Аванс в бюджетных учреждениях

В 2018 году федеральные учреждения будут перечислять авансы по новым правилам

Утверждено Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета (далее – Положение № 1496), которое будет действовать постоянно, начиная с 2018 года (постановление Правительства РФ от 9 декабря 2017 № 1496). При необходимости, в него будут вносить изменения. Ранее вопросы исполнения федерального бюджета регулировали постановления Правительства РФ, которые издавали каждый год. Если ваше учреждение создано субъектом Федерации или муниципалитетом, обязательно изучите аналогичный правовой акт, принятый в вашем публично-правовом образовании. В него могут быть включены важные новшества!

Положение № 1496 регулирует, в частности, порядок перечисления авансов по контрактам федеральными ПБС. Главное изменение в части авансирования – запрет на выплату авансов на последнем этапе исполнения контракта. Речь идет о контрактах, указанных в подп. «а»-«б» п. 18 Положения № 1496. Как и прежде, нельзя будет платить авансы при закупке товаров и услуг из перечня, утвержденного Правительством РФ. Остальные требования выглядят так:

  • по общему правилу можно перечислять авансовые платежи в размере, не превышающем 30 % суммы контракта;
  • для отдельных случаев предусмотрена возможность авансирования свыше 30 и до 80 % суммы контракта;
  • при казначейском сопровождении авансы могут быть свыше 30 и до 90 % суммы контракта, кроме контрактов, указанных в абзаце третьем подп. «а» п. 18 Положения № 1496;
  • в некоторых случаях будут допускаться авансы до 100% суммы договора. Речь идет, в частности, об оплате услуг связи, подписки на печатные издания, обучения на курсах повышения квалификации и приобретении полисов ОСАГО;
  • специальные требования по перечислению авансов предусмотрены для контрактов о выполнении работ по строительству, реконструкции и капремонту.

Обратите внимание! Новые ограничения по перечислению авансов распространяются на федеральные бюджетные и автономные учреждения. Причем до выхода официальных разъяснений по вопросу применения новых норм рекомендуем применять Положение № 1496 при перечислении авансов как за счет средств субсидий, так и за счет средств от приносящей доход деятельности.

Аванс в бюджетных учреждениях

РАСЧЕТЫ ПО ВЫДАННЫМ АВАНСАМ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Как известно, российским законодательством не запрещено осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг на условиях предварительной оплаты (аванса), поэтому многие продавцы (подрядчики, исполнители) активно применяют данную форму расчетов по хозяйственным договорам.
Об особенностях отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов по авансам, выданным бюджетным учреждением, мы расскажем в данной статье.

Государственные (муниципальные) учреждения, в том числе бюджетные учреждения, производят расчеты с контрагентами за приобретенные продукцию и товары, имущественные права, выполненные работы и оказанные услуги на основании заключенных договоров. В соответствии с положениями статей 486 и 711 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) допускается полная или частичная предварительная оплата (аванс) товара поставщику до передачи его покупателю.
В случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не предусмотрен, в срок, определенный в соответствии со статьей 314 ГК РФ (статья 487 ГК РФ).
В Письме Минфина России от 29.08.2014 г. N 02-03-11/43458 отмечено, что законодательство Российской Федерации не содержит норм, ограничивающих право федерального бюджетного учреждения предусматривать авансовые платежи, в том числе размеры и сроки их оплаты, при заключении договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), подлежащих оплате за счет средств, полученных из федерального бюджета. На основании письма можно сделать вывод, что учреждение вправе предусмотреть авансовые платежи по договору на поставку товаров, работ, услуг, заключенному в 2018 году, которые будут осуществляться в 2018 году.

Как Вы знаете, бюджетные учреждения, являясь одной из форм некоммерческих организаций, на основании статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) ведут бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, установлены Федеральным законом от 06.12.2011 г.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Авансовые платежи бюджетных учреждений в счет предстоящих работ,услуг и приобретаемых товаров

Статья А.Беляева, опубликованная в журнале «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 2.

На правах рекламы:

В США многие вещи стоят в несколько раз дешевле, чем в России. Но большинство людей даже не задумывается о возможности покупок за рубежом. Кажется, что это сложно. Но, благодаря сервису eBayWorld, совершать покупки за рубежом очень просто!

Что предлагает eBayWorld?

  • Доставка товаров с аукциона eBay. У сервиса есть снайпер, который позволяет выигрывать торги за минимальную цену и существенно экономить на покупках! Покупать на аукционе eBay становится очень просто.
  • Доставка товаров из любых интернет-магазинов США. Через eBayWorld Вы можете купить ЛЮБОЙ товар в ЛЮБОМ американском интернет-магазине так же просто, будто Вы находитесь в США.
  • Услуга «Виртуальный адрес в США». Эта услуга будет полезна тем, кто хорошо владеет английским и имеет опыт самостоятельных покупок за рубежом. Услуга «Виртуальный адрес в США» предоставляет Вам адрес доставки, который Вы можете использовать при оплате товара в интернет-магазине! Сотрудники компании примут Ваши посылки и отправят их в Россию по Вашему настоящему адресу.
  • Удобные способы оплаты. Вам не нужно заводить PayPal или рисковать своей банковской картой, чтобы совершать покупки. EbayWorld принимает к оплате рубли, электронные деньги (Яндекс.Деньги, WebMoney, Qiwi-кошелек и т.д.), денежные переводы и многое другое.
  • Низкая комиссия — от 7%. У сервиса есть система поощрения постоянных покупателей. Чем больше Вы пользуетесь услугами сервиса, тем меньшую комиссию Вы платите. Это очень выгодно тем, кто совершает множество покупок!

Покупать вещи за рубежом можно в 2-3 раза дешевле! Начните экономить на покупках прямо сейчас!

Бюджетные учреждения при осуществлении своей деятельности производят авансирование предстоящих работ, услуг или приобретаемых товаров.

Рассмотрим особенности осуществления данных платежей в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н), а также законодательством о налогах и сборах.

Право на осуществление предварительной оплаты товара установлено гражданским законодательством. Так, согласно ст. 487 ГК РФ в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не установлен — в разумный срок после возникновения обязательства.

На продавца, получившего сумму предварительной оплаты, возлагается обязанность по исполнению своих обязательств в установленный договором срок. В противном случае, как определено п. 3 ст. 487 ГК РФ, покупатель имеет право потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. Если же продавец не исполняет обязанность по передаче предварительно оплаченного товара и иное не предусмотрено договором купли-продажи, то, как определено п. 4 ст. 487 ГК РФ, на сумму предварительной оплаты подлежат уплате проценты, размер которых определяется в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

В то же время законодательством РФ установлены определенные размеры предоплаты, осуществляемой бюджетными учреждениями. Так, при определении размеров авансовых платежей для оплаты договоров на приобретение продукции, выполнение работ, оказание услуг бюджетные учреждения должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1181 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (далее — Постановление Правительства РФ N 1181).

Согласно п. 8 данного Постановления получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и об оказании услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, вправе предусматривать авансовые платежи:

— в размере до 100% суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2010 г., — по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведении Всероссийской олимпиады школьников и приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также по договорам о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Минздравсоцразвития с иностранными организациями;

— в размере до 60% суммы договора (контракта), но не более 60% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2010 г., — по государственным контрактам на оказание услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти РФ, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента РФ, авиационным перевозкам, осуществляемым в целях обеспечения визитов и рабочих поездок указанных лиц, а также по договорам (контрактам), заключенным с организаторами российских экспозиций на международных, национальных и иных выставочно-ярмарочных мероприятиях, в случае когда для организации таких экспозиций предусмотрено частичное финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета;

— в размере до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2010 г., — по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Кроме того, авансирование может предусматриваться по договорам (государственным контрактом) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, заключенным получателем средств федерального бюджета. При этом сумма договора (государственного контракта) должна превышать 600 000 000 руб., и предусматривается авансовый платеж в размере до 30% суммы договора (государственного контракта), а также последующее авансирование выполняемых работ в указанном размере после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенных авансовых платежей (п. 9 Постановления Правительства РФ N 1181).

Получатель средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) с производителями автомобильной и дорожно-строительной техники, произведенной на территории РФ, в случаях, предусмотренных п. 17.1 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 50% суммы договора (государственного контракта), но не более объема соответствующих лимитов бюджетных обязательств, доведенных в 2010 г. до него в установленном порядке (п. 10 Постановления Правительства РФ N 1181).

Бухгалтерский учет авансовых платежей

Учет расчетов по выданным авансам в бюджетных учреждениях согласно Инструкции N 148н (далее — Инструкция N 148н) ведется на счете 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам». На данном счете учитывают только авансы, перечисленные учреждениям за приобретенные товары (работы, услуги), оплата которых осуществляется безналичными перечислениями.

Бухгалтерские проводки по отражению авансовых платежей приведены в п. 155 Инструкции N 148н, а именно:

1. Перечислен аванс:

Дебет счета 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»

Кредит счетов 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов», 201 06 610 «Выбытия денежных средств с аккредитивного счета», 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами».

2. Принятие на основании Уведомления по расчетам по межбюджетным трансфертам (ф. 0504817) сумм восстановленного неиспользованного остатка межбюджетного трансферта в форме субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, прошлых лет в уменьшение расходов по межбюджетным трансфертам:

Дебет счета 206 12 560 «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

Кредит счета 401 01 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

3. Получение материальных ценностей и потребление услуг в счет перечисленной ранее предварительной оплаты:

Дебет счета 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»

Кредит счета 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам».

4. Зачет субсидий, субвенций, предоставленных автономным учреждениям, бюджетам соответствующих публично-правовых образований согласно отчету о произведенных расходах, финансовым источником которых являются указанные субсидии, субвенции:

Дебет счетов 302 10 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям», 302 12 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

Кредит счетов 206 10 660 «Расчеты по выданным авансам по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям», 206 12 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

5. Начисление сумм, подлежащих возврату в доход бюджета в счет ранее предоставленных и не использованных соответствующими бюджетами межбюджетных субвенций, субсидий:

Дебет счета 205 05 560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Кредит счета 206 12 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

6. Списание с балансового учета на основании первичных документов нереальной к взысканию суммы задолженности по произведенным авансовым платежам:

Дебет счета 401 01 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

Кредит счета 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам».

Пример 1. Бюджетное учреждение приобрело автомобиль стоимостью 826 000 руб., в том числе НДС — 126 000 руб. В соответствии с условиями договора бюджетное учреждение перечислило поставщику аванс в размере 30%. Окончательная оплата осуществляется по истечении трех дней после поступления автомобиля на склад учреждения.

По отдельным договорам произведена оплата услуг по установке сигнализации в сумме 7080 руб., в том числе НДС — 1080 руб., обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) в сумме 8260 руб., в том числе НДС — 1260 руб.

За регистрацию автомобиля в ГИБДД бюджетным учреждением уплачена госпошлина в размере 500 руб.

Оплата расходов осуществлена за счет средств федерального бюджета. Деятельность бюджетного учреждения не облагается НДС.

В бухгалтерском учете приобретение автомобиля будет отражено следующими проводками:

Авансовые платежи в деятельности государственных (муниципальных) учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Варпаева И. А.

В статье рассматривается правовое регулирование и порядок бухгалтерского учета расчетов по выданным контрагентам учреждений бюджетной сферы авансам , а также порядок их списания и забалансового учета .

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Варпаева И.А.,

Текст научной работы на тему «Авансовые платежи в деятельности государственных (муниципальных) учреждений»

АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ)

И. А. ВАРПАЕВА, старший преподаватель кафедры финансов и бухгалтерского учета Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского — Национальный исследовательский университет

Государственные (муниципальные) учреждения производят расчеты с контрагентами за приобретенную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги на основании заключенных договоров. При этом в соответствии с гражданским законодательством допускается полная или частичная предварительная оплата (аванс) товара поставщику до передачи его покупателю (ст. 487 и 711 Гражданского кодекса РФ).

Согласно ст. 487 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором. Если в заключенном между сторонами договоре купли-продажи такой срок не указан, то он определяется в соответствии со ст. 314 ГК РФ и представляет собой разумный срок после возникновения обязательства.

На продавца, получившего сумму предварительной оплаты, возлагается обязанность по исполнению своих обязательств в установленный договором срок. В противном случае, как определено в п. 3 ст. 487 ГК РФ, покупатель имеет право потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы его предварительной оплаты. Если продавец не исполняет указанной обязанности, то в соответс-

твии с п. 4 ст. 487 ГК РФ на сумму предварительной оплаты подлежат уплате проценты (если иное не предусмотрено договором купли-продажи).

Размер процентов на сумму предварительной оплаты может быть закреплен в договоре купли-продажи. В противном случае в соответствии со ст. 395 ГК РФ он определяется существующей в месте жительства кредитора (месте нахождения юридического лица) учетной ставкой банковского процента (процентной ставкой рефинансирования) на день исполнения денежного обязательства или его части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору (если договором купли-продажи не установлен более короткий срок).

Отметим, что согласно п. 2 ст. 395 ГК РФ убытки, причиненные учреждению неправомерным использованием его денежных средств, превышающие указанную выше сумму процентов, могут быть также предъявлены должнику к возмещению.

Для получателей средств из федерального бюджета постановлениями правительства, принятыми в целях реализации федерального закона о федеральном бюджете, предусматриваются определен-

ные ограничения размера авансовой предоплаты. Такие постановления принимаются ежегодно. Так, на настоящий момент при определении размеров авансовых платежей для оплаты договоров на приобретение продукции, выполнение работ, оказание услуг учреждения должны руководствоваться п. 14 постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1249 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»» п. 14 (далее — Постановление № 1249).

Согласно Постановлению № 1249 получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств (далее — ЛБО) на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. вправе предусматривать авансовые платежи:

• до 100 % суммы договора (государственного контракта) по:

^ договорам (государственным контрактам) об оказании услуг связи, подписке на печатные издания и их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, участии в конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведении Всероссийской олимпиады школьников, приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение; ^ договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

договорам о проведении лечения граждан

РФ за пределами России, заключаемым Минздравом РФ, по договорам (государственным контрактам) об оказании транспортных услуг по перевозке гуманитарных грузов железнодорожным транспортом в ходе проведения гуманитарных операций, заключаемым Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и (или) получателями средств федерального бюджета, находящимися в ведении указанного министерства, с российскими организациями-исполнителями; ^ договорам (государственным контрактам) в целях реализации соглашений об оказании фи-

нансовой помощи на восстановление объектов и приобретение основных средств в Республике Южная Осетия и Республике Абхазия; ^ договорам (государственным контрактам) о проведении мероприятий по тушению пожаров;

^ договорам (государственным контрактам) о поставке катеров, заключаемым Федеральной службой охраны РФ в целях обеспечения мероприятий, связанных с председательством Российской Федерации в «Группе двадцати» в 2013 г. в г. Санкт-Петербурге; до 60 % суммы договора (государственного контракта) по:

^ договорам (государственным контрактам) об оказании услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти РФ, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента РФ, авиационным перевозкам, осуществляемым в целях обеспечения визитов и рабочих поездок указанных лиц; ^ договорам (государственным контрактам), заключенным с организаторами российских экспозиций на международных, национальных и иных выставочно-ярмарочных мероприятиях, если для организации таких экспозиций предусмотрено частичное финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета; до 50 % суммы договора (государственного контракта) — по договорам (государственным контрактам) с производителями автомобильной и дорожно-строительной техники, произведенной на территории РФ, в случаях, предусмотренных п. 17.1 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

до 30 % суммы договора (государственного контракта) по:

^ договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, связанных с предоставлением безвозмездной технической и гуманитарной помощи иностранным государствам на двусторонней основе;

^ договорам (государственным контрактам) на поставку воздушных судов и авиационных тренажеров для нужд учебных заведений и

центров подготовки персонала гражданской авиации;

• до 30 % суммы договора (государственного контракта) — по остальным договорам (государственным контрактам), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Кроме того, авансирование может предусматриваться по договорам (государственным контрактам) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, заключенным получателем средств федерального бюджета:

— на сумму, не превышающую 600 млн руб., — до 30 % суммы договора (государственного контракта);

— если сумма указанного договора (государственного контракта) превышает 600 млн руб., то последующее авансирование выполняемых работ (не более 70 %) производится после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенного ранее авансового платежа.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ получателями бюджетных средств признаются органы государственной власти, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления и местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенные учреждения. Таким образом, бюджетные и автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств, следовательно, Постановление № 1249 на них не распространяется. Названные учреждения самостоятельно принимают решение о выплате авансовых платежей и о размере аванса на основании условий двухсторонне подписанного договора с контрагентом.

Рассмотренные выше положения постановления Правительства РФ о мерах по реализации закона о федеральном бюджете действуют только для получателей средств федерального бюджета. Относительно получателей средств муниципального бюджета должно быть аналогичное постановление органов местного самоуправления. Кроме того, подобные постановления органов местного самоуправления могут быть приняты и рекомендованы к применению и для подведомственных им учреждений, имеющих статус бюджетных и автономных.

Учет расчетов по выданным авансам в бюджетных учреждениях согласно Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), ведется на счете 206 00 «Расчеты по выданным авансам». На данном счете учитываются расчеты по предоставленным учреждением в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам).

При перечислении авансов в иностранной валюте учет дебиторской задолженности по выданным авансам одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату авансовых платежей.

Переоценка расчетов по выданным авансам в иностранной валюте осуществляется на дату совершения операций по возврату ранее произведенных выплат в соответствующей иностранной валюте. Возникшие при таком пересчете положительные (отрицательные) курсовые разницы относятся на увеличение (уменьшение) расчетов в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов (счет 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов»).

Группировка расчетов по выданным авансам осуществляется в разрезе видов выплат, утвержденных сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения по аналитическим группам синтетического счета объекта учета и соответствующим аналитическим кодам вида финансовых активов. С учетом изменений, внесенных в Инструкцию № 157н приказом Минфина России от 12.10.2012 № 134н «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 15 7н» (далее — Приказ № 134н), структура счета 206 00 «Расчеты по выданным авансам» представлена в табл. 1.

В казенных и бюджетных учреждениях увеличение дебиторской задолженности контрагентов учреждения по выданным авансам отражается с кодом 560 в разрядах 24 — 26 номера счета, уменьшение — с кодом 660 в разрядах 24 — 26 номера счета. В деятельности автономного учреждения в 24 — 26 разрядах номера счета указывается код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Структура счета 206 00 «Расчеты по выданным авансам»

Название счета 19 20 21 22 23

КОД ГРУППЫ КОД ВИДА

Расчеты по выданным авансам 2 0 6

Расчеты по авансам по оплате труда и начислениям на выплаты по 1

Расчеты по авансам по прочим выплатам 2

Расчеты по авансам по начислениям на выплаты по оплате труда 3

Расчеты по авансам по работам, услугам 2

Расчеты по авансам по услугам связи 1

Расчеты по авансам по транспортным услугам 2

Расчеты по авансам по коммунальным услугам 3

Расчеты по авансам по арендной плате за пользование имуществом 4

Расчеты по авансам по работам, услугам по содержанию имущества 5

Расчеты по авансам по прочим работам, услугам 6

Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов 3

Расчеты по авансам по приобретению основных средств 1

Расчеты по авансам по приобретению нематериальных активов 2

Расчеты по авансам по приобретению непроизведенных активов 3

Расчеты по авансам по приобретению материальных запасов 4

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям 4

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным 1

и муниципальным организациям

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям, за 2

исключением государственных и муниципальных организаций

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам 5

Расчеты по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной 1

системы Российской Федерации

Расчеты по авансовым перечислениям наднациональным организациям 2

и правительствам иностранных государств

Расчеты по авансовым перечислениям международным организациям 3

Расчеты по авансам по социальному обеспечению 6

Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, 1

социальному и медицинскому страхованию населения

Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению 2

Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организа- 3

циями сектора государственного управления

Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых 7

Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг, кроме акций 2

Расчеты по авансам на приобретение акций и по иным формам участия 3

Расчеты по авансам на приобретение иных финансовых активов 5

Расчеты по авансам по прочим расходам 9

Расчеты по авансам по оплате прочих расходов 1

* Счет с аналитическим кодом группы 70 отражает также авансы, произведенные по государственным (муниципальным) контрактам при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности.

В рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства Российской Федерации (в том числе налогового законодательства), а также органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, устанавливать дополнительную группировку расчетов по авансовым перечислениям в разрезе

видов расходов (выбытий) — т. е. предусмотреть в составе рабочего плана счетов дополнительные аналитические коды номеров счетов к синтетическому счету 206 00 «Расчеты по выданным авансам».

Отражение операций по счету осуществляется в Журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Аналитический учет расчетов с поставщика-

ми и подрядчиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов в Карточке учета средств и расчетов либо в самом Журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

Рассмотрим бухгалтерский учет операций по оплате авансов безналичными перечислениями по договорам коммерческого характера с контрагентами (отличные от безвозмездных перечислений организациям, бюджетам и от авансов по социальному обеспечению).

Перечисленные авансы отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» (в казенных учреждениях по кредиту могут корреспондировать соответствующие счета аналитического учета счета 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом»).

Согласно Инструкции № 157н для бухгалтерского учета по счетам учета денежных средств выплаты денег (восстановлений выплат) с банковских счетов учреждения, с лицевого счета учреждения — получателя бюджетных средств, открытого ему органом федерального казначейства по учету средств от приносящей доход деятельности (далее — ОФК), а также с лицевых счетов в ОФК автономного или бюджетного учреждения (получателей государственных или муниципальных субсидий) предназначен забалансовый счет 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Аналогичным образом Инструкция № 157н для бухгалтерского учета по счетам учета денежных средств поступлений денег (возврата указанных поступлений) на указанные выше банковские и лицевые счета учреждений предписывает использовать забалансовый счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

Необходимость использования забалансовых счетов 17 и 18 обусловлена тем, что для указанных счетов денежных средств не предусмотрено отражения кодов бюджетной классификации доходов, расходов и источников1. Операции по забалансовому счету 18 отражаются с указанием полной бюджетной классификации, соответствующей типу учреждения и виду средств — кодов дохода

1 Для указанных счетов денежных средств в бюджетных учреждениях применяются только статьи 510 — 610 КОСГУ (казенными учреждениями в составе полного номера счета применяется код источника финансирования, отражающий увеличение/уменьшение остатков средств).

бюджета (далее — КДБ), кодов расходов бюджета (далее — КРБ), кода источника финансирования (далее — КИФ) и КОСГУ.

Использование аккредитива для авансовой оплаты отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» и кредиту счета 0 201 26 000 «Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации».

В данной статье не рассматривается учет принятия налога на добавленную стоимость (НДС) к вычету с суммы выплаченного аванса, поскольку это является существенным и непростым моментом при авансовой форме оплаты, представляющим собой тему отдельной статьи.

Принятие кредиторской задолженности по факту получения от контрагента материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг отражается в бухгалтерском учете учреждения следующими записями:

дебет соответствующих счетов аналитического учета счетов:

^ 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы»;

^ 0 105 00 000 «Материальные запасы»; ^ 0 401 20 200 «Расходы текущего финансового

года» («Расходы экономического субъекта»); ^ 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, работ, услуг»; кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам».

Зачет обязательств перед контрагентом по полученным материальным ценностям, выполненным работам, оказанным услугам в счет перечисленной ранее предварительной оплаты отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам».

Пример. Бюджетное учреждение в рамках субсидии на выполнение государственного задания заключило договор купли-продажи, предметом которого является покупка оборудования (особо ценного движимого имущества) стоимостью 950 000 руб., в том числе НДС — 18 %. В соответствии с условиями договора поставщику перечислен аванс с лицевого счета в размере 30 % суммы договора. Окончательная оплата осуществляется по истечении трех дней после поступления оборудования на

Корреспонденция счетов по учету выданных авансов и расчетов с поставщиком

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.

1 Перечислен аванс по договору купли-продажи на приобретение оборудования 4 206 31 560 4 210 11 610 285 000

2 Оборудование оприходовано на склад бюджетного учреждения 4 10621 310 4 302 31 730 950 000

3 Произведен зачет аванса 4 302 31 830 4 206 31 660 285 000

4 Произведен окончательный расчет с поставщиком оборудования 4 302 31 830 4 210 11 610 665 000

склад учреждения путем перечисления денежных средств с лицевого счета. Учреждение не является плательщиком НДС.

В соответствии с Инструкцией № 174н, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению», в бухгалтерском учете бюджетного учреждения составляются следующие записи (табл. 2).

В бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений возврат ранее произведенных авансовых платежей отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам».

Отражение поступления средств на восстановление авансовых платежей в учете казенных учреждений производится следующим образом:

— по восстановлению авансовых платежей, произведенных в текущем финансовом году:

Д-т сч. 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»;

— по восстановлению авансовых платежей, произведенных в прошлые финансовые годы:

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», счетов 0 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет», 0 210 02 130 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг», соответствующих счетов аналитического учета счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам».

Дебиторская задолженность, возникшая по авансовым платежам контрагентам, дает учреждению право предъявлять требования к третьим лицам по не исполненным ими обязательствам. По общему правилу возникшие обязательства прекращаются их исполнением. Если это не представляется возможным, то прекратить обязательство можно по следующим обстоятельствам:

—по соглашению сторон: исполнением отступного, заменой другим обязательством (новация);

— по решению одной стороны, например зачетом встречного однородного требования;

— по не зависящим от сторон обстоятельствам: вследствие невозможности исполнения обязательства, на основании акта государственного органа и в силу ликвидации юридического лица.

Если ни один из этих случаев не наступил, а обязательство не исполнено, то списание задолженности дебиторов с балансового учета учреждения должно производиться при условии признания ее безнадежной в силу невозможности ее взыскания по причинам юридического, экономического или социального характера. Задолженность можно классифицировать как нереальную к взысканию в случаях, если выполняется одно из перечисленных условий, приведенных в ГК РФ:

— истек срок исковой давности — 3 года (ст. 196 ГК РФ);

— обязательство прекращено из-за невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);

— обязательство прекращено на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);

— обязательство прекращено в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ).

Несвоевременное списание безнадежной дебиторской задолженности приводит к искажению данных отчетности учреждения, а следовательно, к их недостоверности. Помимо этого дебиторская задолженность, отраженная в балансе учреждения, не в последнюю очередь характеризует его финансовое состояние. Исходя из этого, бухгалтеру учреждения необходимо своевременно списывать дебиторскую

задолженность по нормам действующего законодательства. За искажение бухгалтерской отчетности предусмотрены санкции, в частности административная ответственность согласно ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Инициатором рассмотрения вопросов о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности и последующего согласования ее списания должно выступать бюджетное учреждение. Безнадежная дебиторская задолженность выявляется по результатам инвентаризации, как правило, по результатам ежегодной обязательной инвентаризации расчетов, которая оформляется Инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089).

По результатам инвентаризации в части расчетов с дебиторами руководитель учреждения в случае необходимости издает приказ о списании просроченной и (или) нереальной к взысканию суммы дебиторской задолженности на основании Акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0309016). Основанием для списания задолженности дебиторов и составления по данному факту хозяйственной жизни учреждения бухгалтерских записей служит бухгалтерская справка (ф. 0504833), в которой указываются:

— наименование, адрес, ИНН должника;

— основание, по которому образовалась дебиторская задолженность;

— дата образования задолженности;

— первичные документы, подтверждающие факт возникновения задолженности, их реквизиты;

— документы, свидетельствующие об истребовании задолженности, их реквизиты.

На основании указанной справки производится списание с балансового учета нереальной к взысканию суммы дебиторской задолженности по предоставленным авансам по дебету счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам». Для учета нереальной к взысканию задолженности дебиторов предназначен забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» 2.

2 В соответствии с редакцией приказа Минфина России от 12.10.2012 № 134н.

Списанная задолженность дебиторов учитывается на указанном счете 04 в течение пяти лет с целью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Аналитический учет списанной задолженности на счете 04 должен быть организован в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе видов выданных авансов, по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам) с указанием полного наименования юридических лиц и реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности. Синтетическим регистром учета может являться Журнал операций по забалансовым счетам (номер журнала присваивается в учреждении на основании приказа об учетной политике).

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета учреждений указанных поступлений задолженность списывается с забалансового учета.

Списание с забалансового учета безнадежной дебиторской задолженности производится:

— по истечении срока (пять лет);

— по каждому обязательству;

— на основании приказа (распоряжения) руководителя образовательного учреждения о решении списания безнадежной дебиторской задолженности.

При наличии соответствующих документов дебиторская задолженность списывается с забалансового учета с кредита счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Формируется бухгалтерская справка (ф. 0504833) раздельно по кодам видов финансового обеспечения деятельности учреждения.

1. Варпаева И. А. Забалансовый учет списанной дебиторской задолженности // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. № 7. С. 2—8.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

4. О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н: приказ Минфина России от 12.10.2012 № 134н.

5. О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»: постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1249.

6. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

7. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н.

8. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

9. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

10. Институт госзакупок. URL: http://www. roszakupki. ru.

Лучшие журналы для профессионалов-финансистов, экономистов, бухгалтеров, налоговиков

Не пропустите! Продолжается подписка на все издания! (495) 721 -85-75, [email protected] www.fin-izdat.ru

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Еще по теме:

  • Ч 6 15 ук рф К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ЧАСТИ 6 СТАТЬИ 15 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Мнение законодателя о характере и степени общественной опасности преступлений выражено в ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), устанавливающей четыре […]
  • Минимальная оплата труда в иркутске МРОТ с 1 января 2018 года в Иркутской области увеличен до 100% прожиточного минимума В этом году все ветви власти Иркутской области поставили задачу - увеличить минимальный размер оплаты труда (МРОТ). С 1 января 2018 года МРОТ сравнялся с величиной […]
  • Как восстановить ндс в 1с8 Как восстановить ндс в 1с8 При перечислении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, покупатель принимает к вычету сумму НДС на основании счета-фактуры, […]
  • Статья 12 федерального закона об обязательном страховании Федеральный закон от 28 марта 2017 г. № 49-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Принят Государственной Думой 17 марта 2017 года Одобрен Советом […]
  • 25 закон рф защиты прав потребителей Закон "О защите прав потребителей" Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I"О защите прав потребителей" С изменениями и дополнениями от: 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 […]
  • Ст 85 ск рф судебная практика Статья 85. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей 1. Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. 2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов размер алиментов на […]