Богданов право на жилище

Конституционное право граждан на жилище. Статьи по предмету Жилищное право

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ

Б.В. ПРАСОЛОВ

1. Для того чтобы установить содержание и природу конституционного права граждан на жилище, необходимо дать общую характеристику прав и свобод человека и гражданина. При этом следует учитывать то, что согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека .
———————————
Миронов В.И., Прасолов Б.В. Некоторые проблемы ретроспективного действия казуальных интерпретаций Конституционного Суда РФ // Семейное и жилищное право. 2015. N 6. С. 45.

Во-первых, законодательство различает такие понятия, как «права» и «свободы». Общее для них заключается в том, что обладание ими есть возможность самостоятельно избирать тот или иной вид поведения и осуществлять как права, так и свободы без чьей-либо помощи. А различие между ними состоит в том, что права связаны с возможностью прибегнуть к содействию государства (органов государственной власти, должностных лиц), на которое возлагается предварительная публичная обязанность создать условия для осуществления этих прав. Свобода, в свою очередь, означает для человека возможность избегать воздействия со стороны государства (органов государственной власти, должностных лиц), связанного с различного рода ограничениями, а также потребовать устранения препятствий, мешающих ее осуществлению. В этом смысле свобода — это независимость от государства. Таким образом, право предполагает активное поведение (положительную обязанность), а свобода — пассивное (отрицательную обязанность).
Во-вторых, некоторые свободы озвучены законодателем (да и в юридической литературе) как права: например, право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства; право на неприкосновенность жилища. Поэтому следует иметь в виду, что термин «права человека» является обобщающим и используется для одновременного обозначения как прав (иногда их называют позитивными правами, поскольку на власть возлагается обязанность обеспечить осуществление этих прав), так и свобод (а их в этом же контексте называют негативными правами, поскольку на власть возлагается обязанность не вмешиваться в осуществление свобод). Когда же употребляется выражение «право на свободу», то это не что иное, как правомочие гражданина при реализации данной свободы. Таким образом, право реализуется и охраняется как абсолютное имущественное положительное право, а свобода реализуется и защищается как абсолютное личное отрицательное право .
———————————
Прасолов Б.В. Жилищное право: Курс лекций: В 9 ч. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2015. Ч. 1. С. 46.

В-третьих, именно поэтому безрезультатны многочисленные попытки некоторых юристов отыскать конкретных обязанных лиц, противостоящих гражданам, имеющим «конституционное право» на жилище. Поэтому если речь идет о естественном праве на жилище, то их можно отыскать (как и в любом абсолютном правоотношении) лишь в случае нарушения права на жилище (неисполнения обязанности создать условия для его реализации) .
———————————
Суханов Е.А. Гражданское право: В 3 томах. М., 2015. Т. 1. С. 132.

В-четвертых, поскольку человек обладает естественными правами с момента рождения, то для их приобретения не требуется совершение волевых действий, не обязательно вступать в какие-либо правоотношения. Следовательно, человек имеет естественные права независимо от наличия дееспособности.
В-пятых, естественные права принадлежат человеку также независимо и от правоспособности, объем которой установлен в конкретном государстве в определенный исторический момент. Человеку достаточно родиться — и он приобретает естественно-правовой «общечеловеческий» статус.
В-шестых, государство признает и защищает естественные права не в полном объеме. Пределы признания естественных прав зависят как от объективных, так и от субъективных причин. Поэтому отдельно взятое «конституционное право» представляет собой этакого «буратино», выструганного из «полена» естественного права.
В-седьмых, человек обладает не только неотъемлемыми (естественными) правами. У него в течение жизни возникают, изменяются или прекращаются такие права, которые по отношению к его естественной природе носят внешний характер. Это производные или вторичные (абстрактные) права, которые каждый человек может как иметь, так и не иметь. Чтобы приобрести производные права, необходимо наличие дополнительных юридических фактов. В отличие от этих (не «естественных») прав, «естественные» права реализуются без всяких предварительных условий (даже в том случае, когда государство не создало условий для осуществления естественных прав).
В-восьмых, общее у естественных и «не естественных» прав в том, что и те и другие неотчуждаемы и неизменяемы. Это свойство сохраняется за ними при любых обстоятельствах: юридически они не могут быть утрачены, даже если фактически отчуждены от их носителя по каким-либо причинам. Поэтому вряд ли корректно говорить о том, что гражданин может распорядиться своим (естественным или производным) конституционным правом на жилище, он может распорядиться лишь теми конкретными имущественными правами на конкретное жилое помещение, которые у него возникли в результате реализации права на жилище.
В-девятых, после реализации право на жилище (как и совокупность производных прав на жилище) никуда не девается, оно сохраняется в том же объеме, что и было у человека с момента рождения. В этом постоянстве и неизменяемости усматривается некая абстрактность естественных и «не естественных» прав, этим они похожи на правоспособность, но отличаются от субъективных прав. Однако естественные права человека всегда реальны (всегда в наличии), в этом состоит их отличие от правоспособности — абстрактной возможности иметь какие-либо права. Поэтому с достаточной степенью уверенности можно утверждать, что совокупность производных прав на жилище представляет собой не что иное, как элемент конституционной правоспособности. Как следствие, ставится под сомнение существование «общерегулятивных» отношений. Видимо, это правовая фикция.
2. Новеллы конституционного регулирования практически не отразились на подходах юридической науки к определению юридической природы и содержанию права на жилище. Сегодня превалирует мнение, что содержание права на жилище складывается из двух составных частей. Во-первых, право на жилище означает, что государство гарантирует каждому человеку возможность пользоваться тем жилищем, которое у него имеется на данный момент по тем или иным правовым основаниям. Во-вторых, конституционное право на жилище заключается в том, что государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем и имел возможность улучшить свои жилищные условия путем приобретения другого жилья за счет собственных средств либо бесплатно или за доступную плату .
———————————
Жилищные права: пользование и собственность: Комментарии и разъяснения / Под ред. И.Б. Мартковича. М., 1997. С. 20 — 31.

Наиболее подробно содержание права на жилище проанализировал П.И. Седугин, выделив шесть юридически значимых возможностей: стабильность пользования имеющимся жильем; улучшение своих жилищных условий; использование жилья в интересах других граждан; обеспечение жильцам здоровой среды обитания; недопустимость произвольного лишения граждан жилья; неприкосновенность жилища . Он утверждал, что право на жилище на стадии пользования жилым помещением реализуется в конкретных правоотношениях, в которых соответствующие органы государства, частные, кооперативные и общественные организации, иные лица выступают в качестве наймодателей, а граждане — в качестве нанимателей жилых помещений. Причем право на получение гражданами жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда реализуется в административно-правовом порядке, а в домах частного жилищного фонда — в гражданско-правовом порядке .
———————————
Седугин П.И. Жилищное право. М.: Норма, 1997. С. 19 — 20.
Седугин П.И. Жилищное право. М.: Норма, 1997. С. 28 — 29.

В.Е. Богданов в результате проведенного исследования сделал вывод, что право на жилище является субъективным гражданским правом . О.Ю. Усков попытался опровергнуть мнение о гражданско-правовой природе права на жилище и доказать, что это субъективное публичное (административное) право . П.В. Крашенинников, анализируя природу права граждан РФ на жилище, совершенно правильно констатировал, что это право является конституционным .
———————————
Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище // Журнал российского права. 2003. N 4. С. 28.
Усков О.Ю. Эволюция права на жилище (законодательство и доктрина) // Журнал российского права. 2005. N 8. С. 50.
Крашенинников П.В. Жилищное право. М.: Статут, 2010. С. 11.

Другими словами, конституционное право на жилище включает в себя как часть содержания естественного права на жилище (признанного и охраняемого государством), так и совокупность вторичных (производных) прав, приобретение которых обусловлено наличием определенных обстоятельств. Эти производные абстрактные права, по сути, являются элементом конституционной правоспособности. Именно поэтому содержание «конституционного» права на жилище многозначно и шире: оно не сводится ни к естественному праву на жилище, ни к какому-либо одному отраслевому субъективному праву (гражданскому или административному), ни к нескольким отраслевым (например, жилищно-правовым) или разноотраслевым субъективным правам.
3. Человек как субъект конституционного права является обладателем и естественных прав, и конституционной правоспособности. Особенность конституционной правоспособности предопределена спецификой конституционных прав. Так, любая отраслевая правоспособность является дополнительной гарантией в осуществлении своих субъективных прав. Это связано с тем, что отраслевые права возникают у человека на основе норм права, которые определяют основания и порядок приобретения таких прав.
В отношении конституционной правоспособности дело обстоит несколько иначе ввиду наличия естественных прав. Она выступает в качестве ограничивающего фактора. Объем правоспособности устанавливает государство (в Конституции РФ), и она не в полном объеме соответствует содержанию естественных прав. Поскольку естественные права неотъемлемы и государством не устанавливаются, то государство не может определять границы этих прав. Но государство может признать существование этих прав и установить пределы их признания и защиты. Поэтому конституционная правоспособность в отношении естественных прав определяет объем признания государством естественных прав и объем государственных гарантий по реализации этих прав .
———————————
Зайцева А.М. Начало жизни человека как граница конституционной правоспособности // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 10. С. 18.

Возникновение конституционной правоспособности определяется моментом рождения человека, а прекращение — моментом смерти. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Аналогичное правило установлено ч. 2 ст. 17 ГК РФ: правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
4. Каждый человек имеет возможность быть субъектом права. Объем такой возможности для граждан любого государства должен быть одинаковым, поскольку это обеспечивает их равноправие, что является одним из достижений современной цивилизации.
Конституционная правоспособность граждан — это признаваемая государством за каждым гражданином возможность иметь субъективные гражданские права и нести обязанности, она не принадлежит человеку от природы (ею человека наделяет государство). Поэтому основные естественные права человека в полном объеме не могут быть элементом правоспособности граждан. Однако обрубок естественных прав («буратино») — создание искусственное, результат деятельности государства. Поэтому он становится элементом конституционной правоспособности.
Несмотря на то что возникновение и прекращение правоспособности закон связывает с естественными событиями, правоспособность не является биологическим свойством человека, она не возникает в силу природы человека. Это социально-правовое свойство, которое определяется нормами права и является юридическим основанием для приобретения субъективных прав .
———————————
Малеин Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР. М., 1981. С. 54.

Реализация вторичных конституционных прав, входящих в содержание конституционных прав, обусловлена различными обстоятельствами. Следовательно, они отличаются от естественных прав не только объемом признания и пределами охраны, но и наличием оснований возникновения. Они сами устанавливают в определенной мере объем и пределы признания естественных прав, поскольку сами являются элементом конституционной правоспособности. При этом у юридических лиц, в отличие от граждан, потребность в жилище возникнуть не может . Поэтому в содержании правоспособности юридических лиц отсутствует право на жилище.
———————————
Миронов В.И., Прасолов Б.В. Проблемы ответственности председателей правления жилищных и жилищно-строительных кооперативов // Семейное и жилищное право. 2015. N 3. С. 45.

Правоспособность граждане реализуют посредством приобретения и осуществления конкретных субъективных прав, создания для себя обязанностей и их исполнения. Гражданин не может отказаться от правоспособности или ее части, а также передать ее другому лицу, в отличие от большинства субъективных прав, которые могут быть переданы другим лицам. Возможно лишь ограничение (обычно временное) отдельных возможностей ее реализации (приобретения конкретных субъективных прав). Объем правоспособности лица связан с гражданством. Прежде всего, гражданам РФ правоспособность предоставляется в полном объеме. Иностранные граждане не могут обладать более широкими правами, чем граждане нашей страны. Так, иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ . Например, ч. 5 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что иностранным гражданам не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, если международным договором РФ не предусмотрено иное. Именно такой случай предусмотрен в решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 5 «О беспрепятственном обмене жилых помещений» .
———————————
См.: ст. 4 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.
Ведомственное приложение к «Российской газете». 1996. 28 сентября.

5. В отличие от субъективного права, правоспособность — это общая предпосылка, на основе которой при наступлении определенных юридических фактов у лица возникает конкретное субъективное право. Это лишь абстрактная возможность иметь указанные в законе права и обязанности, а субъективное право — это уже существующее право, принадлежащее конкретному лицу (реализованная возможность). Содержание правоспособности — совокупность прав и обязанностей, которые граждане могут иметь по действующему законодательству. Совокупность субъективных прав и обязанностей представляет собой также правовой статус гражданина. Смешение понятий «правоспособность гражданина» и «правовой статус гражданина» происходит именно потому, что в обоих случаях речь идет о правах и обязанностях, их совокупности. Только в первом случае это совокупность прав, которые могут принадлежать каждому человеку, а во втором случае это совокупность конкретных прав, принадлежащих конкретному человеку.
Субъективное право является элементом правоотношения, а правоспособность — свойством субъекта права. Правоспособностью обладают все граждане РФ в одинаковом, неизменном объеме, а объем субъективных прав (правовой статус) у граждан различается и изменяется во времени. Конкретное субъективное право может отсутствовать у отдельно взятого физического лица. Например, всем гражданам принадлежит возможность иметь на праве собственности жилое помещение, но право собственности на конкретные жилые помещения есть лишь у отдельных граждан. Другие граждане пользуются жилыми помещениями на основании договора социального или коммерческого найма, являются временными жильцами или поднанимателями и т.д.
Таким образом, приобретая субъективные права и создавая для себя обязанности, гражданин приобретает соответствующий правовой статус. Рассматривая конституционные права и обязанности, можно выделить три вида статусов:
1) естественно-правовой (реальный),
2) конституционный (универсальный),
3) отраслевой (конкретный).
Конституционно-правовой статус, приобретаемый гражданином в результате реализации права на жилище, — совокупность естественных и субъективных прав, принадлежащих конкретному человеку, возможность обладания которыми предусмотрена Конституцией РФ. В нем можно выделить три разнопорядковые части: постоянную (неизменяемую), переменную (изменяемую) и смешанную (то, что мы назвали «буратино»).
6. Таким образом, согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В этом праве можно выделить три аспекта:
1) это естественное неотчуждаемое неизменяемое право, принадлежащее каждому человеку от рождения, элемент естественно-правового статуса человека;
2) это элемент содержания конституционной правоспособности гражданина, состоящий из того, что осталось от естественного права на жилище в результате его признания государством («буратино»), и совокупности прав, производных от естественного права на жилище, возможность обладания которыми предусмотрена Конституцией РФ;
3) это элемент конституционного статуса, включающего в себя субъективные права, приобретенные конкретным индивидуумом в результате реализации жилищных прав, предусмотренных соответствующим элементом конституционной правоспособности.
Конституционное право на жилище (как элемент конституционной правоспособности) носит межотраслевой характер, имеет сложное содержание и в рамках предмета жилищного права (ст. 4 ЖК РФ) включает в себя две основные юридические возможности, вытекающие из Конституции РФ:
1) возможность владения и пользования жилыми помещениями в домах государственного, муниципального и частного жилищных фондов на условиях типовых договоров найма, на основании вселения в жилые помещения в домах жилищных кооперативов, а также по другим основаниям, предусмотренным жилищным законодательством;
2) возможность для отдельных категорий граждан улучшать свои жилищные условия путем признания их нуждающимися и предоставления жилых помещений государственного, муниципального или частного жилищного фонда социального использования (наемные дома) по типовым договорам найма в соответствии с нормами, установленными жилищным законодательством .
———————————
Прасолов Б.В. Жилищное право: Курс лекций: В 9 ч. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2015. Ч. 1. С. 48.

Литература

1. Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище // Журнал российского права. 2003. N 4. С. 21 — 29.
2. Жилищные права: пользование и собственность: Комментарии и разъяснения / Под ред. И.Б. Мартковича. М., 1997.
3. Зайцева А.М. Начало жизни человека как граница конституционной правоспособности // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 10. С. 17 — 24.
4. Крашенинников П.В. Жилищное право. М.: Статут, 2010.
5. Малеин Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР. М., 1981.
6. Миронов В.И., Прасолов Б.В. Некоторые проблемы ретроспективного действия казуальных интерпретаций Конституционного Суда РФ // Семейное и жилищное право. 2015. N 6. С. 41 — 45.
7. Миронов В.И., Прасолов Б.В. Проблемы ответственности председателей правления жилищных и жилищно-строительных кооперативов // Семейное и жилищное право. 2015. N 3. С. 43 — 45.
8. Прасолов Б.В. Ответы на вопросы пресс-конференции «Практика применения Жилищного кодекса РФ и лишения права на жилище» // Жилищное право. 2007. N 8. С. 2 — 12.
9. Прасолов Б.В. Жилищное право: Курс лекций: В 9 ч. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2015. Ч. 1.
10. Седугин П.И. Жилищное право. М.: Норма, 1997.
11. Усков О.Ю. Эволюция права на жилище (законодательство и доктрина) // Журнал российского права. 2005. N 8. С. 38 — 52.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Жилищное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Право на жилище: история и сегодняшний день Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Сотникова Л.В.,

Текст научной работы на тему «Право на жилище: история и сегодняшний день»

ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ: ИСТОРИЯ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

Л.В. Сотникова, преподаватель кафедры государственно-правовых

Жилищная проблема для нашей страны -одна из наиболее острых и массовых. Право на жилище является, на сегодняшний день, пожалуй, одним из самых декларативных социально-экономических прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации1.

Впервые право граждан на жилище было закреплено в Конституции (Основном Законе) СССР 1977 года (ст.44)2. Вскоре советская пропагандистская машина объявила право на жилище, «для которого создана надежная материальная база»3, величайшим завоеванием социалистического строя. Нередки были восторженные комментарии отдельных ученых, о том, что право на жилище представляет собой реальную и гарантированную возможность удовлетворения жилищных потребностей граждан. В жилищной сфере царила обстановка эйфории. Страна принимала рапорты об успехах в области жилищного строительства, темпы которого не имели прецедента в истории. Так, в материалах XXV съезда КПСС отмечалось, что в период с 1956 по 1976 гг. в СССР было построено свыше 2 миллиардов квадратных метров жилья и это позволило перейти к распределению вновь вводимой жилой площади по принципу: квартиру — одной семье4. Для сравнения за 70 лет советской власти в СССР было всего построено 3,5 млрд. кв. м. жилья5.

Но реальность была не столь радужна. Люди продолжали жить в бараках, подвальных помещениях, полуразрушенных строениях, «времянках», «коммуналках». Граждане, десятки лет, формально числясь в очередях, не могли улучшить свои жилищные условия. Так, в 1988 году 37-40 млн человек, то есть 14 % населения Советского Союза считались нуждающимися в улучшении жилищных условий (это лица, которые имели обеспеченность жильем менее 5 кв. м на человека), еще для 57 млн. человек эта цифра составляла от 5,1 кв. м до 7 кв. м на человека)6.

Разрыв между декларациями и фактическим положением дел в сфере обеспечения граждан жильем был огромен.

Распад Советского Союза вызвал небывалые кризисные явления во всех областях общественной жизни. В период 1992-1995 гг. жилищное строительство в России практически прекратилось. У страны не было денег.

Кроме того, стало ясно, что в условиях перехода к рыночным отношениям государство просто не в состоянии гарантировать обеспечение всех своих граждан бесплатным жильем.

Нельзя сказать, что государством вообще ничего не делалось в жилищной сфере, но положение дел лучше не становилось. 2005 год принес российскому обществу новое понятие: «национальный проект», которое было встречено далеко не однозначно. Так, одни восприняли попытки комплексной реформы социальной сферы (жилищной, здравоохранения, образования) и сельского хозяйства как очередную порцию популизма перед предстоящими выборами, другие видят в них катализатор, позволяющий ускорить модернизацию данной области, так как «проблемная социальная сфера . способна существенным образом тормозить социальное развитие государства»7.

Жилище относится к тем естественным потребностям человека, без удовлетворения которых его существование нельзя называть человеческим. Человек не может жить без еды, одежды, медицинского ухода и жилища. Данные положения нашли свое отражение в международных документах. В частности, Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций в ст. 25 закрепляет, что каждый имеет право на такой жизненный уровень, включая одежду, жилище, медицинский уход и такое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи8. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государств — участников принимать все меры для обеспечения осуществления права каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий в себя достаточное питание, одежду и жилище, а также на непрерывное улучшение жизни (ст. 1 I)9.

Конституция Российской Федерации провозгласила право каждого на жилище (ст. 40). Слово «каждый» означает, что данное право гарантируется российским государством любому физическому лицу, законно находящемуся на территории России вне зависимости от гражданства. Однако, в научной и учебной литературе, право на жилище рассматривает-

ся с точки зрения субъективного права россиян, без учета особенностей его содержания и реализации для иностранных граждан. Представляется, что такой подход к определению субъектов рассматриваемого права противоречит ст. 17 Конституции Российской Федерации (признание и гарантированность в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права), и ст. 19 Конституции Российской Федерации (равенство всех перед законом и судом).

Содержание права на жилище эволюционировало вместе с развитием государства. Так, Конституция СССР 1977 г. обязывала государство обеспечить жильем всех граждан и данная обязанность базировалась на том, что львиную долю жилищного фонда занимал государственный и общественный сектор. Государство содействовало кооперативному и индивидуальному строительству, но его удельный вес был весьма невелик. Основной задачей было справедливо распределить под общественным контролем построенную жилую площадь, а также обеспечить невысокую плату за квартиру и коммунальные услуги.

Конституция Российской Федерации 1993 г., по иному подходит к решению жилищной проблемы своих граждан. Сохраняя положение, что каждый имеет право на жилище, она, тем не менее, гарантирует, в узком смысле «крышу над головой»10. Круг лиц, имеющих право получить жилье бесплатно или за доступную плату, ограничивается малоимущими и иными указанными в законе гражданами. Государство же в соответствии с ч. 2 ст. 40, в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, поощряет жилищное строительство и создает условия для осуществления права на жилище.

Таким образом, удовлетворение жилищных потребностей, по большому счету, стало личным делом граждан. В принципе, такой подход к решению жилищной проблемы оправдан. Гражданин, у которого есть возможности и способности заработать себе на жилье, безусловно, и должен это делать сам. Государство должно взять на себя заботу об обеспечении жильем малообеспеченных, социально — незащищенных категорий своих граждан.

Следует отметить, что институт «права на жилшце» еще задолго до своего конституционного закрепления активно развивался в научной литературе.

Так, в 60-х годах XX в. вопросы содержания права на жилище исследовались В.П. Грибановым, А.Ю. Кабалкиным, В.Ф. Чигиром и другими. Большинство ученых данного пе-

риода отождествляли понятия «право на жилище» и «право на жилую площадь». Следует отметить, что термин «право на жилую площадь» был впервые введен в научный оборот в 1940 г. С. И. Асканазием, который понимал под ним особый гражданско-правовой институт”.

В. П. Грибанов и А. Ю. Кабалкин определяли, что право на жилье — это право гражданина, нуждающегося в жилье, на удовлетворение его жилищных нужд12.

Современное понимание права на жилище значительно шире понятия «право на жилое помещение». Так, В. П. Скрипко считает, что конституционное право на жилище — это гарантированная для каждого гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным постоянным жильем, а также юридическая возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилья13. А. Н. Кичихин, И. Б. Марткович, Н, А. Щербакова включают в содержание права на жилище право на неприкосновенность жилища, а также право граждан Российской Федерации на свободу’ выбора места жительства14.

Е. В. Богданов в содержание конституционного права на жилище включает правомочия граждан: право пользования имеющимся жилым помещением; право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного и муниципального фондов и право на удовлетворение жилищной потребности путем приобретения жилого помещения в собственность по гражданско-правовым сделкам или в результате участия в жилищном строительстве15.

Огромный вклад в развитие учения о праве граждан на жилище внес П. И. Седугин, который сводил право на жилище к шести основным юридическим возможностям, «вытекающим из содержания ст. 40 Конституции Российской Федерации:

1) возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов;

2) возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, — путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; другими

лицами — путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка;

3) возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина — собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (коммерческого найма

4) обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека;

5) большое значение имеет положение ст. 40 Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольно лишать граждан права;

6) с конституционным правом на жилище тесно и непосредственно связаны и такие нормы Конституции Российской Федерации, которые предусматривают неприкосновенность жилища и защиту от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенность частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др»16.

Анализ существующих теоретических взглядов на содержание права граждан на жилище, с учетом положений нового Жилищного кодекса Российской Федерации17 позволяет сделать вывод о возможности его понимания в узком (гражданско-правовом смысле) и широком (конституционно-правовом) смыслах.

Так, в узком смысле (гражданско-правовой аспект) право граждан на жилище может рассматриваться как право на конкретное, уже имеющееся у человека помещение, и недопустимость его произвольного лишения.

В широком смысле (конституционно-пра-вовой аспект) право граждан на жилище — это принадлежащее каждому от рождения неотчуждаемое право, включающее в себя гарантированные государством:

1) возможность быть обеспеченным жилищем, пригодным для постоянного проживания;

2) возможность удовлетворения жилищных потребностей;

3) право на неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения;

4) право на безопасность жилища;

5) право на свободное передвижение, выбор места жительства и места пребывания;

6) право на беспрепятственное осуществление принадлежащих гражданину жилищных прав.

Анализ содержательной стороны права на жилище невозможен без четкого понимания термина «жилище». Ни Конституция Российской Федерации, ни отраслевые нормативные правовые акты, в том числе и Жилищный кодекс Российской Федерации, не содержат данного определения, что нельзя отнести к положительным моментам. Таким образом, Конституция Российской Федерации провозглашает право на некое благо, объект, легального определения которому нет. Гражданское и жилищное законодательство в основном используют понятие «жилое помещение».

Проанализируем, как соотносятся между собой конституционное понятие «жилище» и понятие «жилое помещение». В литературе по этому поводу существует две точки зрения.

Первая: конституционное понятие «жилище» шире понятия «жилое помещение». Под жилищем понимается не только помещение, специально предназначенное для постоянного проживания граждан, но и подвалы, чердаки, пристройки, надворные постройки хозяйственного назначения, комнаты в гостинице, санатории, дома отдыха, отдельные палаты в больнице, палатки, охотничьи или садовые домики. К жилищу в правовом отношении приравниваются: транспортные

средства, находящиеся в частной собственности или только во владении и пользовании граждан; личные гаражи независимо от места их расположения; отдельное купе в поезде или отдельная каюта на корабле. Под понятие «жилище» также подпадают служебные помещения, временно приспособленные для жилья»18.

Вторая; понятие «жилище» фактически отождествляется с понятием «жилое помещение», причем жилым признается помещение, специально предназначенное для постоянного проживания людей. П. И. Седугин отмечает, что «термин жилище означает обычно особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей: жилой дом, квартира, комната, другое жилое помещение, вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т. п.)19.

В.Н. Литовкин, характеризуя жилище как место жительства гражданина, представляющее собой специальное сооружение, отвечающее этому назначению в той или иной мере, выделяет следующие его характеристики: 1) жилище как сооружение, представляет собой категорию целевого использования, которое заложено уже на стадии проектирования, то есть до начала строительства; 2) необ-

ходимость длительного проживания определяет потребительские свойства жилища: все-погодность сооружения, его постоянство, его недвижимость, а также обязательный стандарт санитарных и технических условий, применительно к условиям местности20.

Если обратиться к словарному значению рассматриваемого понятия, то под жилищем (жильем, жилом) понимается место, где живут люди, где они поселились (дом, изба, комната и т. д.)21. Таким образом, понятие «жилище» неразрывно связано с местом постоянного проживания человека, то есть с местом его жительства.

Под местом жительства гражданина понимается место, где он постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации22, далее по тексту ГК РФ). Данная норма конкретизируется Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ст. 2 которого содержит перечень мест, признаваемых местом жительства граждан23. Однако, помимо жилых помещений, данный закон к месту жительства относит гостиницы-приюты, специальные дома для одиноких престарелых, ветеранов, инвалидов, что нельзя признать верным. Данные помещения вряд ли можно назвать жилищем человека, так как специализированные учреждения, выполняют в отношении определенных категорий граждан скорее социальные функции, пребывание человека в них должно носить временный характер.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что под жилищем следует понимать не всякое место, где живут люди, а только то, где они живут постоянно и которое специально предназначено для постоянного проживания. Именно функциональное предназначение помещения уже с момента строительства является одним из главных критериев разделения помещений на жилые и нежилые. Функциональное предназначение строящегося здания должно задаваться уже на этапе проектирования. По окончании строительства здания, застройщик получает технический паспорт помещения, а сведения об объекте вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с указанием на то, к какой категории относится помещение: к жилому или нежилому. Жилищный кодекс Российской Федерации при характеристике жилого помещения как объекта жилищных

прав (ст. 15) подчеркивает, что жилое помещение — это недвижимое имущество.

Таким образом, жилище можно определить как недвижимость — жилое здание (индивидуальный или многоквартирный жилой дом) или его часть (квартира, комната), специально предназначенные для постоянного проживания человека и отвечающие установленным нормативными правовыми актами требованиям.

Представляется, что иной подход к пониманию рассматриваемого объекта может с одной стороны создать ситуации необходимости защиты конституционного права на жилище, не являющего жилым помещением, с другой стороны он дает возможность государству в очередной раз слукавить перед своими гражданами. Если понимать под жилищем палатки, садовые домики, подвалы, чердаки и т. п., то реализация ст. 40 Конституции Российской Федерации не вызовет никаких затруднений. Как пишет В. И. Иванов: «Чум, яранга, цыганская кибитка, шалаш, пещера. издавна служили человеку жилищем»24. Этот перечень можно продолжить. Человек может жить в землянке, сарае, гараже, на вокзале и в колодце (армия лиц без определенного места жительства на сегодняшний день такова, что появились предложения законодательно закрепить статус «бомжа»)25. Такой подход порождает понимание жилища не только как вида помещения, но и как «определенного места на конкретной территории, имеющего адресно-географические координаты»26, что вообще «размывает» смысл рассматриваемого понятия.

1 Конституция Российской Федерации 1993 г.: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993 г. 25 декабря.

2 Конституция (Основной Закон) СССР 1977 г.: принята внеочередной седьмой Сессией Верховного Совета СССР 7 октября 1977 г. // Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

3 Бренжнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи. Т. 6. М., 1978. С. 633.

4 Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976. С. 114.

5 Кичихин А. Н., Марткович И. Б., Щербакова И. А. Жилищные права: пользование и собственность / Под ред. И. Б. Мартковича. М.: ЮРИСТЪ, 1997. С. 16.

6 Жилище 2000. В 3 ч. Ч. 2. Социально-демографические проблемы / Сост. Р. X. Исеева; Под ред. Е. П. Федеорова. М.: Стройздат, 1989. С. 3 5.

7 Левицкая А. Ю. национальные проекты: от идеи к практике ее реализации // Журнал российского права. 2006. № 4. С. 3-6.

8 Всеобщая декларация прав человека: утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря.

9 Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах: принята организацией Объединенных Наций 19декабря 1966 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

10 Лейбло Ю. И., Толстопятенко Г.ГІ., Экштайн К. А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина / Под ред. К. А. Экштайна М.: «Издательство ЭКОМ», 2000. С. 268.

» Асканазий С.И. Советское жилищное право. М., 1940. С. 62.

12 Грибанов В.П., Кабалкин А.Ю. Жилищные права советских граждан. М., 1964. С. 18-19.

13 Скрипко В.Р. Право граждан Российской Федерации на жилище // Государство и право. 1996. №2. С. 29.

14 Кичихин A. H., Марткович И. Б., Щербакова Н. А. Жилищные права: пользование и собственность / Под ред. И. Б. Мартковича. М., «ЮРИСТЪ».- 1997. С. 20-30.

15 Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище // Журнал российского права. 2003. № 4. С. 25.

16 Седугин П. И. Жилищное право. Учебник. М.: НОРМА ИНФРАМ. 1998. С. 19-20.

17 Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 188 ФЗ // Российская газета. 2005. 12 января.

18 Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р.Г. Орехова. М.: Юрид. лит., 1994 г. С. 161-162; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Генерального прокурора Российской Федерации, профессора Ю.И. Скуратова и Председателя Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедева, М.: Издательская группа ИНФРАМ-НОРМА, 1996 С. 346

19 Седугин П. И. Жилищное право: Учебник для вузов. М.: НОРМА ИНФРА- 1998. С. 16.

20Литовкин В. Н. Право собственности и другие вещные права на жилище // Жилищное право. 2001. № 1. С. 33-35.

21 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 тт. Т, 1. СПб.: Диамант. 1996. С.542.

22 Собрание законодательства Российской Федерации 1994. №32. Ст. 3301.

23 Российская газета. 1993. 10 авг.

24 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. Ред. В. Д. Карповича. 2-е изд., доп и переб. М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. С. 283.

25 Школяренко Е. А. Статус бездомных и лиц без определенного места жительства: необходимо четкое правовое регулирование // Журнал российского права 2004. № 5. С. 63-70.

26 Иванов В. И. Комментарий к статье 40 Конституции Российской Федерации / Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В. Д. Карповича. М.: Юрайт- М; Новая Правовоая культура, 2002. С. 283.

Еще по теме:

  • Пособие за рождение второго ребенка 2014 Размер детских пособий в 2015 и 2016 году Помощь семьям с детьми, защита материнства и детства — одно из приоритетных направлений социальной политики, проводимой правительством Российской Федерации с 2006 года. На протяжении последних лет перечень […]
  • Закон о гос регистрации имущества Новый закон о регистрации: пять причин успеть оформить недвижимость до нового года Юрисконсульт отдела правового обеспечения сделок с недвижимостью ООО "Интерцессия" специально для ГАРАНТ.РУ В июле 2015 года на смену действующему Федеральному […]
  • Воинская часть ставрополя Войсковые части России Все воинские части в одном месте адреса, отзывы и контакты войсковых частей в/ч 54801 Ставрополь в/ч 54801 247-й гвардейский десантно-штурмовой полк в/ч 54801 — это 247-й гвардейский десантно-штурмовой Кавказский казачий […]
  • Адвокат синицын Синицын Алексей Владимирович Секретарь Кемеровского регионального отделения Партии Председатель Совета народных депутатов Кемеровской области Родился 13.01.1976 года в городе Кемерово Кемеровской области Образование высшее юридическое В 1998 году […]
  • Договор между ип и иностранным гражданином Образец трудового договора ИП с иностранным гражданином Добрый день!Когда Вы задаёте вопрос, не забывайте, пожалуйста, о правилах форума. Напомню: мы стремимся создать на нашем форуме доброжелательную атмосферу. Поэтому у нас принято […]
  • Ст165 и 177 ук рф Статья 165 УК РФ. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием 24 апреля 2017 7 ноября 2016 28 января 2015 26 сентября 2012 9 июня 2011 Обсуждение статьи Вопросы по статье 5 октября вечером оставил автомобиль возле […]