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

Правозащитные органы Организации Объединенных Наций

В обеспечении выполнения государствами международных договоров в области защиты прав человека, определении наиболее эффективных форм их применения значительную роль играет ООН, одной из целей которой является содействие соблюдению обязательств, вытекающих из договоров, «утверждающих веру в основные права человека» (преамбула Устава ООН). Функции и полномочия ООН в данной сфере включают принятие рекомендаций, созыв международных конференций, подготовку проектов конвенций и др. В ряде случаев органы ООН осуществляют контрольные функции за соблюдением государствами обязательств, взятых по соответствующим международным соглашениям, касающимся вопросов прав человека. Фактически все главные и значительное число вспомогательных органов ООН в той или иной степени занимаются этими вопросами, так как принцип сотрудничества государств в обеспечении прав человека пронизывает все направления деятельности ООН.

Ответственность за выполнение функций ООН но содействию обеспечению прав человека несет Генеральная Ассамблея ООН. Согласно п. «b» ст. 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея ООН «содействует международному сотрудничеству в осуществлении прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии», организации исследований и принятии рекомендаций, которые не являются юридически обязательными для государств – членов ООН.

Исследования, относящиеся к правам человека, по поручению Генеральной Ассамблеи ООН выполняются ЭКОСОС и его вспомогательными органами, специализированными учреждениями и Генеральным секретарем ООН (ст. 62, 63). Согласно ст. 68 Устава ООН ЭКОСОС вправе создавать необходимые вспомогательные органы по поощрению прав человека. В связи с этим на первой сессии ЭКОСОС в 1946 г. была создана Комиссия ООН по правам человека (далее – Комиссия), которая сыграла важную роль при установлении стандартов в области нрав человека. В частности при активном участии Комиссии разрабатывались проекты Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

Комиссией были созданы механизмы и процедуры для контроля за исполнением государствами международных норм по правам человека и проведены многочисленные исследования о нарушениях прав человека, носящих массовый характер. Комиссия неоднократно выявляла причины нарушений прав человека в той или иной области, принимала решения о проведении расследования массовых нарушений прав человека в различных странах. Проводя специальные расследования по вопросу о нарушении прав человека и основных свобод в отдельных странах Комиссия привлекала внимание членов ООН к наиболее острым проблемам нарушения международных стандартов. В соответствующих отчетах Комиссии подчеркивается, что все члены ООН обязаны поощрять и защищать права человека и основополагающие свободы и выполнять свои обязательства, которые были ими приняты, согласно различным международным актам в данной области. На основе принятых Комиссией решений, осуждающих нарушения прав человека в тех или иных государствах, Комиссия представляла соответствующие отчеты Генеральной Ассамблее ООН.

Несмотря на достигнутые Комиссией успехи в правозащитной деятельности, государства – члены ООН посчитали деятельность Комиссии недостаточно эффективной. К середине 2000-х гг. окончательно утратила свой авторитет, главным образом, из-за присутствия в ее составе нарушителей прав человека, а также но причине его политизации. Последнее заседание Комиссии было проведено в Женеве, 27 марта 2006 г.

В целях укрепления правозащитных механизмов ООН и обеспечения эффективного осуществления прав человека, Генеральная Ассамблея ООН резолюцией 60/251 от 15 марта 2006 г. учредила Совет по правам человека ООН (СПЧ) – уставной правозащитный орган в системе ООН, заменивший Комиссию по правам человека. Резолюция о создании СПЧ гласит, что «члены Совета должны поддерживать самые высокие стандарты в области поощрения и защиты прав человека». Генеральная Ассамблея уполномочена, путем голосования в две трети его членов, приостанавливать права и привилегии члена Совета, если он настойчиво совершает грубые и систематические нарушения прав человека.

В состав СПЧ входят представители 47 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН. Срок полномочий каждого члена составляет три года, и ни один из членов не может занимать его дольше двух сроков подряд. Места распределяются между региональными группами ООН следующим образом: 13 мест для государств Африки, 13 – для государств Азии, шесть – для стран Восточной Европы, восемь – странам Латинской Америки и Карибского бассейна и семь мест для западноевропейских и других государств (включая США, Канаду и Израиль).

С 2008 г. при СПЧ действует Консультативный комитет, который сменил существовавшую до 2006 г. Подкомиссию по поощрению и защите прав человека.

СПЧ может учреждать должности докладчиков, экспертов или рабочих групп по отдельным проблемам прав человека или по правам человека на определенной территории.

В качестве самостоятельных экспертных органов СПЧ действуют Консультативный комитет, Социальный форум, Форум по вопросам меньшинств и Экспертный механизм по правам коренных народов. Одним из основных направлений деятельности СПЧ является проведение универсальных периодических обзоров выполнения государствами – членами ООН обязательств в области поощрения и защиты прав человека.

К числу основных направлений работы СПЧ относятся:

– содействие учебно-просветительской деятельности в области прав человека, оказание консультационных услуг и предоставление по согласованию с заинтересованными государствами им технической помощи;

– организация и проведение широкого обсуждения тематических правозащитных вопросов;

– разработка для Генеральной Ассамблеи ООН рекомендаций относительно дальнейшего развития международного права в области прав человека;

– содействие государствам в выполнении международных обязательств в области прав человека;

– проведение всеобъемлющих периодических обзоров выполнения всеми государствами – членами ООН обязательств в области прав человека;

– содействие предотвращению нарушений прав человека и оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации в области прав человека.

По итогам работы за год СПЧ представляет соответствующий доклад Генеральной Ассамблее ООН.

В системе правозащитных органов ООН существенную роль играет учрежденный резолюцией 48/41 от 20 декабря 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН Верховный комиссар ООН но нравам человека. Резолюцией определены основные обязанности Верховного комиссара. Среди них:

– проведение в жизнь и защита осуществления всех гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав;

– обеспечение государствам по их просьбе консультативных услуг, технической и финансовой помощи в области прав человека.

Под руководством Верховного комиссара ООН по правам человека разрабатываются новые стратегии в целях содействия поощрению и защите прав человека, осуществляется техническое сотрудничество и оказывается поддержка национальным учреждениям в деле защиты прав человека, реализуются программы содействия правозащитным органам ООН, координации деятельности межправительственных и неправительственных учреждений, вовлеченных в борьбу за права человека. Многим странам оказывается консультативная помощь и поддержка в укреплении или создании национальных учреждений, координации программ ООН по образованию и информированию общественности в области прав человека.

Оперативную деятельность но осуществлению проектов и программ в области защиты прав человека осуществляет Управление Верховного

комиссара по правам человека (УВКПЧ). Заключая соглашения с правительствами отдельных стран, Верховный комиссар по правам человека создает в этих странах отделения УВКПЧ с мандатом, предусматривающим защиту и поощрение прав человека, в том числе посредством проведения мероприятий по наблюдению за положением в области прав человека на территории страны.

Уставные органы ООН;

Механизм международного контроля в рамках ООН

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Универсальный механизм международного контроля в области прав человека в структурном плане представляет собой совокупность внедоговорных и договорных (конвенционных) органов международного контроля.

Как было сказано выше, внедоговорные органы международного контроля создаются в рамках универсальных международных организаций, занимающихся кодификационной деятельностью в области прав человека. К ним относятся ООН, МОТ, ЮНЕСКО.

ООН обладает наиболее сложным и разработанным международным контрольным механизмом, что обусловлено ролью этой организации, выступающей от имени международного сообщества, и ее мандатом – «осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 1 п. 3). Кроме того, как уже указывалось, в Уставе ООН закреплена правовая база для формирования и развития института международной защиты прав человека.

Механизм международного контроля ООН включает как главные органы (уставные), так и вспомогательные (внеуставные), специально созданные для осуществления контроля за соблюдением государствами прав человека.

К главным органам ООН, имеющим контрольные функции в области прав человека, относятся: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Генеральный Секретарь, Международный Суд.

Совет Безопасности как главный орган занимает особое место в системе коллективной безопасности ООН. Согласно Уставу, на него возложена «главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности». Причем государства–члены ООН согласились с тем, что «при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени» (ст. 24). Столь важный статус Совета Безопасности обусловливает специфику его полномочий и придание его решениям (резолюциям), в отличие от других органов ООН, обязательной юридической силы.

К основной функции Совета Безопасности относится «определение существования любой угрозы миру и акта агрессии» и принятие решения о том, «какие меры следует предпринять… для поддержания или восстановления международного мира и безопасности» (ст. 39).

На первый взгляд, указанная функция Совета Безопасности не имеет отношения к правам человека, однако, принимая во внимание отсутствие в международном праве общепризнанного понятия «угроза миру», а также тесную связь грубейших нарушений прав человека с вооруженными конфликтами, следует считать оправданной практику Совета Безопасности по квалификации грубых и массовых нарушений прав человека как «угрозы миру» и принятию резолюций о применении соответствующих санкций в отношении государства–нарушителя.

Впервые Совет Безопасности использовал указанные полномочия в отношении Родезии (ныне Зимбабве) в 1965 г. Квалифицировав расистский режим в Родезии как «угрозу миру», он призвал все государства разорвать отношения с ней и установил эмбарго на торговлю нефтью и бензином.1 В дальнейшем Совет Безопасности стал активно использовать широкое толкование «угроза миру» и применять экономические санкции в случае массовых нарушений прав человека в различных странах: против Ирака (1990 г.), Югославии (1991 г.), Ливии (1992 г.), Либерии (1992 г.), Анголы (1993 г.), Сьерра–Леоне (1997 г.), режима «Талибан» в Афганистане (1999 г.).2

В чрезвычайных ситуациях, связанных с грубым и систематическим нарушением прав человека, Совет Безопасности, используя свое право согласно статье 42 Устава, «может принимать решение о применении вооруженной силы» для прекращения массовых нарушений прав человека. Так, Совет Безопасности ООН санкционировал применение вооруженной силы в Гаити в 1994 г. в связи с ухудшением гуманитарной ситуации, систематическим нарушением гражданских прав военной диктатурой, свергнувшей законное правительство.

Расширение контрольных функций в практике Совета Безопасности выразилось в принятии им мер по привлечению к уголовной ответственности физических лиц, включая высших должностных лиц государства, за совершение преступлений, связанных с грубым нарушением прав человека (этнические чистки, политика геноцида). На основании резолюций Совета Безопасности были созданы Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии [резолюция 827 (1993 г.)] и Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 г. [резолюция 955 (1994 г.)]. В настоящее время указанные трибуналы активно работают и осуществляют юрисдикцию в отношении таких преступлений как геноцид и преступления против человечности.

В соответствии с Уставом ООН Генеральная Ассамблея уполномочивается «обсуждать любые вопросы и дела в пределах Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных Уставом» (ст. 10). Включение в круг обсуждаемых Генеральной Ассамблеей вопросов, прав человека подтверждается в статье 13 Устава, гласящей, что Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях «осуществления прав и свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии».

Таким образом, из Устава вытекает, что контрольные полномочия в области прав человека Генеральная Ассамблея осуществляет в следующих формах: обсуждение, организация исследований, вынесение резолюций–рекомендаций. Вопросы, касающиеся прав человека, включаются в повестку дня каждой ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи. Кроме того, проводятся специальные сессии, посвященные конкретной проблеме в области прав человека, например, специальная сессия Генеральной Ассамблеи, проведенная в 2000 г. по теме «Женщины в 2000 г.: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в 21 веке».3 В настоящее время в центре внимания Генеральной Ассамблеи находятся вопросы, связанные с борьбой против дискриминации, расизма, ксенофобии во всех формах, защита прав уязвимых групп населения.

Методы и способы, которые применяет Генеральная Ассамблея для осуществления своих полномочий в области защиты прав человека, весьма разнообразны. Среди них следует выделить нормотворческую деятельность: все международные соглашения в области прав человека, разрабатываемые специальными органами ООН (Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин), обсуждаются в III Комитете Генеральной Ассамблеи (Комитет по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры), а затем принимаются на сессии Генеральной Ассамблеи путем вынесения резолюции одобрения.

Широко используется в практике деятельности Генеральной Ассамблеи принятие резолюций, касающихся проведения всемирных конференций (например, Всемирная конференция по правам человека 1993 г., Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ней нетерпимости 2001 г.). В ходе таких конференций обсуждаются наиболее острые проблемы, разрабатываются предложения и рекомендации, направленные на повышение эффективности защиты прав человека.

Так, в итоговых документах Венской конференции по правам человека (Декларации и Программе действий) получили закрепление новые концептуальные подходы к пониманию прав человека, их роли в международных отношениях, определены приоритеты в области прав и свобод человека. Государства ориентированы на скорейшую ратификацию важнейших международных соглашений в области прав человека, особенно Пактов о правах человека, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, установлены сроки ратификации. Предложено увеличение ресурсов, выделяемых на деятельность ООН в области прав человека, Генеральной Ассамблее рекомендовано провозгласить Десятилетие коренных народов мира и Десятилетие в области образования по правам человека, а также провести структурные изменения – ввести пост Верховного Комиссара по правам человека.

В дальнейшем деятельность государств и ООН была направлена на реализацию предложений и рекомендаций Венской конференции по правам человека.

Большие возможности для осуществления мониторинговых функций Генеральной Ассамблеи дает провозглашение Международных Десятилетий, посвященных правам конкретной социальной группы либо общей проблеме, связанной с правами человека. Так, декада 1983–1992 гг. была объявлена Генеральной Ассамблеей Международным Десятилетием инвалидов Организации Объединенных Наций; декада 1994–2004 гг. – Международным Десятилетием в области образования по правам человека; декада 1994–2000 гг. – Международным Десятилетием коренных народов мира. Проведение таких десятилетий сопровождается разработкой комплекса конкретных мер правового и организационного характера, охватывающих все формы работы Генеральной Ассамблеи: разработка и принятие международно–правовых документов, проведение международных конференций, обсуждение хода выполнения программы декады на сессии Генеральной Ассамблеи, с последующим принятием конкретных рекомендаций, учреждение новых структурных подразделений. Иллюстрацией может служить проведение Международного Десятилетия женщин Организации Объединенных Наций (1976–1985 гг.). В рамках указанного Десятилетия ГА ООН в 1979 г. была принята Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, проведены три всемирные международные конференции по проблемам женщин. Причем на III конференции был выработан документ, определявший «Перспективы стратегии в области улучшения положения до 2000 г.», который способствовал прогрессу в этой области. Однако в ходе обсуждения Программы Десятилетия и особенно рекомендаций указанного документа III конференции на сессиях Генеральной Ассамблеи было отмечено, что многие рекомендации документа не выполняются. Это послужило причиной созыва IV Всемирной конференции по проблемам женщин в 1995 г. и разработки Факультативного Протокола к Конвенции 1979 г., принятого ГА ООН в 1999 г. Данный Протокол наделил контрольный орган за соблюдением Конвенции 1979 г. – Комитет против дискриминации – правом принимать индивидуальные и коллективные жалобы на нарушения государствами положений Конвенции. Кроме того, в рамках проведения Десятилетия ГА ООН были приняты резолюции, учреждающие новые структурные подразделения: Международный фонд ООН для развития в интересах женщин, который является добровольным фондом, содействующим повышению политической и экономической роли женщин в развивающихся странах, и Международный учебный и научно–исследовательский институт по улучшению положения женщин, осуществляющий образовательные функции (разработка исследовательских и учебных программ с целью понимания гендерных проблем, усиления активности женщин в общественной и политической жизни, обеспечение их равенства с мужчинами).4

Генеральная Ассамблея осуществляет контрольные полномочия и через систему контрольных конвенционных органов (комитетов), учрежденных на базе универсальных международных конвенций, принятых в рамках ООН. Все они представляют доклады о своей деятельности в ГА и получают соответствующие рекомендации. В практике деятельности ГА, особенно в 1970–1980–е гг., было распространено обсуждение поведения государств, систематически нарушающих права населения, проживающего на их или контролируемых ими территориях, с вынесением резолюции–осуждения в отношении этих государств (например, в отношении Израиля за нарушения прав палестинцев на оккупированной территории Палестины). В настоящее время такая практика практически отсутствует.

Важная роль Генеральной Ассамблеи в области защиты прав человека усиливается разработкой и принятием международно–правовых документов стратегического характера, в которых определяются долгосрочные, ключевые задачи развития международного сотрудничества по правам человека. К таким документам относится Декларация тысячелетия ООН 2000г.

В ней в качестве фундаментальных ценностей в области прав человека провозглашаются: свобода, трактующаяся как право жить и растить своих детей в достойных человека условиях, свободных от голода и страха насилия, угнетения и несправедливости; равенство, означающее, что ни один человек, ни одна страна не может быть лишена возможностей пользоваться благами развития, а также гарантированное равенство прав и возможностей мужчин и женщин; солидарность, что означает решение глобальных проблем в соответствии с фундаментальными принципами равенства и социальной справедливости; терпимость, означающая, что при всем многообразии религий, языков и культур люди должны уважать друг друга, и существующие различия в рамках общества и между обществами не должны служить поводом для преследования, «а должны пестоваться в качестве ценнейшего достояния человечества».

К важнейшим задачам, которые стоят перед международным сообществом в области осуществления прав человека, Декларация относит: искоренение нищеты, обеспечение права на развитие наименее развитых стран, обеспечение равного доступа ко всем уровням образования для всех; осуществление стратегии, дающей молодым людям во всем мире реальный шанс найти достойную работу, гарантирование права на жизнь путем сокращения материнской и детской смертности и масштабов распространения ВИЧ/СПИДа, защита уязвимых групп населения, особенно детей, беженцев, перемещенных лиц, всего гражданского населения, испытывающих наибольшие страдания в результате стихийных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов. Декларация ориентирует государства на необходимость добиваться полной защиты всех прав человека для всех.5

Следует отметить, что контроль за выполнением положений Декларации возложен на ГА ООН, которая должна регулярно рассматривать ход осуществления положений Декларации. В частности, в 2005 г. предусмотрено проведение обзора выполнения Декларации в рамках ГА.

Экономический и Социальный Совет

Непосредственная защита прав и свобод человека возложена Уставом на Экономический и Социальный Совет (далее – Совет). Это выражается в первую очередь в подробной регламентации Уставом компетенции ЭКОСОС и форм ее реализации. В Уставе указывается, что Совет уполномочивается делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех (ст. 62), представлять проекты конвенций ГА по вопросам, входящим в его компетенцию, созывать международные конференции (ст. 62). Совет имеет право получать от государств–членов и специализированных учреждений ООН доклады о мерах, предпринятых ими в связи с выполнением его рекомендаций, представлять их ГА и сообщать последней замечания по этим докладам (ст. 64). Кроме того, он имеет право создавать «комиссии по поощрению прав человека».

Структура Совета и практика его деятельности полностью соответствуют уставным положениям. В структуру Совета входит Комиссия по правам человека, Подкомиссия по поощрению и защите прав человека, Комиссия по положению женщин, учрежденные им и осуществляющие основные функции по защите и контролю за соблюдением прав человека государствами. Все указанные органы подчинены Совету, который утверждает их решения, обсуждает их ежегодные доклады о работе, вынося соответствующие замечания, с последующим представлением этих докладов ГА ООН. Все конвенционные органы по контролю за соблюдением государствами универсальных международных соглашений по правам человека, принятых в рамках ООН, также отчитываются перед Советом, ежегодно представляя ему доклады о своей деятельности.

Значительны нормотворческие полномочия Совета в области разработки и принятия международных соглашений и международных стандартов по правам человека. Все проекты конвенций и деклараций по правам человека, разрабатываемые Комиссией по правам человека и Комиссией по положению женщин, представляются для обсуждения и замечаний в Совет, а затем передаются для окончательного принятия в ГА.

Кроме того, Совет выступает в качестве принимающего и утверждающего органа в отношении ряда важных международно–правовых документов по правам человека рекомендательного характера, которые касаются отправления правосудия и защиты прав лиц, подвергающихся задержанию или тюремному заключению: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.); Меры, гарантирующие права тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.); Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней (1989 г.).

Большую работу проводит Совет через систему своих региональных комиссий и Комиссию по устойчивому развитию по оказанию содействия в реализации права на развитие в отношении слаборазвитых африканских стран и малых островных государств, население которых страдает от нищеты, голода и болезней. Так, в ходе заседаний высокого уровня в 2004 г. Совет принял Декларацию министров о мобилизации ресурсов и создании благоприятных условий для искоренения нищеты в контексте осуществления Программы действий для наименее развитых стран на десятилетие 2001–2010 гг., принятой в 2001 г. Декларация призывает страны–доноры выделить наименее развитым странам более 0,2 от валового национального дохода в качестве официальной помощи в целях развития.6

Следует отметить важность постоянных структурных изменений организационной системы Совета, направленных на повышение его роли в поощрении и защите прав человека. В частности, в 2000 г. Совет принял решение об учреждении нового вспомогательного органа – Постоянного форума по вопросам коренных народов, который наделен правом давать консультации по вопросам, представляющим интерес для коренных народов. В 2004 г. Совет создал специальные консультативные группы (по Бурунди и Гвинее–Бисау) с целью повышения его роли в Африканских странах. Указанные группы должны содействовать налаживанию сотрудничества между властями стран и международным сообществом с целью содействия в мобилизации донорской поддержки на этапе перехода от оказания чрезвычайной помощи к обеспечению развития.

Анализ различных форм деятельности Экономического и Социального Совета позволяет прийти к выводу, что его тесное сотрудничество с функциональными и региональными комиссиями, а также конвенционными контрольными органами при сохранении руководящей роли Совета позволяет ему быть не только центральным форумом для обсуждения проблем, связанных с поощрением, уважением и соблюдением прав человека, но и вырабатывать практические рекомендации, адресованные государствам–членам ООН и международным контрольным органам, способствуя повышению эффективности их действий в области защиты прав человека.

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций

В Уставе ООН раскрываются в отличие от других главных органов полномочия Генерального секретаря ООН в отношении защиты прав человека. Устав закрепляет статус Генерального секретаря как главного административного должностного лица организации, присутствующего в этом качестве на заседаниях всех вышеупомянутых главных органов ООН и выполняющего иные функции, возлагаемые этими органами (ст. 97–98). Генеральный секретарь как главное административное лицо выступает от имени ООН во всех взаимоотношениях с государствами и другими международными организациями. В Уставе подчеркивается, что Генеральный секретарь ежегодно представляет доклад Генеральной Ассамблее о деятельности ООН. Это не только доказывает представительский характер должности Генерального секретаря, но и его право принимать участие во всех направлениях деятельности ООН, включая и защиту прав человека. Многогранность функций Генерального секретаря вытекает из статьи 99 Устава, устанавливающей право «доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые могут угрожать поддержанию мира и безопасности».

Об активной деятельности Генерального секретаря в области защиты прав человека, формах и способах, которые он использует с целью содействия уважению и соблюдению прав человека, свидетельствует структура Секретариата ООН, возглавляемого и формируемого Генеральным секретарем. В структуру Секретариата входят Департамент по политическим вопросам, Департамент операций по поддержанию мира, Управление по координации гуманитарной деятельности, Департамент по экономическим и социальным вопросам, Департамент общественной информации. Председатели указанных департаментов и управлений являются заместителями Генерального секретаря. На современном этапе деятельность Генерального секретаря ООН направлена на реализацию целей и задач, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН 2000 г. В области защиты прав человека они определены как искоренение нищеты и причин, ее порождающих, защита уязвимых групп, особенно детей и всего гражданского населения в условиях чрезвычайных гуманитарных ситуаций, вооруженных конфликтов, геноцида, осуществление права на развитие с учетом особых потребностей Африки, права человека, демократия и управление. Исходя из этого, можно сделать вывод, что функциональная направленность структурных органов соответствует осуществлению поставленных задач. Компетенция структурных органов включает: консультирование и содействие Генеральному секретарю, анализ ситуации в кризисных регионах и дача рекомендаций, административное и материально–техническое обеспечение проводимых мер. Так, Департамент по экономическим и социальным вопросам собирает и обрабатывает информацию по социальным, экономическим и экологическим вопросам, предоставляет ее государствам для обсуждения и выработки решений, консультирует заинтересованные правительства в выработке программ по устойчивому развитию, вопросам гендерного равенства, улучшению положения женщин.

Кроме того, Генеральный секретарь назначает своих представителей и посланников в страны и регионы, которые характеризуются нестабильностью политических режимов, внутренними вооруженными конфликтами, сопровождающимися насилием, беззаконием, нарушениями прав человека (Специальный представитель в Сомали, Специальный посланник в Судане, Специальный советник по Колумбии). Так, учрежденная Генеральным секретарем в 2003 г. Канцелярия Специального советника по Западной Африке должна следить за осуществлением рекомендаций Генерального секретаря, касающихся предотвращения конфликтов, обеспечения прочного мира и устойчивого развития с целью ускорения возвращения миллионов перемещенных лиц. В круг полномочий Канцелярии входит также обеспечение поддержки международного сообщества в осуществлении Программы «Новое партнерство в интересах развития Африки» (НЕПАД) путем проведения информационной, пропагандистской и аналитической работы.7 Тесно сотрудничает Генеральный секретарь ООН с новым специальным органом по защите прав человека – Управлением Верховного комиссара по правам человека, чему способствует статус Верховного комиссара, являющегося заместителем Генерального секретаря.

Генеральный секретарь посылает миссии в районы кризисных ситуаций, связанных с грубым и массовым нарушением прав человека, с целью выявления причин, установления фактов нарушения, выработки рекомендаций правительству и информирования Совета Безопасности ООН (например, миссия в Бурунди, миссия в Судане).

Значительна роль Генерального секретаря в области защиты прав человека, в период проведения миротворческих операций ООН, руководителем которых он официально является. Направляемые с санкции Совета Безопасности в районы вооруженного конфликта, миротворческие миссии способствуют соблюдению соглашений о перемирии между враждующими сторонами, стабилизации ситуации и восстановлению политических и правовых механизмов с целью прекращения насилия и массовых нарушений прав человека.

Основным методом практической деятельности Генерального секретаря является метод превентивной дипломатии, выражающийся в предоставлении добрых услуг с целью начала переговорного процесса с правительством государства либо конфликтующих государств для предотвращения или урегулирования конфликта, стабилизации обстановки, разрешения проблем, связанных с соблюдением прав человека (отмена смертной казни, освобождение заключенных). Содержание и результативность метода превентивной дипломатии, используемого Генеральным секретарем, можно проиллюстрировать на примере его деятельности в Судане. Вооруженный мятеж на западе Судана, начавшийся в 2004 г. и сопровождавшийся многочисленными актами насилия против гражданского населения, внесудебными расправами, неадекватная реакция правительства Судана на действия мятежников привели к значительным человеческим жертвам, массовому перемещению гражданского населения на территорию соседних стран (преимущественно Чада), приобретая характер полномасштабной чрезвычайной ситуации. В этих условиях с согласия правительства Судана Генеральным секретарем были посланы две миссии для оценки гуманитарной ситуации и положения с правами человека. Генеральный Секретарь лично посетил Судан и Чад с целью выработки рекомендаций по устранению причин и смягчению последствий конфликта. Результатом визита стало подписание коммюнике, согласно которому правительство Судана и ООН взяли на себя широкий круг обязательств, которые должны быть выполнены с целью урегулирования конфликта. Для контроля за выполнением обязательств был создан специальный механизм, сопредседателями которого стали министр иностранных дел Судана и Специальный представитель Генерального секретаря по Судану.8

Широко используются в практике деятельности Генерального секретаря ежегодные доклады о работе ООН, причем две трети содержания доклада посвящены деятельности по разрешению проблем, связанных с правами человека. Спецификой таких докладов является то, что они содержат не только информативный материал, но и рекомендации и предложения Генерального секретаря. В частности, в докладе, представленном Генеральным секретарем Генеральной Ассамблеей в августе 2004 г., сформулирован ряд основополагающих правил, которыми должны руководствоваться органы ООН при ведении переговоров о заключении мирных соглашений и предоставлении мандатов на проведение миротворческих операций. К ним относятся: отказ от любой амнистии за акты геноцида, военные преступления, преступления против человечности; необходимость того, чтобы национальные суды были независимыми и беспристрастными и соответствовали международным стандартам, обеспечивали признание и уважение прав потерпевших и исключали возможность вынесения судом смертной казни в отношении правонарушителей. Заслуживает внимания инициатива Генерального секретаря, сформулированная в его докладе «Укрепление ООН: программа дальнейших преобразований», по созданию эффективных организаций, занимающихся правами человека на страновом уровне, с целью обеспечения защиты прав человека в долгосрочном плане. Разработанный на основе этой инициативы Управлением Верховного комиссара по правам человека совместно с группой ООН по вопросам развития и Исполнительным комитетом по гуманитарным вопросам совместный план действий на период 2004–2006 гг. направлен на оказание помощи государствам–членам, по их просьбе в создании национальных систем защиты прав человека.

Анализ деятельности Генерального секретаря ООН позволяет сделать вывод, что Генеральный секретарь не только вносит весомый практический вклад в разрешение проблем, связанных с соблюдением прав человека, но и способствует совершенствованию механизма защиты прав человека как в рамках ООН, так и на внутригосударственном уровне.

Международный суд ООН

Согласно Уставу, Международный суд является главным органом ООН (ст. 92), и каждое государство–член ООН обязуется выполнять решения Международного суда по тому делу, в котором оно является стороной (ст. 94).

В соответствии со Статутом Международного суда он обладает достаточно широкой компетенцией: рассматривает юридические споры, касающиеся толкования международного договора; любые вопросы международного права; наличие факта, который в случае установления является нарушением международного обязательства; характер и размер возмещения за нарушение международного обязательства (ст. 36).9 Следовательно, в контексте международной защиты прав человека Суд имеет право толковать международные конвенции по правам человека, рассматривать любые нарушения международных обязательств в области прав человека, определять форму материальной ответственности государства, виновного в нарушении международного обязательства по правам человека. Вместе с тем число дел, рассмотренных Судом, крайне невелико. Это обусловлено, ограниченностью субъектов, которые могут обращаться в Суд. Только государства имеют право обращаться в Суд за рассмотрением споров. Физические и юридические лица такого права лишены. Среди межправительственных организаций только «ООН в лице главных органов и международные организации, имеющие статус специализированных учреждений ООН (ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ и др.), а также МАГАТЭ могут обращаться за консультативным заключением по юридическим вопросам» (ст. 65 Статута).

Сдерживающий эффект имеет и процедура обращения в Суд: стороны – государства подписывают соглашение–меморандум, подтверждающее их согласие на обращение в Суд и определяющее круг вопросов для рассмотрения Судом, либо заявляют путем одностороннего акта (Декларации) о признании обязательной юрисдикции Суда (таких деклараций немного – 60, что составляет небольшой процент по сравнению с общим количеством государств–членов ООН – 191). Как признание обязательной юрисдикции Международного суда рассматривается положение международного договора, предусматривающее обращение в Суд в случае разногласий между государствами–участниками договора по поводу его применения и толкования. Только Конвенция о пресечении и наказании геноцида 1948 г. содержит такое положение. Ряд других конвенций по правам человека (Конвенция о пресечении и наказании апартеида 1973 г., Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации) предусматривает возможность обращения государств в Суд, если они не достигли согласия в отношении любых иных средств разрешения спора.

К наиболее значимым решениям по рассмотренным Судом спорам, содержащим правовую квалификацию прав человека, относятся следующие решения: по иску Боснии и Герцеговины к Союзной Югославии (1996 г.) относительно ее ответственности за акты геноцида в отношении мусульманского населения в период вооруженных конфликтов; по иску Парагвая против США (1998 г.), по иску Федеративной Республики Германии против США (1999 г.) относительно нарушения США права консульских учреждений указанных государств на защиту своих арестованных и привлеченных к уголовной ответственности граждан. Так, в решении по иску Боснии и Герцеговины Суд указал, что «содержащиеся в Конвенции о геноциде права и обязанности являются правами и обязанностями erga omnes (международного сообщества в целом). Поэтому обязанность каждого государства предотвращать преступления геноцида и наказывать за него территориально не ограничивается Конвенцией».10 Суд подчеркивал особую значимость основополагающих прав человека как обязательств erga omnes и в своих Консультативных заключениях. В частности, в Консультативном заключении по запросу Совета Безопасности ООН, который касался юридических последствий, вытекающих из присутствия ЮАР в Намибии (1970 г.), Суд заявил, что «политика Правительства ЮАР в Намибии, направленная на полное физическое разделение рас и этнических групп, представляет собой полное отрицание фундаментальных прав человека в нарушение целей и принципов Устава ООН». Поэтому противоправность присутствия ЮАР в Намибии должна быть признана всеми государствами в том смысле, что ЮАР создает «erga omnes противоправность ситуации, представляющей нарушение международного права».11 Кроме того, Суд в своих решениях при рассмотрении споров высказывал свою позицию относительно правомерности методов обеспечения прав человека, используемых в практике государств. В решении по иску Никарагуа против США (1986 г.) по обвинению последних в военной и полувоенной деятельности против Никарагуа Суд заявил, что «использование силы не может считаться допустимым методом обеспечения уважения к правам человека… Защита прав человека, преследующая гуманитарные цели, не может быть использована для минирования портов, разрушения зданий … и не может служить правовым основанием для оправдания поведения Соединенных Штатов».12 Изложенные аргументы Международного суда ООН широко используются в доктрине международного права для доказательства противоправности гуманитарных интервенций, часто применяемых США и в настоящее время.

Еще по теме:

  • Корсары гпк оружие в мод паке Корсары гпк оружие в мод паке Уважаемое корсарское сообщество! BlackMark Studio рада предложить Вашему вниманию новый продукт - мод-пак 1.3 Adventure Tales для игры "Корсары: Город Потерянных Кораблей" Идей оказалось столько, что для их воплощения […]
  • Если шумят соседи в выходные Соседи шумят: ваши права и порядок действий 31 марта 2017 г. Что делать с шумными соседями? Можно ли привлечь их к ответственности? Какая существует ответственность за шум в ночное время? Что делать, если вас самих обвиняют в том, что вы шумите? […]
  • Закон о гос регистрации имущества Новый закон о регистрации: пять причин успеть оформить недвижимость до нового года Юрисконсульт отдела правового обеспечения сделок с недвижимостью ООО "Интерцессия" специально для ГАРАНТ.РУ В июле 2015 года на смену действующему Федеральному […]
  • Ввод в эксплуатацию агзс Ввод в эксплуатацию агзс Свежие новости о разработке и вступлении в силу нормативных документов. Обсуждение тем: эксплуатация опасных производственных объектов, идентификация, регистрация в государственном реестре, страхование, лицензирование, […]
  • Крупная сделка бюджетного учреждения это Бюджетному учреждению предстоит совершить крупную сделку, цена которой свыше 10% показателя строки 410 графы 10 баланса (ф. 0503730). Согласно письму Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17076 в балансовую стоимость активов, используемых при […]
  • Правила перевозки детей в автомобиле до 12 лет в 2018 году Перевозка детей в автомобиле в 2018 году По состоянию на январь 2018 года перевозка детей в автомобиле определяется ПДД с поправками от 12.07.2017. Правила перевозки детей регулируются пунктом 22.9 ПДД. Ниже мы приводим ответы на самые частые […]