Банковский контроль и надзор центральных банков

Банковский контроль и надзор центральных банков

Банковские системы различных стран следуют одной из двух возможных схем организации регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций: первая – надзорные функции выполняет только центральный банк страны; вторая – надзорные функции наряду с центральным банком выполняет созданный для этого орган. В свою очередь вторая схема может распадаться на несколько типов, в зависимости от степени и характера участия в процессе надзора центрального банка.

Таким образом, всего можно говорить о четырех моделях организации банковского надзора (при определенной доли условности такой четкой классификации). Приведем их краткую характеристику.

Первая модель — основывается на законодательном закреплении за центральными банками исключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковской деятельности. Эта модель исторически была доминирующей, хотя и не исключительной, с момента возникновения надзорной практики в области банковского дела. Не только во многих развивающихся странах, но и в государствах со зрелой рыночной экономикой центральные банки продолжают выполнять функции регулятора банковской деятельности. К их числу, например, можно отнести Испанию, Грецию и Португалию, и с известными оговорками – Италию и Голландию.

Вторая модель – ее можно назвать «смешанной», представлена странами, где функции надзора и контроля выполняются специализированными органами при непосредственном участии центрального банка и министерства финансов. Самым ярким примером здесь может служить организация банковского надзора в США, которая отличается от систем в других странах довольно сложной структурой.

Коммерческие банки и финансовые институты в США могут иметь статус федеральных (общенациональных) организаций или организаций штатов. Надзор за их деятельностью осуществляют три органа: Федеральная резервная система; Федеральная корпорация страхования депозитов, занимающаяся страхованием депозитов в банках и других кредитных институтах; Управление контролера денежного обращения – бюро Министерства финансов, осуществляющее надзор за общенациональными банками.

Между перечисленными органами существует соглашение об исключении двойной работы. Надзор за остальными банками в США осуществляют надзорные органы соответствующих штатов и другие органы федерального уровня.

В отличие от других стран в США надзор за сберегательными банками и кредитными союзами осуществляется двумя дополнительными надзорными органами: Управлением по надзору за сберегательными учреждениями (Office of Thrift Supervision) и Национальным управлением кредитных союзов ( National Credit Union Administration ).

К «смешанной модели» можно отнести и Францию, где центральный банк страны – Банк Франции – в завуалированном виде играет если не определяющую, то ведущую роль в надзоре за деятельностью кредитных учреждений.

К числу стран, принявших в рамках переходного периода «смешанную модель», сейчас можно условно отнести Италию и Нидерланды. В данном случае имеет место разделение надзора по двум направлениям, одно из которых – обеспечение устойчивости финансовых учреждений, второе – обеспечение корректности ведения бизнеса. Если говорить о Нидерландах, то здесь пруденциальным надзором за всеми финансовыми институтами занимается Банк Нидерландов, а бизнес-надзором – Служба по финансовым рынкам. Законодательно такая структура оформлена совсем недавно – принятием в начале 2005 г. Закона о финансовом надзоре.

Третья модель — характеризуется тем, что надзор за банковской деятельностью осуществляется независимыми специализированными органами в тесном взаимодействии с министерством финансов и при более или менее выраженном опосредованном участии центрального банка. К их числу, в частности, относится Канада, которая наряду с Великобританией является страной, где роль центрального банка в регулировании и надзоре за банковской системой весьма ограничена. До недавнего времени в число этих стран входили Австрия и Германия, однако в последней центральный банк страны – Дойче Бундесбанк играл и продолжает играть более заметную роль в регулировании банковской деятельности.

Четвертая модель — объединяет страны, принявшие законодательные решения о создании мегарегулятора [1] на рынке финансовых услуг. Почти во всех этих странах функции надзора отделены от центральных банков. Исключениями являются Сингапур, в котором полномочия мегарегулятора закреплены за центральным банком, и в известной степени Ирландия, где мегарегулятор создан на базе автономного подразделения центрального банка [2] .

Российское законодательство отдает предпочтение первой схеме. Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы – например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег. Однако функции этих органов не являются собственно «банковско-надзорными» — в рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным [3] .

[1] Мегарегулятор представляет собой единый орган по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору во всех секторах финансового рынка.

[2] Мурычев А.В. Банковский надзор: каким ему быть? // Деньги и кредит. — 2007. — №4.

[3] Вишневский А.А. Банковское право. Краткий курс лекций. – М.: Статут. – 2004. – с.42.

Банковский контроль и надзор

Следует отличать контроль за деятельностью банков от регулирования банковской деятельности. Если регулирование осуществляется для поддержания надежной и эффективной работы всей банковской системы, то контроль проводится для обеспечения надежности и устойчивости отдельных банков. Он осуществляется главным образом при помощи целостного и непрерывного надзора за банковской деятельностью, а также лицензирования каждого банка в отдельности.

Банковский надзор проводится в три этапа:

  • этап 1 — лицензирование, т.е. выдача специального разрешения на открытие банка;
  • этап 2 — дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, предоставляемой банком в надзорный орган;
  • этап 3 — инспектирование на местах, т.е. ревизия достоверности передаваемой надзорным органам информации.

Начальный импульс развитие банковского надзора и контроля получило в результате Великой депрессии 20—30-х годов XX века. Интернационализация банковского бизнеса после Второй мировой войны привела к необходимости сформировать международные правила и нормы банковского надзора. При Банке международных расчетов (Базель, Швейцария) был создай Комитет по банковскому надзору и регулированию (Базельский комитет), рекомендации которого создали основу для разработки международных стандартов банковского надзора.

Хотя в большинстве стран сформированы национальные системы надзора, все они ориентированы на достижение трех основных целей:

  • 1) поддержание денежной и финансовой стабильности, т.е. недопущение банкротства банков и принятие мер по их оздоровлению;
  • 2) обеспечение эффективности банковской системы за счет повышения качества активов и уменьшения потенциальных рисков;
  • 3) защита интересов вкладчиков.

Банковский надзор бывает дистанционным (документарным) и инспекционным (путем проверок на местах). В мировой практике используются различные типы надзорных систем. При этом функции надзора возложены не только на центральный банк, но и на другие специально созданные надзорные органы (табл. 21.1).

Наиболее разветвленную систему надзорных органов имеют США, где функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфере наиболее часто переплетаются. Б этой стране наряду с Федеральной резервной системой важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 году, в соответствии с Законом «О национальной денежной единице». Контролер денежного обращения наблюдает за действием всех кредитных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня.

Кроме этого органа правами по банковскому контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная корпорация по страхованию депозитов, которая на федеральном уровне выдает лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам.

При выдаче лицензии проверяются прежде всего «финансовые тылы» вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данном регионе. Поскольку штаты вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регулирования.

Кроме того, в отличие от других стран в США дополнительный надзор осуществляется за сберегательными банками (Управлением по надзору за сберегательными учреждениями) и кредитными союзами (Национальной ассоциацией кредитных союзов).

Все органы, проводящие надзор как за банками, так и за небанковскими организациями, в США решают две основные задачи:

  • 1) надзор за выполнением правил и норм банковской деятельности, принятых ФРС, а также одобрение правил и инструкций по вопросам управления активами и пассивами отдельных кредитных организаций;
  • 2) анализ отчетов и прочих документов банков и других финансовых институтов (для определения качества активов, оценки финансового положения и предупреждения крупных рисков).

Тесное сотрудничество между центральным банком, органами банковского надзора и министерством финансов характерно не только для США, но и для Великобритании, Германии и Франции. Надзорная роль центрального банка особенно велика в Италии, менее существенна в Японии и Канаде и не имеет большого значения в Великобритании.

В процессе европейской интеграции границы между различными типами европейских финансовых компаний и финансовыми продуктами сглаживаются, что требует нового подхода к финансовому регулированию. Отдельные надзорные органы уже не в силах оценить должным образом риски финансовых конгломератов, деятельность которых вызывает потребность оценки на групповой основе, координации отдельных регулирующих агентств или объединения в финансовое агентство, использующее унифицированные методы контроля и надзора. Однако здесь существует опасность быть оторванными от деятельности сектора, который оно регулирует.

Вопросы организации современного банковского надзора в Европе до сих пор остаются предметом острых дискуссий. Некоторые специалисты считают, что валютная унификация в рамках ЕЭВС должна сопровождаться введением централизованного пруденциального контроля, осуществляемого либо Европейским центральным банком (ЕЦБ), либо независимой европейской банковской комиссией. Как считают сторонники такого подхода, усиление конкуренции, функциональной и географической взаимозависимости в банковском секторе делает недостаточной простую координацию деятельности национальных органов банковского контроля. Поэтому следует стремиться к созданию системы коллективного надзора.

Вместе с тем глобальный контроль над деятельностью банков, называемый макро-пруденииальным, предполагает не только координацию между национальными и европейскими органами надзора, но и решение проблем контроля на наднациональном уровне. Эту роль в соответствии со ст. 105-4 и 105-5 Маастрихтского договора берет на себя ЕЦБ.

Система банковского надзора в ЕЭВС предусматривает организацию работы трех блоков банковского контроля: Европейской комиссии (ЕК), национальных органов банковского надзора и ELJB. При этом Консультативному банковскому комитету и ЕК отводится ключевая роль в разработке законодательных актов и регулирующих норм, а индивидуальный контроль над деятельностью кредитных учреждений осуществляют национальные органы надзора. Децентрализованный подход к банковскому надзору должен сопровождаться расширением многостороннего сотрудничества между национальными органами надзора стран ЕС в осуществлении контроля над деятельностью транснациональных групп и конгломератов.

Процесс централизации банковского надзора в странах зоны евро осложняется существованием различий не только между структурами банковского сектора, но и экономики в целом, налоговыми системами и т.п. Наиболее существенные различия, которые требуют первостепенного решения, сводятся к следующему: велико разнообразие функций органов надзора, неодинаковы цели деятельности, методы работы и объемы компетенции органов надзора.

Централизация банковского надзора в ЕЭВС пока еще находится в стадии становления, и в большинстве стран зоны евро органы надзора тесно связаны с центральными банками. Нередко цели кредитно-денежной политики центрального банка и осуществляемого им пруденциального контроля противоречат друг другу. Поэтому некоторые страны отделяют органы контроля от центрального банка. Однако острота этой проблемы существенно сглажена, поскольку с начала 1999 года ведущая роль в проведении кредитно-денежной политики в зоне евро переходит к совету управляющих EUB.

Однако создание ЕИБ не решило еще многих проблем. Оно привело к тому, что функции финансового регулирования и осуществления денежно-кредитной политики оказались разъединены. Разработка денежно-кредитной политики перешла к EUB, а центральным банкам некоторых стран была оставлена функция банковского надзора.

Банковский надзор в Российской Федерации

Главная > Курсовая работа >Финансы

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

Волжская государственная академия водного транспорта

Кафедра «Финансы и кредит»

Тема № 9. «Банковский надзор в Российской Федерации».

Выполнила: студентка группы Ф-35

Софронова Валентина Вячеславовна

Н. Новгород, 2010

1.Органы банковского надзора. Их функции иполномочия……. 4

2.Организация и виды надзора……………………………………………7

3.Политика и решения Базельского комитета по международному банковскому надзору…………………. 19

Список используемой литературы……………………………………. 25

Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений.

Государство в лице Центрального банка осуществляет наблюдение и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.

Надзор — форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

Банковский надзор-это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.

Банк России осуществляет пруденциальное регулирование и пруденциальный банковский надзор. Данный вид банковского регулирования и банковского надзора направлен на снижение риска банковских операций посредством установления специальных финансово-правовых средств.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банком России устанавливаются обязательные нормативы — финансово-правовые требования публичного характера, регулирующие отношения по поводу банковских рисков и направленные на поддержание кредитной организацией определенных показателей финансово-кредитной деятельности. Банковский надзор направлен на обеспечение устойчивости банковской системы и представляет собой определенные формы воздействия на кредитные организации, гарантируя реализацию финансово-правовых норм в части регулирования банковской деятельности и создавая тем самым предпосылки для становления развитой банковской системы.

Целью данной курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России .

Органы банковского надзора. Их функции и полномочия.

Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России, являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества.

Центральный банк обладает особой правосубъектностью по сравнению с другими юридическими лицами. Его особый правовой статус связан с двойственностью публичных и частных интересов в осуществлении банковской деятельности. С одной стороны, в экономической системе Центральный банк выступает в роли органа государственной власти, осуществляющего от лица государства экономическую политику, с другой — роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, совмещая черты учреждения публичного права и частноправовой организации, он обладает особым юридическим статусом, который не сводится к известным российскому гражданскому праву организационно-правовым формам. В то же время он занимает особое положение в системе властных структур Российской Федерации. В пределах полномочий, предоставляемых ему Конституцией РФ и федеральными законами, он относительно независим в своей деятельности. Финансово-правовой статус Центрального банка (Банка России) — это правовое положение Банка России в финансовых правоотношениях с его участием, содержание которого выражается совокупностью финансово-правовых прав и обязанностей, направленных на выполнение поставленных перед ним целей и функций.

Финансово-правовой статус Банка России устанавливается и регулируется исключительно законодательством федерального уровня, что соответствует ст. 71 Конституции РФ, относящей федеральные банки к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Таким образом, правоотношения с участием Банка России не могут регулироваться подзаконными нормативными актами (кроме актов самого Центрального банка), а также нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы – например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег.

Основные функции банковского надзора:

1. изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;

2. проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;

3. анализ баланса и отчетности банка;

4. изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;

5. проверка решений органов управления;

6. проверка работы ревизионной комиссии;

7. анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами;

8. анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);

9. проверка управления рисками;

10. проверка формирования резервов;

11. проверка гарантий;

12. проверка обоснованности и законности формирования доходов;

13. изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности

Главной функцией ЦБР выступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом.

Структура Комитета банковского надзора представляет собой следующий состав:

1. Председатель Комитета.

2. Заместители председателя Комитета.

3. Департамент банковского регулирования и надзора.

4. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.

5. Департамент валютного регулирования и валютного контроля.

6. Юридический департамент.

7. Главная инспекция кредитных организаций.

8. Главное управление безопасности и защиты информации.

9. Московское главное территориальное управление Банка России

Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Он рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых может повлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора, установленных законодательством РФ, и/или на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора.

2.Организация и виды банковского надзора

Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.

1.Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.

2.Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.

3.Независимый контроль — это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

Правовые основы организации контроля и надзора определены законами РФ «О Центральном банке Российской Федерации» и «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации». Закон о Центральном банке Российской Федерации предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. В Законе о банках и банковской деятельности в Российской Федерации указывается, что, во-первых, надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка. Таким образом, законы, регламентирующие деятельность Центрального банка и коммерческих банков, определили органы надзора и обязательный независимый контроль за деятельностью банков.

Коммерческие банки для повышения надежности и обеспечения качества работы организуют и осуществляют внутрибанковский контроль или внутренний аудит. Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка. Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства банка.

При проведении внешнего аудита обязательно определяется наличие системы внутреннего контроля и эффективности ее функционирования.

Система банковского надзора обычно включает:

— типы банковских учреждений, подлежащих надзору;

— процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;

— стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;

— порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций;

— обязательность аудиторских проверок;

— порядок назначения временной администрации по управлению банком;

— объявление банков неплатежеспособными.

Банковский надзор осуществляется в виде:

— контроля за экономическими нормативами;

— инспекции и ревизии деятельности банка.

Контроль за деятельностью банков органы надзора осуществляют также путем организации проверок на местах. Комплексная проверка проводится в срок не более 30 дней и предусматривает проверку всех основных операций банка, своевременность завершения операционного дня и составление ежедневного баланса. Комплексной проверке подлежат все банки не реже одного раза в два года.

Некомплексная проверка ограничена сроком до 15 дней и затрагивает отдельные сферы, области деятельности банка, обычно те, где вероятность нарушений наибольшая.

По результатам проверки составляется акт в 3-х экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем проверки, руководителем и главным бухгалтером проверяемого банка и другими должностными лицами. Один из экземпляров акта передается руководству проверяемого банка.

Банковский контроль

Особым видом финансового контроля является банковский контроль, который представляет собой контроль за деятельностью банков с целью обеспечения безопасности вкладов и стабильности банковской системы страны. Банковский контроль имеет статус публично-правовой деятельности. Организация банковского контроля (или банковского надзора) нашла свое законодательное закрепление в законах о центральном банке и банковской системе.

Центральные банки играют значительную роль в проведении банковского контроля. Так в Великобритании, Нидерландах и Италии центральные банки являются единственными органами, уполномоченными осуществлять контроль и надзор за деятельностью финансово-кредитных институтов на территории государства. Однако чаще в мировой практике встречается система смешанного банковского контроля, когда центральный банк выполняет обязанности по надзору совместно с другими государственными органами. Так, во Франции помимо Центрального банка банковский контроль осуществляют Банковская комиссия, Комитет по банковской и финансовой регламентации, Комитет по кредитным учреждениям и инвестиционным компаниям; в Японии – Министерство финансов; в Германии – Федеральное ведомство по надзору за финансовыми организациями; в США – Министерство финансов, Генеральное управление отчетности, Федеральная корпорация страхования депозитов. В Швейцарии, Канаде, Норвегии, Австрии государственные органы банковского контроля и надзора осуществляют функции контроля отдельно от центральных банков.

Главная цель банковского контроля – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Для реализации этих задач контрольные органы наделены широкими полномочиями: а) запрашивают у проверяемой кредитной организации необходимую информацию о ее деятельности; б) проводят проверки документации и отчетности; в) издают в рамках своей компетенции акты нормативного и индивидуального характера; г) принимают на законных основаниях решения по разным аспектам деятельности банков.

Также необходимо отметить, что банковский контроль проводится в трех формах: внешний, административный и внутренний, каждый из которых имеет свои функции.

Внешний банковский контроль осуществляют центральный банк, органы банковского контроля и независимые аудиторы.

Формами внешнего банковского контроля являются лицензирование, регулирование и контроль за экономическими нормативами, инспекции и ревизии деятельности элементов банковской системы.

Непосредственные проверки и ревизии кредитных организаций могут проводиться как центральным банком, так и специальными органами. В Германии такими полномочиями обладает Федеральное ведомство по надзору за финансовыми организациями, во Франции – Банковская комиссия. Основной их задачей является контроль и надзор за точным исполнением кредитными учреждениями банковского законодательства и применение соответствующих санкций в отношении нарушителей с целью обеспечить стабильность банков ской системы. Для выполнения надзорных полномочий Банковская комиссия и Федеральное ведомство по надзору за финансовыми организациями имеют право требовать от кредитных учреждений любые сведения и документы, которые они сочтут необходимыми. Банковский контроль в Западной и Центральной Африке по примеру Франции осуществляют наднациональные банковские комиссии, созданные в каждой эмиссионной зоне. Обе банковские комиссии обладают обширными полномочиями в сфере регулирования, лицензирования банковской деятельности и контроля за кредитными учреждениями. Кроме того, они обладают судебными полномочиями, они вправе налагать санкции вплоть до отзыва лицензии или увольнения руководителей. Решения банковских комиссий могут быть обжалованы в Совет министров Западноафриканского валютного союза или в Административный совет Банка центральноафриканских государств.

Кроме того, все кредитные учреждения обязаны представлять в эти органы отчеты о своей деятельности.

Что касается независимых аудиторов, то, как правило, банковское законодательство наделяет их следующими полномочиями: а) ревизия и сертификация годовых отчетов; б) проверка надежности публикуемой информации и деятельности банков; в) принятие мер по повышению квалификации самих аудиторов и др.

Административный банковский контроль осуществляют правление и (или) наблюдательный совет банка. Например, во Франции и Италии действует правило «четырех глаз», в соответствии с которым эффективное управление может быть обеспечено не менее чем двумя руководителями, от которых банковское законодательство требует осуществлять особый надзор за качеством учета и отчетности, финансовой информации, а также за методами внутреннего контроля.

Внутренний контроль, или самоконтроль, осуществляется каждым банком, каждым его подразделением при проведении любых операций. Это так называемый контроль первого уровня, который при необходимости может быть дополнен контролем второго уровня, например, в рамках создаваемых для решения тех или иных проблем комитетов.

Внутренний контроль может принимать различные формы: инспекции, аудиторские проверки, общий контроль. Так, в США в 1990 г. был принят Закон о совершенствовании Федеральной корпорации страхования депозитов (вступил в силу с 1 января 1993 г.), предписывавший банкам с определенным размером активов создание аудиторских комитетов и публикацию генеральной дирекцией ежегодного отчета о внутреннем контроле. Персональную ответственность за подготовку и содержание доклада о внутреннем контроле, который публикуется вместе с годовым отчетом, несет президент банка. В докладе содержится также оценка эффективности внутреннего контроля. Декларация президента должна быть удостоверена подписью внешних аудиторов. Во Франции Комитет по банковской регламентации в 1990 г. принял специальный Регламент № 90 – 08 о внутреннем контроле в банках, в соответствии с которым служба внутреннего аудита отвечает за подготовку ежегодного доклада о внутреннем контроле, который представляется внешнему независимому аудитору (по его требованию) и в Банковскую комиссию.

Таким образом, благодаря всестороннему и многоступенчатому банковскому контролю возможны обеспечение и поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

13.5. Центральные банки как органы надзора и контроля

По мере эволюции банки постепенно расширяли целевые функции и задачи. Во многих странах они, будучи эмиссионными центрами, организаторами расчетов и денежно-кредитными регуляторами, стали также и органами банковского надзора и контроля. Общество делегировало центральным банкам ключевые полномочия по обеспечению стабильности национальной банковской системы. Объективной основой наделения их надзорными функциями является двухуровневый, по преимуществу, тип банковских систем. Банки как второй уровень банковской системы нуждаются в консолидированном и институционально оформленном функционировании. Необходимый набор функций по выстраиванию единообразных требований к кредитным организациям и контролю их выполнения стали выполнять центральные банки как представители верхнего уровня банковской системы.

Банковский надзор и контроль следует рассматривать в неразрывной связи с регулированием банковской деятельности. При этом следует разграничивать денежно-кредитное регулирование как элемент монетарной политики центрального банка, описанное выше, и регулирование деятельности банков и кредитных учреждений в надзорно-контролирующем смысле. Банковское регулирование в данном контексте понимается как система мер (с опорой на комплекс нормативных документов), посредством которых центральный банк или иной уполномоченный государством орган осуществляет воздействие на банки и кредитные учреждения с целью обеспечения их стабильного и устойчивого функционирования, а также защиты интересов кредиторов и вкладчиков. Органическим и важным специфическим элементом системы банковского регулирования является банковский надзор, однако он имеет не системный, а индивидуализированный характер. Банковский надзор и контроль – это мониторинг центральным банком исполнения и соблюдения отдельными кредитными организациями норм регулирующего законодательства и применение санкций в случае их нарушения. Таким образом, банковское регулирование касается банковской системы в целом, тогда как банковский надзор и контроль адресуется отдельным банкам.

Универсальность банковского бизнеса и процессы глобализации обусловили необходимость выработки общих для различных стран принципов и стандартов надзора и контроля. Это было осуществлено Базельским комитетом по банковскому надзору при Банке международных расчетов (Committee on Banking Supervision of the Bank for international Settlements) выработал «Основные принципы эффективного надзора», первая редакция которых появилась в 1997 г. В набор этих принципов входят:

• закрепление за центральным банком или иным регулятором надзорных функций;

• универсальность, обязательность, единство законных требований надзорно-регулирующего органа и обязательность их исполнения;

• сочетание превентивного и последующего, а также станционного и контактного контроля;

• достоверность и транспарентность информации, лежащей в основе регулирования и надзора, ответственность за ее качество и конфиденциальность;

• консолидированный характер надзора;

• сочетание надзора и контроля регулятора, независимого аудиторского и внутреннего контроля.

В базовых стандартах представлены методические подходы к лицензированию и формулированию требований к учредителям, состав мер пруденциального регулирования, требования к стандартам представления информации и отчетности, полномочия надзорных инстанций и другие узловые моменты, необходимые для эффективного банковского надзора.

Надзор и контроль не следует понимать как систему жестких мер с ограничительно-карательным уклоном. Это противоречит сути рыночной экономики, где субъекты хозяйствования обладают свободой и поэтому отношения с регуляторами выстраиваются с учетом необходимости защиты их интересов. С этой точки зрения эффективный банковский надзор включает как комплекс мер прямого воздействия, применяемый регулятором (инспекционные проверки, лицензирование, аудит и отчетность, система регулирующих нормативов, штрафные санкции, вплоть до отзыва лицензии и участия в процедуре банкротства), так и разумную степень свободы банков в рамках этих требований (самостоятельность кредитной политики, саморегулирование в виде организации внутреннего контроля и риск-менеджмента и т.д.).

Стадиями (этапами, узловыми элементами) системы эффективного банковского надзора являются:

• регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций;

• текущий банковский надзор;

Организация этих блоков деятельности входит в прямые функциональные обязанности органов банковского надзора и контроля. Так, по Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, устанавливает правила проведения банковских операций и т.д.

На стадии лицензирования и государственной регистрации инструментами банковского надзора являются требования к порядку представления кредитной организацией документов в надзорный орган и порядок их рассмотрения; требования к кредитной организации для государственной регистрации и получения лицензий; виды лицензий; основания для отказа в выдаче лицензии или ее отзыва. В России в настоящее время действует инструкция Банка России от 2 апреля 2010 г. № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». Помимо создания банков, регламентируется также их реорганизация в форме слияния и присоединения.

Стадия текущего надзора предполагает осуществление его в виде дистанционного и контактного надзора. Отличия между ними таковы. Предметом регулирования дистанционного надзора является не только отдельный банк, но и банковская система в целом. Контактный же надзор касается единичной кредитной организации и представляет собой детальное изучение реального состояния банка, опирающееся на первичную документацию и отчетность, проверяемую на местах. Дистанционный надзор имеет целостный, непрерывный и всеобщий характер, а контактный – выборочный и периодический характер. Дистанционный надзор диагностирует финансовое состояние банков па основе соблюдения пруденциальных норм и требований.

Термин «пруденциальный» (англ. prudential от лат. prudens – благоразумно, рассудительно) требует разъяснения. Пруденциальное регулирование (надзор) – это превентивный надзор, основанный на проверке отчетности и выполнения требований регулятора (пруденциальных норм). Пруденциальные нормы – это нормативы и обязательные требования, которые устанавливаются законом и центральным банком для кредитных организаций в целях обеспечения их устойчивости. Примером пруденциальных норм могут служить нормативы капитала, резервов, кредитных и фондовых рисков, ликвидности, надежности активов, прозрачности, качества менеджмента, требования к отчетности и т.д. Соблюдение пруденциальных норм необходимо для ограничения рисков и поддержания устойчивости отдельных банков.

Пруденциальный надзор носит превентивный характер, эго механизм раннего распознавания трудностей и угроз в деятельности финансовых институтов. Пруденциальный надзор включает контакты с банками, их консультирование, оказание информационной и методологической помощи. Главная цель пруденциального надзора – обеспечение стабильности банковской системы и отдельных банков.

Система современного текущего надзора в России предусматривает использование следующих инструментов:

• пруденциальные нормы и требования к действующим банкам – система обязательных нормативов, требования по созданию резервов, ведению бухгалтерского учета;

• методы и методики анализа отчетности и оценки деятельности кредитных организаций и классификация их по степени проблемности;

• система предупредительных и принудительных мер воздействия на кредитные организации – нарушители пруденциальных норм и требований.

Система мониторинга финансового состояния кредитных организаций построена на делении их па две категории и четыре классификационные группы.

В ходе надзора оценивается степень финансовых, операционных, технических трудностей, устойчивость банка к внешним неблагоприятным факторам, относительная вероятность банкротства, необходимость вмешательства органов надзора. В отношении разных классификационных групп надзорный орган применяет различные меры реагирования, как предупредительные, так и принудительные. Очевидно, что для банков из группы 2 бывает достаточно предписания об устранении недостатков, а для банков из группы 3 – более жесткие принудительные меры (запрет проведения отдельных операций, количественные ограничения), для банков из группы 4 реальной перспективой является отзыв лицензии с последующей процедурой банкротства.

Стадия инспектирования в системе банковского надзора предполагает разработку регулятором программы инспектирования, использование методик комплексных и тематических проверок банков, рекомендации по составлению сводного заключения но результатам проверки, процедуры рассмотрения итогов проверки и принятия решений. В 2012 г. уполномоченными представителями Банка России были проведены 1118 проверок в 692 кредитных организациях.

По мере развития банковского дела совершенствуются методы надзора и контроля, изменяются их принципы. Так, в 2006 г. основополагающие принципы банковского надзора и контроля Базельского комитета были модифицированы в стандарте Базель-II «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы». Красной нитью в документе проходит необходимость учета риска. Это касается всех компонентов – минимальных требований к капиталу, надзорного процесса и рыночной дисциплины. Банковский надзор становится риск-ориентированным. Ключевые параметры риск-ориентированного надзора таковы:

• оценка существенности риска;

• адекватность (профессиональность) суждения кредитной организации о реальном уровне риска;

• качество внутрибанковских систем управления и контроля рисков, включая использование внутрибанковских рейтингов.

В настоящее время в мире внедряется стандарт Базель-Ш с учетом уроков финансового кризиса 2008 г. и рисков нового типа. Так, в России целый ряд крупных банков оказались на грани краха из-за сильной зависимости от других бизнесов своих собственников. Поэтому особое внимание в российском банковском надзоре уделяется рискам в банковских группах (включающих только банки) и банковских холдингах (включающих также некредитные организации). С 2014 г. внедрен полноценный консолидированный надзор за банковскими группами и холдингами, включающими значимые кредитные организации или контролируемыми банками-нерезидентами. Осуществляют консолидированный надзор специальные надзорные группы, которые на постоянной основе по аналогии с кураторами системно значимых банков отслеживают риски банковских групп и принимать меры для их минимизации.

Риск-ориентированный надзор (по базельским стандартам) предполагает проведение стресс-тестирования. Стресс-тестирование – аналитический инструмент оценки потенциальных потерь кредитных организаций в случае возможных спадов в экономике.

Сердцевиной стресс-тестирования является количественный анализ, с помощью которого определяются вероятные стрессовые сценарии, которым могут подвергнуться банки, и качественный анализ, т.е. оценка способности капитала банка компенсировать возможные крупные убытки. При стресс-тестировании используются такие методики, как сценарный анализ (на основе исторических или гипотетических событий), а также анализ чувствительности портфеля активов банка к изменению факторов риска.

Значительное место в банковском надзоре отводится организации финансового оздоровления. Методические рекомендации Банка России предусматривают условия разработки банками планов восстановления финансовой устойчивости, их структуры, вариантов (сценариев), позволяющих действовать в различных стрессовых ситуациях, а также индикаторов раннего предупреждения и индикаторов, при которых начинается реализация планов восстановления финансовой устойчивости. Это особенно важно для системно значимых финансовых институтов. В систему надзора и контроля входят также процедура отзыва лицензии, введение временных администраций, участие в ликвидационных процедурах.

Описанная система банковского надзора и контроля типична для стран, где надзор и контроль являются прерогативой центрального банка. Такова Россия. В организационную структуру Центрального банка РФ входят департаменты банковского надзора, банковского регулирования, надзора за системно значимыми кредитными организациями, Главная инспекция кредитных организаций. В тесном контакте Банк России работает с Агентством по страхованию вкладов граждан. Вместе с тем следует сказать, что придание надзорных функций центральному банку в мировой практике не является всеобщим. Возможны различные варианты организации банковского надзора и контроля:

• банковский надзор, осуществляемый непосредственно центральным банком;

• банковский надзор, осуществляемый центральным банком частично;

• банковский надзор, осуществляемый независимым ведомством.

Частичное кураторство центрального банка в области надзора и контроля сложилось в Нидерландах, Италии, Бельгии, Португалии, Испании, США. Так, в США ведущую роль выполняет Федеральная резервная система, включая Федеральный Комитет открытого рынка, однако функции надзора и контроля выполняет также Управление контролера денежного обращения – федеральное агентство, сфера ответственности которого заключается в вопросах регулирования, учреждения и контроля деятельности банков. Отдельные надзорные функции выполняют также Федеральная корпорация страхования депозитов, Управление надзора за сберегательными фондами, Национальная администрация кредитных союзов, банковские регуляторы уровня отдельных штатов. Координирует деятельность регуляторов (в том числе и регуляторов финансового рынка) Совет по надзору за финансовой стабильностью (Financial Stability Oversight Council), созданный после кризиса 2008 г.

В Великобритании с 1997 г. действовал единый финансовый регулятор – Управление (Агентство) по финансовому регулированию и надзору, однако ему на смену в 2013 г. пришли три регулятора на базе центрального банка – собственно Банк Англии, Управление пруденциального регулирования и Управление по финансовому поведению. Смешанный тип организации надзора и контроля имеет свои плюсы в виде балансирования различных интересов с главенствованием общественных целей.

В третьей модели надзор полностью выведен из компетенции центральных банков и делегирован специальным государственным органам (ведомству, агентству), несущим ответственность перед парламентом или президентом. Такая система существует в Японии, Германии, Франции, Австралии, Канаде, Австрии, Швейцарии, Дании, Финляндии, Норвегии, Швеции, Люксембурге, Южной Корее. В большинстве из этих стран за надзорными органами закреплено также регулирование финансовых рынков. Таким образом реализуется модель мегарегулятора в рамках так называемой кросс-секторальной модели.

Сейчас в мире насчитывается около 60 мегарегуляторов, в том числе на базе центрального банка работает около 20 регуляторов. В России интегрированный финансовый регулятор создан на базе Центрального банка РФ. Прежние регуляторы финансового рынка в России (Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба страхового надзора и другие структуры) с 1 сентября 2013 г. преобразованы в службы Центрального банка. Создано шесть новых департаментов, два управления и служба, курирующие различные направления финансовых рынков. Банк России ныне осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Серьезное изменение структуры регулирования и надзора требует внимания к проблемам и рискам, появившимся в связи с этим [1] . Это проблемы усиления конфликта интересов внутри Банка России, возможное размывание принципа независимости, трудности надзора на различных сегментах рынка, взаимоотношения с саморегулируемыми организациями.

  • [1] См.: Хандруев А. А. Интегрированный финансовый регулятор – российская модель в контексте мировой практики // Деньги и кредит. 2013. № 10.

Еще по теме:

  • Оформление залога движимого имущества у нотариуса Уведомление о залоге движимого имущества В 2014 году в России законодательное закрепление получило уведомление о залоге движимого имущества. Этот инструмент позволяет «застраховать» себя от возможных неприятностей, связанных с недобросовестным […]
  • Вид на жительство в петербурге ВНЖ РФ - получить вид на жительство в России Вид на жительство (ВНЖ) – это документ, подтверждающий право иностранного гражданина на постоянное проживание и свободное перемещение по стране. Вид на жительство выдается на 5 лет и по его окончанию […]
  • 3 ст 158 ук рф кража Статья 158 УК РФ. Кража (действующая редакция) 1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, […]
  • Вакансии юрист искитим Вакансии МО МВД России «Искитимский» Вакансии МО МВД России «Искитимский» Межмуниципальный отдел МВД России «Искитимский» проводит отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел в должности: — водитель-сотрудник группы тылового обеспечения — […]
  • О защите прав потребителей подмена Возврат товара ненадлежащего качества в течении 14 дней Здравствуйте, мною был приобретен смартфон, дома обнаружил, что один из двух динамиков не работает, на следующий день понес его в магазин с просьбой вернуть деньги или поменять на дркгой, в […]
  • Правила назначения наказания коап Назначение административного наказания Понятие административного права Предмет административного права Управленческие отношения Методы административного права Система административного права Источники административного […]